Вопрос 2. Развитие психоаналитического учения. Развитие личности в онтогенезе

2 научные школы:

Психоанализ - теория объектных отношений (Виникотт (изменение взгляды на соотношение на ребенок и среда, ребенок), Маргарет Малер). Карен Хорни - особенно закономерности развития ребенка в онтогенезе. Необходимость чувство безопасности. Работы Адлера, Юнг (период зрелости он рассматривал как период становление личности, именно проблемы индивидуации, достижение личностной зрелости оказываются в центре внимания). Э. Эриксон. Теория привязанности – психодинамическмй подход был истоком работ Боулби. Ограничиваемся Боулби и Эйнсворт.

Боулбисчитал, что тип привязанности влияет на познаватель­ное развитие ребенка. Причины такого влияния заключаются в том, что между удовлетворением потребности ребенка в безопасно­сти и готовности к познанию мира существует прямая зависимость. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бо­яться нечего и можно смело исследовать мир. Первый год жизни ребенка — сенситивный период для форми­рования привязанности. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка воз­никает избирательность в отношении взрослых, различение «сво­их» и «чужих». следующие этапы формирования привязанно­сти:

ü 0-6 месяцев — формирование потребности в контакте и близос­ти со взрослым, необходимых для выживания ребенка.

ü 6-12 месяцев — на основе формирования «сохранения объек­та» выделение образа матери как объекта поведенческой моде­ли привязанности

ü до 2-3 лет — осуществляется формирование устойчивых пат­тернов привязанности. Свидетельством их возникновения яв­ляются реакции ребенка на сепарацию (отделение) и разлуку с матерью.

Для диагностики типа привязанности М. Эйнсворт была разработана специальная процедура — «Тест незнакомой ситуации». М. Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности:

Безопасная привязанность:тип В (60-65%). Ребенок охотно общается с матерью; сво­бодно исследует ситуацию, привлекает мать к деловому сотрудни­честву; демонстрирует осторожное, но открытое отношение к незна­комому взрослому и готовность к взаимодействию с ним, активно исследует предметы и игрушки. Выражает недовольство уходом матери, огорчается, но быстро успокаивается, проявляет интерес и приветствует попытки незнакомого взрослого вступить в контакт. Радуется возвращению матери.

Тревожная ненадежная привязанность представлена двумя ва­риантами:

Тревожно-избегающий тип привязанности: тип А (15—20% детей). Ребенок играет сам по себе, не вступая в контакт с матерью. Ребенок внешне демонстриру­ет полную отстраненность от матери, не пытается вовлечь ее в ка­кие-то формы активности. Сдержан и пассивен в новой ситуации. Иногда может проявить парадоксальное поведение (залезть на ко­лени к незнакомому взрослому). Мать уходит — не обращает вни­мания, нет ярко выраженной эмоциональной реакции, хотя и отме­чается падение активности. Попытки незнакомого взрослого всту­пить в контакт не отвергаются, но ребенок остается пассивным. После возвращения матери нет попыток вступить в контакт. В основе избегающего поведения лежит вытеснение нео­сознанной установки ожидания отвержения со стороны матери. Основная причина формирования такого типа привязанности — холодность, дистантность матери, отсутствие поддержки и помощи с ее стороны и формирование у ребенка неуверенности в поддержке взрослого.

Тревожно-протестующий амбивалентный тип привязанности: тип С (15% детей). В незнакомой ситуации ребенок пытается пол­ностью завладеть вниманием матери, не давая ей возможности об­щаться с незнакомым взрослым. Залезает на руки, тащит матери игрушки с целью привлечь ее внимание к себе, отворачивается от чужого взрослого, отказывается от общения с ним. Ни за что и ни на минуту не хочет расставаться с матерью. Фаза сепарации являет собой душераздирающее зрелище: крики, истерики, моторная буря, иногда — «мнимая смерть». В отсутствие матери отвергает общение и помощь незнакомого взрослого. При воссоединении выражает од­новременно и радость, и агрессию в адрес матери. Возвращение мате­ри сначала бурно приветствует, а затем ребенок пытается наказать мать, отворачивается, бьет ее, толкает, плачет и кричит даже громче, чем при сепарации. Среди основных причин формирования амби­валентного типа привязанности — непоследовательность поведения матери и ее импульсивность, эмоциональная неустойчивость.

Тип привязанности оказывает влияние на развитие самооцен­ки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познава­тельное развитие ребенка.

Работы Жана Пиаже – развитие интеллекта.Дисскуссия Выготский и Пиаже. Базовые понятия (эгоцентризм- децентрация, ассимиляция, аккомодация, адаптация, равновесие; сохранение). Хотя бы назвать этапы.

Отечественная психология.

Наши рекомендации