Мотивационная сфера человека и ее развитие в онтогенезе. Мотивы учения, их виды и динамика развития
Мотив - это побуждения к деят-ти, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, поведенческих паттернов, интересов.
Мотивы могут быть Осознанные - это цели, к которым человек стремится и Неосознаваемые- это реальные движущие силы поведения человека.
Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Мотивы–новообразования дошкольного периода: Начинают совершаться осознанные поступки. В младшем школьном возрасте мотивы делятся на знаемые и понимаемые. В подростковом возрасте возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутр-м миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.
Группы мотивов: 1) соц-е, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с др. людьми. 2) познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
Индивидуально-типологические особенности человека (темперамент, характер, способности), их характеристика (определение, свойства, виды, типы). Влияние индивидуально-типологических особенностей человека на особенности выполнения различных видов деятельности (игровой, педагогической, спортивной и пр.)
темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Им были выделены4 типы темпераментов:
СангвиникСильный уравновешенный подвижный тип .Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.
ХолерикСильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения. Несдержан, нетерпелив, вспыльчив.
ФлегматикСильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, интраверт.
МеланхоликСлабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов. Повышенная чувствительность, легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
Задатки — это природная предпосылка, лежащая в основе развития способностей.
В психологии существует два подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.
Деятельностный подход Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность.
Знаниевый подход Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков.
Иерархия способностей
Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Высокая степень одаренности называется талантом
Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.
Соотношение понятий: изменение, развитие, созревание, формирование, становление. Виды развития человека: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное. Основные закономерности и линии психического развития.
Изменение —это постепенный или ступенчатый процесс перехода на новый уровень
Развитие– это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных изменений. Любое развитие подразумевает изменения.
Созревание- это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума.
Формирование-процесс целенаправленного и организованного овладения чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
Становлениеличности - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, результат развития.
Физи́ческое разви́тие — процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
Физиологическое развитие- процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза(индивидуального развития).
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности
Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Духовное развитие- это духовный рост, прогресс, полное преображение человека, которое проявляется в целостности, самореализации, самосовершенствовании и самопознании. перерождение души и духа.