Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были созданы ученика­ми К.Левина в середине 1940-х годов в Бетеле (США) и названы Т-группы. В их основе лежала следующая идея: большинство лю­дей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции на их поведение со стороны окру­жающих. К. Левин утверждал, что большинство эффективных из­менений в установках и поведении людей происходит в группо­вом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнару­жить и изменить свои установки, выработать новые формы пове­дения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научить­ся видеть себя глазами других.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимо­действием.

Успешная работа учеников К.Левина в мастерской межгруп­повых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учи­тывались в практике Т-групп. В Т-группах управленческий персо­нал, менеджеров, политических лидеров обучали эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизнен­ных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 году и получили название групп сензитив-ности.

В 1950-х годах в Лейпцигском и Йенском университетах под Руководством М.Форверга был разработан метод, названный со-Чиально-психологическим тренингом (СПТ).Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие Условия для формирования эффективных коммуникативных на-

Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения - student2.ru выков. Практической областью приложения разработанных М.Фор-вергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. На основании боль­шой экспериментально-исследовательской работы Форверг сде­лал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интер­персональной компетентности за счет интериоризации изменен­ных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В 1960-х годах возникает опирающееся на традиции гумани­стической психологии К. Роджерса движение тренинга социаль­ных и жизненных умений {social life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, кон­сультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

Социально-психологический тренинг получил широкое рас­пространение и в отечественной практике. Первая в нашей стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспек­там социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 году. Сегодня этот метод активно использу­ется в работе с детьми, родителями, профессионалами соционо-мической (работа с людьми) группы, руководителями предприя­тий и организаций.

В Педагогическом энциклопедическом словаре психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ори­ентированная на использование активных методов групповой психо­логической работы с целью развития компетентности в общении» [69]. Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компе­тентности, это также и метод развития разнообразных психиче­ских структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейро-лингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситни­ков дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...» [80, с. 144]. При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую ак-меологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамарда-швили) и формирование на их основе культурного феномена про­фессионального мастерства. Он выделяет три основные антропо-техники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано прежде всего с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимся (развитие ком­петентности в общении).

Так, целями специально организованных тренингов становят­ся личностный рост, обучение новым психологическим техноло­гиям, овладение знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения и организации продуктивного взаимодей­ствия с другими людьми в социально значимой деятельности и межличностных отношениях, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений, тренинг эмоционального самоконтроля, самопонимания, финансовой са­мозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта [21, 78].

А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую на­правленность разработанного им акмеологического тренинга как «ориентированность тренинга как системы обучения и подготов­ки профессиональных кадров на воссоздание целостного феноме­на профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» [79, с. 172]. Итак, в насто­ящее время термином «тренинг» охватывается широкая область социально-психологической практики, пересекающейся с груп­повой психотерапией, психокоррекцией и обучением.

В основе тренинга лежит групповое взаимодействие — интер­акция. Существуют разнообразные формы групповой работы: груп­повая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опы­та, тренинговые группы, группы активного обучения и т. п. Участ­ники этих групп при содействии ведущего включаются в своеоб­разный опыт интенсивного общения, ориентированный на ока­зание помощи каждому в решении разнообразных психологиче­ских и профессиональных проблем, в самосовершенствовании.

Перечислим преимущества групповой формы ра­боты.

1. Групповой опыт помогает в решении межличностных про­
блем: человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны,
что и другие переживают сходные чувства. Для многих людей по­
добное открытие само по себе оказывается мощным психотера­
певтическим фактором.

2. Группа отражает общество в миниатюре: в группе ярко, вы­
пукло моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей,
характерная для реальной жизни участников. Это дает им возмож­
ность увидеть и проанализировать в условиях психологической
безопасности психологические закономерности общения и пове­
дения других людей и самих себя, не очевидные в житейских си­
туациях.

3. Возможность получения обратной связи и поддержки от лю­
дей со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все



1П4



       
    Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения - student2.ru
  Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения - student2.ru
 

люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других лю­дей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, посколь­ку сами они переживают почти то же самое. Возможность «смот­реться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической ра­боты, которое не может быть достигнуто никаким другим спо­собом.

4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспери­
ментировать с различными стилями отношений среди равных парт­
неров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование
всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказа­
ния, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного
«психологического полигона», где можно попробовать вести себя
иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, на­
учиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в
атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими,
«сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и
себя и для знакомства с новыми эффективными способами пове­
дения, применяемыми кем-либо. Возникающие в результате этого
эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют лич­
ностному росту и развитию самосознания.

6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое по­
могает прояснить проблемы каждого. Психологическое напряже­
ние в группе должно играть конструктивную роль и подпитывать
энергетику групповых процессов. Задача ведущего — не дать на­
пряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные от­
ношения в группе.

7. Групповая работа облегчает процессы самораскрытия, само­
исследования и самопознания. Иначе чем в группе, иначе чем
через других людей эти процессы в полной мере невозможны. Участ­
ник получает возможность понять и изменить собственную лич­
ность, повысить уверенность в себе.

Тренинг является сравнительно новой формой организации учебного процесса. Относительная новизна этого метода обуче­ния, как отмечает Б. Ц. Бадмаев [2, с. 91], объясняется, во-первых, тем, что о нем у нас долго не знали, несмотря на его распростра­ненность на Западе как метода психокоррекционной работы по­средством организации общения в специально создаваемых ма­лых группах (группах тренинга). Во-вторых, он не считался мето­дом массового профессионального обучения.

Тем не менее тренинг все чаще стал применяться в обучении взрослых для моделирования ситуаций межличностного взаимо­действия в процессе отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других людей и т. п. Это

отвечает современным требованиям практики к «психологиче­ской технологии» для работы с носителями так называемых ком­муникативных профессий (руководителями, педагогами, трене­рами, режиссерами и т.п.).

Специфические черты тренингов как группо­вой формы обучения включают:

- соблюдение определенных принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам груп­
пы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего, но и
от самих участников;

- наличие постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек),
периодически собирающейся на встречи или работающей непре­
рывно в течение нескольких дней;

- определенная пространственная организация (чаще всего ра­
бота в одном и том же отдельном помещении, когда участники
большую часть времени сидят в кругу);

- акцент на взаимоотношениях между участниками группы,
которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и те­
перь»;

- применение активных методов групповой работы;

- вербализованная рефлексия по поводу собственных чувств и
•исходящего в группе;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участ­
никами, климат психологической безопасности.

Наши рекомендации