Организация обучения математике в начальной школе. Урок как основная форма обучения математике младшего школьника.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

• Колич-ву учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивид-ные формы обучения);

• месту учебы (школьные (уроки, работа в мастерских, в лаборатории), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) формы);

• продолжительности учебных занятий (классический час (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности).

Формы обучения - виды учебных занятий, сп-бы организации учеб-й деят-ти шк-ков, учителя и учащихся, направленное на овладение учащимися ЗУН, на воспитание и развитие их в пр-сс обучения.

Формы обуч-я мат-ке бывают традиционные: урок, семинар, консультация, экскурсия, конференция, школь-ные лекции и нетрадиционные: урок-самоуправления, урок-сказка, урок – путешествие, урок – игра.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей (уроков);

• каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков (расписание);

• руководящая роль учителя (педагогическое управление);

• применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Урок – это осн. форма обучения, логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса; 35-45 минут. Урок – особая форма организации деятельности учителя и учащихся, количество уроков определяется учебным планом, а содержание - государственным стандартом и школьными программами.

Урок состоит из компонентов:

Цель (образовательная, развивающая, воспитательная). В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения – содержание урока. В этом учителю помогают программы, методические пособия, методические рекомендации. Средства и методы: каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющая отношение между учителем и учащимися между собой.

Организация учебной деятельности. Учебной деятельностью на уроке управляет учитель, при этом используется различные формы организации – общая, фронтальные, групповые, индивидуальные.

Этапы урока (комбинированный урок).

1. Организационный момент (все приготовились, встают, «кто тише сядет»).

2. Устный счет.

3. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

4. Актуализация знаний.

5. Сообщение новой темы.

6. Объяснение нового материала.

7. Упражнение на закрепление понятия.

8. Физминутка в 3-4 классе, можно провести игру (смена деятельности).

9. Самостоятельная работа.

10. Корректировка, уточнение

11. Итог урока

12. Домашнее задание.

Типы уроков математики в начальной школе.

1. Урок по ознакомлению с новым материалом

2. Урок по закреплению изучаемого материала (упражнения, задачи, примеры) - работа по уже известной теме.

3. Урок проверки и оценки ЗУН (контрольная работа).

4. Урок по систематизации и обобщению изучаемого материала.

5. Комбинированный урок (смешанный).

По системно-деятельностному походу выделяют уроки:

• Ознакомление с новым материалом( ОНЗ: мотивация к учебной деятельности, активизация знаний и фиксация затруднений, постановка проблемы, по

• урок рефлексия

• урок коонтроля

Основные требования к современному уроку.

1. Отбор главного существенно значимого материала;

2. Научность и достоверность изучаемых фактов;

3. Мотивация и дифференцированность;

4. Соответствие педагогического замысла задачам урока;

5. Соответствие типа урока средствам и замыслам;

6. Познавательная активность учащихся;

7. Полноценность содержания;

8. Воспитание интереса к предмету математика;

9. Единство деятельности учителя и учащихся.

Экскурсия - форма организации учебных занятий, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью. В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

Домашняя учебная работа - это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Домашняя работа выполняет функции закрепления знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала, развития умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. математики.

15. Цели и задачи музыкального образования младших школьников.

Цель школьного музыкального образования. Единство музыкального образования, воспитания и развития. Научность; систематичность и последовательность; доступность; наглядность. Ведущие задачи музыкального образования в современной школе.Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.Основные средства достижения такой цели — постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:• формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;• обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;• совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

• становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);

• приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

• развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

• активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;

• приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.Выдвигается принцип дискуссионности, определенной «конфликтности» в проведении музыкальных занятий. Польза дискуссии о музыкальном произведении, музыкальном направлении (романтизм, современность, поп- или рок-музыка и др.) заключается в самом процессе «поиска вслух», а отнюдь не в нахождении единственного верного, устраивающего всех, ответа.

Задача дискуссии на музыкальном занятии и уроке — определение своего собственного, личного взгляда на предмет.Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала в себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике (дореволюционной и последующих лет). Ее основные положения не представляют для опытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципы воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:

• постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;• понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;• осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

Педагоги-музыканты всегда испытывают недостаток времени для музыкальных занятий, и потому дорога каждая минута урока. Важно, чтобы занятия и уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «били в цель». И потому, используя на музыкальных занятиях разные виды деятельности — пение, движение, анализ, игру на инструменте, проверку, выставление оценок, чтение учебника, музыкальные викторины, выполнение проблемных заданий, педагог-музыкант призван видеть в них не только «заинтересовывающие» формы учебной работы, чтобы не было скуки, а прежде всего средство активизации деятельности чувств и мысли.

«Душа обязана трудиться» — только опора на этот тезис приводит к развитию у детей актуальных знаний, умений, навыков, чувств и в конечном итоге духовной культуры.Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов детской музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.При этом рекомендуется опираться на специфические черты:• национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция;• традиции конкретного региона России;• работу русскоязычных школ в суверенных государствах бывших союзных и автономных республиках СССР.

Наши рекомендации