Мотивационная сфера человека

Термин мотивация в современной психологии используется в двояком смысле:

1. Как обозначающий систему факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т. д.

2. Как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Чаще всего в научной литературе мотивацию определяют, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

О мотивации говорят при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы: «зачем?» и «почему?», «ради чего?», «какой смысл?». Причем, любая форма поведения может быть объяснена как внешними, так и внутренними причинами. В качестве внутренних причин выступают психологические свойства субъекта. В качестве внешних причин – условия и обстоятельства деятельности.

В первом случае (внутренние причины) говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах. Во втором случае – о стимулах, исходящих от ситуации.

Психологические факторы, исходящие, как бы изнутри, от человека – определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Обычно любое действие двояко детерминированно. А в одинаковых ситуациях люди ведут себя и понимают её по-разному. Субъект действия и ситуация непрерывно влияют друг на друга, непрерывно меняются. Мотивация мыслится, как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив можно определить, как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Мотивы – конкретные побуждения к деятельности. Анализируя то или иное поведение человека, или определенный поступок, нужно знать мотивы, или побудительные причины, так как одинаковые внешне поступки могут быть вызваны разными мотивами. Например, один ученик делает домашнюю работу, чтобы понравиться учительнице. Второй ученик делает домашнюю работу, чтобы удовлетворить свою познавательную потребность. Третий ученик – чтобы получить хорошую оценку и вознаграждение от родителей.

В сложной деятельности обычно работает не один мотив, а несколько. Образуется, как говорят, система мотивации действий. Принято выделять побудительные и смыслообразующие мотивы: первые являются основанием целенаправленных действий; вторые переводят общественно фиксированные значения ценностей на личностный уровень (значение для меня).

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Основная роль в формировании направленности принадлежит осознанным мотивам

Из всех возможных диспозиций особенно важным будет понятие потребности. Потребность, как состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворённости, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Меньше всего потребностей у растений, больше всего – у человека.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Цель – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с удовлетворением потребности.

Психологически цель есть мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объём кратковременной памяти и оперативной, с ней связаны эмоциональные переживания и мыслительный процесс в данный момент времени. В отличие от цели, потребности хранятся, вероятно, в долговременной памяти.

Мотивационная сфера человека - student2.ru

Рис. Общее строение мотивационной сферы человека.

Каждая диспозиция может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребностей, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

Характеристика мотивационной сферы.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость, иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимают качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозицией (мотивов), потребностей, целей.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных побудителей более низкого уровня.

Например, при гибкой мотивационной сфере человек, в зависимости от обстоятельств, для удовлетворения одного и того же мотива, может использовать более разнообразные средства, чем другой: один потребность в знаниях удовлетворяет через ТВ, радио, а другой – книги, печать, общение.

Широта мотивационной сферы – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения потребности, а гибкость – подвижность связей между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и целями, между потребностями и целями.

Иерархизированность - характеристика каждого уровня организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще. Другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Психологические теории мотивации

Теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдугалла. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с животными, Фрейд и Макдугалл свели все формы поведения к врожденным инстинктам. В теории Фрейда таких инстинктов было два: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Макдугалл предложил десять инстинктов: изобретательство, строительство, любопытство, богатство, стадность, драчливость, родительский инстинкт, отвращение, самоунижение, самоутверждение.

Мотивационная концепция Г. Мюррея

Мюррей, наряду с перечнем органических (первичных) инстинктов (изобретательство, строительство, любопытство, стадность, драчливость, родительский инстинкт, отвращение, самоунижение, самоутверждение), выделенных Макдугаллом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктивно подобных влечений, в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффиллиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий и неудач, покровительства, порядка, игры, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания и т.д. И ещё потребности приобретения, отклонения обвинения, познания, объяснения, признания. Всего 26 потребн6остей.

Центральное положение концепции – тезис о снижении напряжения. Потребность вызывает напряжение, удовлетворение потребности снимает напряжение.

Концепция мотивации поведения А. Маслоу.

Абрахам Маслоу заменяет понятие инстинкта базовыми потребностями. Полное отсутствие желаний не долговечно: если одна потребность удовлетворена, то всплывает другая и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу считает, что все потребности человека врождённые (инстинктивные) и организованы в иерархическую систему приоритета (доминирования). Доминирующие потребности расположены внизу и должны быть удовлетворены до того, как человек сможет осознать их наличие и быть мотивированным потребностями сверху. (Могут быть исключения – творческие люди.)

Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «всё, или ничего». Они удовлетворяются частично, и человек может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей.

Средний человек удовлетворяет физиологические потребности на 85%; безопасность – на 70%; любовь и принадлежность – на 50%; самоуважение – на 40%; самоактуализация – 10%. Люди частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернётся на этот уровень и останется там, пока не удовлетворит их в достаточной мере.

1. Физиологические потребности – необходимы для физического выживания: пища, питьё, кислород, физическая активность, сон, сенсорная стимуляция. Недостаток их оказывает разрушительное воздействие на поведение человека.

2. Потребности в безопасности и защите: в стабильности, законе, порядке, предсказуемости событий, в свободе от угрозы болезни, страха и хаоса. Эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

В семье, где режим и дисциплина, дети чувствуют себя в безопасности, если этого нет, то дети становятся тревожными. Религия и философские идеи позволяют человеку воспринимать мир более безопасно. Потребность в безопасности у больного неврозом может выражаться в поиске защитника, более сильного человека или системы, от которой он может зависеть.

3. Потребность в принадлежности и любви (присоединение и принятие) – люди стремятся установить отношения привязанности с другими. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

4. Потребности самоуважения и уважения другими.

Самоуважение: компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода. Уважение другими: престиж, признание, репутация, статус, оценка приятия. Удовлетворение потребности самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство. Фрустрация этой потребности приводит к чувству неполноценности, слабости, пассивности, зависимости.

Здоровое самоуважение основывается на здоровом заслуженном уважении, а не на славе, социальном положении, т. е. на действительной значимости.

5. Потребности самоактуализации – если все нижележащие потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности самоактуализации.

Потребность в самоактуализации – это желание человека стать тем, кем он может стать, потребность в раскрытии и реализации вершины своего потенциала.

Специфические формы самоактуализации: учёный, поэт и прочие. На этом высшем уровне люди больше всего отличаются друг от друга.

Две глубинные категории мотивов:

1. Дефицитарные (Д – мотивы) – включают низкоуровневые потребности (физиологические, безопасности);

2. Мотивы роста (Б – мотивы) – имеют отдалённые цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (увеличение напряжения).

Два вида любви взрослых людей:

- Дефицитарная (Д – любовь), основана на дефицитарных потребностях. Эта любовь из стремления получить то, чего не хватает, например, самоуважения. Такая любовь эгоистична, она берет, а не даёт.

- Бытийная (Б – любовь) – основана на осознании ценности другого, т. е. «бытия» другого, несмотря на его несовершенство. Эта любовь выражается в поощрении в другом его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости того, что позволяет человеку расти.

Когнитивный подход к мотивации. В этом направлении особое значение придаётся феноменам, связанным с сознанием и знанием человека. Основные понятия: когнитивный диссонанс, ожидание успеха, ценность (привлекательность) успеха, боязнь возможной неудачи, уровень притязаний. Часто эти понятия употребляются во взаимосвязи, где центральным психологическим процессом, является процесс принятия решения.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основной постулат: система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При рассогласованности (диссонансе), человек стремится уменьшить его, что может стать мотивом его поведения, и активно избегает ситуации, способной его породить.

Уменьшить диссонанс можно тремя способами:

1. Изменить один из элементов системы знаний, чтобы он не противоречил другому;

2. Добавить новые элементы в структуру знаний, чтобы она была более согласованной;

3. Уменьшить значимость не согласующихся между собой знаний.

Диссонанс проявляется при принятии человеком решений, при отборе информации, при преодолении конфликтных ситуаций, результатов и прочее.

При принятии решений диссонанс, сопровождаемый процесс, обычно редуцируется за счёт придания большей ценности принятому решению. Человек может искать дополнительные аргументы в пользу своего решения, после его принятия, искусственно приукрашивая, игнорировать негативную информацию. Если человек после принятия решения повышает ценность не принятой им альтернативы, то диссонанс увеличивается.

Состояние диссонанса возникает не всегда, а когда субъект воспринимает себя в качестве наиболее вероятной причины несогласованности.

Общая когнитивная теория мотивации Р. Аткинсона объясняет поведение человека, направленное на достижение определённой цели, отражает моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определённом уровне.

Сила стремления человека к достижению поставленной цели по Аткинсону:

М = Пду х Вдц х Здц

Где: М – сила мотивации (стремления);

Пду - сила мотива достижения успехов, как личностной диспозиции;

Вдц - субъективно оцениваемая вероятность достижения цели;

Здц - личностное значение достижения данной цели для человека.

Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Аткинсон, Хекхаузен).

Мотив достижения успеха проявляется, когда люди ставят цель, достижение которой расценивается, как успех. Человек, мотивированный подобным образом, сосредоточен на достижении цели и ожидает успеха.

Мотив избегания неудачи предполагает, что люди ставят цель по избеганию неудачи. Люди мотивированные в этом направлении обычно являются неудачниками.

Люди различаются самооценкой, представлением о своих возможностях и способностях, по-разному оценивают неудачу, ответственность.

Важную роль в выборе деятельности человека играет так же тревожность. Различают личностную и ситуативную тревожность. Ситуативная тревожность зависит от точности когнитивной оценки ситуации. Люди с высокой личностной тревожностью чаще терпят неудачи на экзаменах и прочее.

Каузальная атрибуция отражает потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений. Способность человека к такому пониманию, связана с регуляцией человеческих отношений, стремлением объяснять, оправдывая или осуждая поступки людей. (Хайдер, Келли, Джонсон).

Фундаментальная ошибка атрибуции - это тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных причин, то есть люди с большей готовностью приписывают причины поступков личности, чем обстоятельствам. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.

В теории социального научения (бихевиоризм) Дж. Роттер развивает представление о зависимости поведенческого потенциала от ожидания достижения желаемой цели и ценности этой цели:

ВР = f(E a RV),

Где: ВР – поведенческий потенциал, равный силе, определяющей стремление человека реализовать определённую цель;

Е – ожидание того, что данное поведение приведёт к желаемой цели R;

RV – ценность или значимость для человека цели R;

a – знак совместного действия приведённых переменных.

Понятие ожидания (Е) у Роттера связано с понятием локуса – контроля (в какой степени результаты деятельности зависят от человека или обстоятельств).

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности между структурой деятельности и мотивационной сферой человека существуют отношения изоморфизма, то есть взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельности.

Наши рекомендации