Глава Теоретические аспекты контроля за усвоением учащихся знаний, умений и навыков на современном уроке в начальной школе

Введение

Жизнь человека – это непрерывный процесс обучения, познания окружающего мира. Начальная школа – важнейшая ступень в развитии ребенка, которая наставляет юного ученика на путь знаний, раскрывает ему двери в науку.

Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. В своей работе стараюсь использовать различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Но, чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. Задача проверки – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить ученика на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности. Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя и является актуальной и посей день.

С помощью контроля устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний, умений, навыков школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии, осознании, осмыслении, запоминании, обобщении, систематизации знаний и действий, использовании их на практике, а также своевременно скорректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Выявление результатов обучения необходимо также для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики, путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащегося в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать выбор использования тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Ананьев Б.И. считал, что отсутствие контроля, оценки знаний, умений и навыков, учащихся в учебном процессе: «Есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные знания, а на весьма субъективных истолкованиях, намеках, полупонятных ситуациях, поведении учителя и учеников».

Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений, навыков учащихся. В настоящее время проблема организации эффективной, своевременной, полной проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся является очень важной. Противоречивый характер оценки отметил еще Я.А.Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогом к обучаемым пронизывает все дидактические системы. Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащегося. Учитель должен знать, чему он обязан научить ребенка и на каком уровне. Педагога необходимо вооружить объективной системой оценки знаний, т.к. в последнее десятилетие усиливается «репрессивный» характер пятибалльной системы». Проблема достоверной оценки знаний, умений, навыков учащегося чрезвычайно важна для всей системы образования в целом и для каждой личности в частности.

Объект исследования:процесс контроля знаний младших школьников.

Предмет исследования:методы контроля знаний младших школьников.

Цель исследования:изучить наиболее часто используемые методы контроля знаний в обучении младших школьников на современном уроке.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.

2. Выявить особенности контроля и оценки знаний в процессе обучения младших школьников на современном уроке.

3. Охарактеризовать методы контроля обучения и диагностики знаний в начальных классах;

4. Изучить опыт работы учителей начальных классов.

Гипотеза:контроль как учебное действие осуществляется не только как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, но и как способ диагностики деятельности учителя, его профессиональности и компетентности как педагога.

Работа имеет следующую структуру:

В теоретической части работы раскрывается сущность контроля и оценки, описываются формы, виды, методы организации контроля, сделана попытка разобраться в плюсах и минусах пятибалльной системы оценивания.

Во второй части нашей работы описаны психолого-педагогические основы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в начальной школе. Изучили педагогические исследования по проблеме контроля и оценки учебной деятельности и учащихся. Рассмотрели различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки. Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооцеку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.

Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость[8, C. 55]. Например, школьник получил за диктант порусскому языку «2″, так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2″ недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказот формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.

Еще одной важной проблемой деятельности оцениванияявляются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5″, в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другиезнаки оценивания — звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма,счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношениеученика к выполнениюконкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно [8, C. 59].

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Виды контроля. Формы и методы организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Требования, предъявляемые к контролю знаний, умений и навыков учащихся

В педагогической практике виды контроля применяют, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так и по месту контроля в процессе обучения: входной, текущий, итоговый. В зависимости от содержания учебного материала, используют на уроках: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы контроля. Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроках можно проводить игры по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, самостоятельные работы по учебнику. Небольшое изменение в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Организовать интересную жизнь коллектива нужно для того, чтобы он стал дружнее и сплочённее, чтобы ребята научились спорить и преодолевать трудности.

Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса [11, C. 12].

В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений: устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных, графических и практических работ, программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Устный опростребует устного изложения учеником о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение в наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний учащихся, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.

Письменный опросзаключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Оценка способствует повышению успеваемости и развитию учащихся, когда при составлении классной работы удается правильно увязать объективные требования с достигнутым классом уровнем успеваемости. Классные работы используются в основном для контроля и оценки комплексных достижений. Ключевые знания и элементарные навыки контролируются в рамках повседневных упражнений и коротких проверок. Вообще контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течении года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи [9, C. 54] .

Содержание работ для письменного опроса может организовывать по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта «А» ученик получит отметку не выше «3» за вариант «Б» – не выше «4», а за вариант «В» – «5». При желании ученик может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой [9, C. 55].

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы работающей в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность, их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписывают на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения [9, C. 55] .

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различные по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматический явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержании которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим детям целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста [9, C. 55] .

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными списаниями пейзажа, портрета и т.п.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин) [9, C. 56]. Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения учащихся, Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать, лишь удачные правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений учащегося по предмету - русский язык, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п. Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Например, контрольными графическими работами может быть, заполнение схем «звуковая модель» слова «состав предложения», «синтаксический разбор предложения».

Заключение

Данная работа посвящена проблеме оценки знаний, умений, навыков школьников младшего школьного возраста на уроках математики в условиях ФГОС.

Контроль и оценка - важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребёнку осмыслить изученный материал, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов труда от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки. В настоящее время контролирующая и оценочная деятельность учителя всё чаще рассматривается с точки зрения воспитывающего обучения, так как оценка учения школьника определяет отношение детей друг к другу, отношение ребёнка к учителям и родителям, создаёт ту атмосферу комфорта или дискомфорта, которая, в конце концов определяет положительное или отрицательное отношение ребёнка и к школе, и к учёбе. Безусловно, важны и другие функции контроля и оценки.

Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют
веру учащегося в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды.

Ученик превращается в полноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему предстоит преодолеть.

Чтобы оценка была наиболее действенной и способствовала успеху учеников, учитель должен действовать дифференцированно.

Психолого–педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Мы считаем, что наше исследование достигло поставленной цели, нам удалось решить сформулированные нами во введении задачи.

Полагаем, что гипотезу нам удалось доказать.

Список литературы

1. Алешина Г.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля. // Начальная школа.- 2015. -№ 1. - С.42-45

2. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе. // Начальная школа. -2014. - № 8- С.58-64

3. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. // Начальная школа.-2012. - № 7 - С.61-71

4. Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание №4. 2012. С. 55

5. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н.К. Гончаров. – М.: Педагогика,2013. С. 43-44

6. Данилова Д.Д., Якунина Е.А. Что меняют в школе новые правила оценивания.// Начальная школа.- 2005.- № 6.- С. 21 -32

7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.С. 65-71

8. Дурова А.И. Стимулирующая оценочная система в условиях безотметочного обучения в начальной школе. // Начальная школа.- 2005.- № 8.- С.54 -58

9. Дусавицкий А.К. Психологическая характеристика отметки как мотива учения //Ветник Харьковского университета. - № 122 – Психология-Вып.8-Харьков.- 2011.С. 54-55

10. Заика Е.В., Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск.- 2014.С. 65-66

11. Илюхина В. И. Вновь поговорим об отметке. // Начальная школа. – 2010. - № 6. С.1-2

12. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания детей в Образовательной системе «Школа 2100». // Начальная школа.- 2015.- № 6.-С.46-52

13. Михеев В.И., Кокотушкин В.А., Салех Н.М. Глубина знаний и методика ее оценки. // Среднее специальное образование.- 2013. - № 8. - С.14-28

14. МОРФ «Методическое письмо» от 19.11.98 № 1561 /14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».// Начальная школа. – 2014. -№ 3. - С.5-12

15. МОРФ Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования. // Начальная школа. – 2011. - № 28. – С. 5-12

16. Немов Г.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн.2 Психология образования.- М.: Просвещение: Владос. - 2014. С.54

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера. - 2014. С.54-55

18. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр Владос, 2014. С.67- 68

19. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Знание. - 2016. С.56-57

20. Солдатов Г. Оценки и отметки. // Начальная школа. –2014. -№ 2. –С.59-63

21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. 2010. С. 76-77

22. Фирсина Е.Г., Мурзина Н.П. Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. // Начальная школа.-2005.-№ 11.- С.5-10.

23. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. – М.: Просвещение. - 2015. С 87

24. Цукерман Г. Оценка без отметки. – Москва – Рига, Педагогический центр «Эксперимент».- 2011. С. 76

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М. Педагогика.- 2015. С. 43-45

26. Эргашева Л.А. Как я оцениваю учебные достижения своих учеников. // Начальная школа.-2015 .- № 3.- С.15 -17

27. Юдачева Т. Ох уж эти контрольные! // Начальная школа.- 2014. - № 35 – С.1-32

28. Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний, умений, навыков школьников как предмета психологического исследования. //. Психологические критерии качества знаний школьников. - М.- 2011. С. 54

Введение

Жизнь человека – это непрерывный процесс обучения, познания окружающего мира. Начальная школа – важнейшая ступень в развитии ребенка, которая наставляет юного ученика на путь знаний, раскрывает ему двери в науку.

Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. В своей работе стараюсь использовать различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Но, чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. Задача проверки – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить ученика на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности. Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя и является актуальной и посей день.

С помощью контроля устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний, умений, навыков школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии, осознании, осмыслении, запоминании, обобщении, систематизации знаний и действий, использовании их на практике, а также своевременно скорректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Выявление результатов обучения необходимо также для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики, путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащегося в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать выбор использования тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Ананьев Б.И. считал, что отсутствие контроля, оценки знаний, умений и навыков, учащихся в учебном процессе: «Есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные знания, а на весьма субъективных истолкованиях, намеках, полупонятных ситуациях, поведении учителя и учеников».

Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений, навыков учащихся. В настоящее время проблема организации эффективной, своевременной, полной проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся является очень важной. Противоречивый характер оценки отметил еще Я.А.Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогом к обучаемым пронизывает все дидактические системы. Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащегося. Учитель должен знать, чему он обязан научить ребенка и на каком уровне. Педагога необходимо вооружить объективной системой оценки знаний, т.к. в последнее десятилетие усиливается «репрессивный» характер пятибалльной системы». Проблема достоверной оценки знаний, умений, навыков учащегося чрезвычайно важна для всей системы образования в целом и для каждой личности в частности.

Объект исследования:процесс контроля знаний младших школьников.

Предмет исследования:методы контроля знаний младших школьников.

Цель исследования:изучить наиболее часто используемые методы контроля знаний в обучении младших школьников на современном уроке.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.

2. Выявить особенности контроля и оценки знаний в процессе обучения младших школьников на современном уроке.

3. Охарактеризовать методы контроля обучения и диагностики знаний в начальных классах;

4. Изучить опыт работы учителей начальных классов.

Гипотеза:контроль как учебное действие осуществляется не только как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, но и как способ диагностики деятельности учителя, его профессиональности и компетентности как педагога.

Работа имеет следующую структуру:

В теоретической части работы раскрывается сущность контроля и оценки, описываются формы, виды, методы организации контроля, сделана попытка разобраться в плюсах и минусах пятибалльной системы оценивания.

Во второй части нашей работы описаны психолого-педагогические основы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в начальной школе. Изучили педагогические исследования по проблеме контроля и оценки учебной деятельности и учащихся. Рассмотрели различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся.

Глава Теоретические аспекты контроля за усвоением учащихся знаний, умений и навыков на современном уроке в начальной школе

Наши рекомендации