Вопрос 49. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения
1.Под профориентационным психологическим консультированием
в службе занятности населения понимается деятельность психолога-профконсультанта, направленная на оказание психологической поддержки безработному, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы. Выделяются следующие задачи профконсультаиии в службе занятости населения:
• информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;
• диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;
• психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;
• помощь клиенту в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии. Приоритетность решения той или иной задачи обусловлена причиной, по которой клиент обратился в службу занятости, и ситуацией, в которой проводится консультирование. Выделяются следующие причины обращения в службу занятости населения, при которых необходимо профориентационное психологическое консультирование:
• отсутствие профессии у безработного;
• низкий образовательный уровень;
• отсутствие подходящей вакансии для клиента;
• желание сменить профессию или проблема выбора новой специальности;
• наличие у клиента проблем психоэмоиионального характера: . стрессовое состояние;
• тревога;
• волнение;
• подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбором или поиском работы;
• неадекватная заниженная или завышенная самооценка;
• желание и потребность быть выслушанным и понятым;
• отсутствие четко разработанного плана своего профессионального развития;
• неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собеседований;
• плохое знание рынка труда ипрофессий;
• определенный социальный статус безработного (демобилизованный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.);
• потеря работы в связи с увольнением по сокращению штата;
• направление на переобучение или повышение квалификации.
2. Задачей профконсультанта в службе занятости населения является содействие клиенту в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором и поиском работы. Выделяются следующие фткиии профконсультанта в иентре занятости:
• профинформация, включающая в себя:
. создание информационного банка данных для клиентов, содержащего в себя различные сведения:
профессиограммы различных профессий;
- рейтинг профессий;
- информацию об учебных заведениях;
• информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера;
• участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации;
• профотбор, понимаемый как установление оптимального соотношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя:
• психологическую диагностику индивидуальных свойств испособностей личности;
• оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;
• принятие решения о степени профессиональной пригодности;
• организационно-методическая работа, предполагающая:
• знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики;
• работу с психодиагностическим инструментарием;
• повышение квалификации в области профориентации, самообучение;
• профконсультирование, понимаемое как процесс, целью которого является достижение согласования между желаниями, потребностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную профессию и реально существующим положением на рынке труда;
• психологическая поддержка.
3.Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных мер, техник и приемов психологической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери работы или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему. Профконсультант выполняет следующие задачи, ориентированные на оказание психологической поддержки безработным:
• в области профессионального консультирования:
. формирование уверенности человека в своей способности справляться с трудностями поиска работы и стрессом, который вызывает этот процесс, а также создание чувства уверенности в собственных силах,
• формирование установки на поиск работы и проявление деятельной, активной позиции;
• формирование, активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, помогающих справляться с трудностями поиска работы и стрессом;
• работа с мотивационной сферой, предполагающая:
- анализ мотивации и потребностей личности;
- активизацию профессиональных мотивов и потребностей;
- коррекцию профессиональных мотивов и потребностей в соответствии с реальными способностями;
• в области профессионального обучения и переквалификации:
• формирование готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе профессионального обучения и переквалификации;
• активизация, развитие познавательных мотивов, формирование интереса у обучению;
• активизация психических функций, необходимых для успешного обучения и обеспечивающих познавательную деятельность;
• в области трудоустройства:
• создание атмосферы благожелательности, позитивного отношения к проблеме поиска работы, способствующих активному и результативному поиску работы;
• активное слушание, демонстрация желания помочь, сочувствия;
• в области психологической коррекиии:
• формирование адекватной самооценки, способствующей принятию адекватного решения;
• формирование установки поведения преодоления трудностей;
• устранение или ослабление скрытого или явного эмоционального неблагополучия, включающего в себя присутствие следующих отрицательных эмоциональных состояний:
- повышенная тревожность;
- чувство неуверенности в себе, в собственном будущем;
- страх из-за неопределенности;
- излишняя нервозность, слезливость;
- эмоциональная неустойчивость;
- пассивность и индифферентность;
- агрессивность и конфликтность;
• формирование эффективных форм поведения.
4. Успешность профконсультирования во многом зависит от компетентности и подготовленности профконсультанта. Одной из областей, в которых профконсультант должен уметь ориентироваться, является область изучения и исследования личностных качеств и психологических характеристик безработных граждан — клиентов службы занятости населения, а также знание типов безработных На основе уровня активности и самостоятельности в поиске работы, а также степени эмоциональной вовлеченности в данную проблему можно выделить 4 типа безработных граждан:
• первый тип безработных имеет следующие характеристики:
. обычно не нуждается в помощи службы занятости и чаще всего не регистрируется как безработный;
. полностью самостоятелен в профессиональном самоопределении и поиске работы;
. ориентирован на быстрый поиск новой подходящей работы;
• второй тип безработных имеет следующие характеристики:
. регистрируется в службе занятости как безработный с целью полного использования ее ресурсов по поиску работы;
• самостоятельность в принятии решении о том, какая работа для них максимально подходит;
. адекватностью обоснованность профессионального плана;
• третий тип безработных, имеющий следующие характеристики: . болезненное переживание потери работы, на которое уходит
достаточно большой промежуток времени; . стадия переоценки ценностей наступает через довольно длительный срок (иногда до года);
• принятие решения об изменении своего профессионального положения чаще всего происходит не самостоятельно, а с помощью участия в специальных социально-реабилитационных программах;
• четвертый тип безработных характеризуется такими особенностями:
• переживание серьезных и глубоких конфликтов, связанных с потерей работы;
• потеря работы может стать толчком к неблагоприятным личностным и социальным изменениям, вплоть до алкоголизма, наркомании, суицида, преступной деятельности;
. необходимость прохождения специальных реабилитационных программ. Выделяют следующие психологические характеристики безработного:
• снижение чувства общей удовлетворенности своей жизнью, обусловленное невозможностью удовлетворения своих ведущих
потребностей как низшего уровня, то есть материальных потребностей, так и высшего уровня, то есть потребностей в самоактуализации, проявлении своей активности и реализации себя;
• нарушение существовавшей ранее иерархии и потребностей и мотивов, в связи с чем на первый план выступают менее значимые мотивы, например проблема свободного времени и его траты, а более значимые, например забота о своем авторитете, статусе, отходят на второй план;
• усиление чувства одиночества и социальной изоляции из-за отсутствия привычных контактов с окружающими;
• потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, неорганизованность в связи с изменением привычного стиля жизни;
• нарастание апатии, пассивности, покорности, обусловленное неудачами в поиске работы, отказом потенциальных работодателей, общим состоянием депрессии;
• преобладание настроения пессимизма, основанного на неверии в собственные силы, в результативность своих поисков;
• потеря стремления к упорядоченности своей жизни, основой которого может быть резкое изменение стиля жизни, общая дезорганизация личности;
• повышение возбудимости, агрессии, связанное с невозможностью удовлетворения своих актуальных потребностей.
Наиболее сильно эти характеристики проявляются в ситуации потери человеком работы не по собственной инициативе, а в ситуации увольнения по инициативе организации или из-за сокращения штатов.
В ситуации потери работы человек проходит в своих эмоциональных переживаниях определенные закономерные стадии.Выделяют следующие стадии эмоииональных переживаний при потере работы:
• первая стадия, которая характеризуется переживанием шока, эмоционального потрясения и вместе с тем может переживаться и чувство облегчения при известии об увольнении. Степень эмоционального потрясения зависит от того, насколько сотрудник был готов к известию об увольнении;
• вторая стадия определяется как неприятие действительности, то есть отказ верить в произошедшее. Острота этого переживания также зависит от того, насколько неожиданным было увольнение;
• третья стадия характеризуется активным проявлением отрицательных эмоций как реакцией на увольнение, например безработный может демонстрировать гнев, возмущение, негодование и т. п.;
• четвертая стадия, предполагающая "уход в себя", для которого характерно:
• депрессивное настроение, подавленность;
• состояние отчаяния;
. снижение волевой саморегуляции и поисковой активности;
• ощущение собственной ненужности и никчемности;
. бесперспективность своей жизни;
• пятая стадия, предполагающая переоценку ценностей, то есть пересмотр безработным отношения к себе, к своей жизни, и к проблеме поиска работы. Данная стадия не является обязательной, то есть она может наступить, и это обусловит выход из кризиса, связанного с потерей работы, либо может не наступить, что приведет к нахождению безработного в данном состоянии или к ухудшению состояния.
5. Профконсультация может быть как единовременной, когда для решения проблемы клиента достаточно одного приема, и многоразовой, предполагающей несколько встреч профконсультан-та с клиентом, каждая из которых будет иметь свою цель. При единовременной консультаиии может быть использована следующая схема работы:
• изучение профессиональных интересов и склонностей клиента;
• диагностика профессиональных способностей и умений, а также необходимых личностных качеств клиента;
• определение профпригодности к разным видам деятельности на основе диагностических данных;
• изучение мотивации профессиональной деятельности, иерархии потребностей клиента и его уровня притязаний;
• выявление степени согласованности между желаниями и профессиональными притязаниями клиента, его реальными возможностями и требованиями рынка труда той конкретной профессии, на которую он ориентирован (если таковая имеется);
• изучение профессионального плана клиента, коррекция, если выявлены сильные расхождения между желаниями клиента и реальными возможностями;
• формирование индивидуального карьерного плана в случае отсутствия у клиента профессиональных целей или четких представлений о том, каким образом он их достигнет.
В том случае, когда выявляется необходимость многократной профориентации, рассчитанной на несколько встреч, может быть использована следующая схема работы:
• первичная ознакомительная беседа с целью анализа общего эмоционального состояния, выявления некоторых склонностей клиента, постановки профориентационных целей и планирования дальнейших встреч;
• вторичная профконсультационная беседа, носящая более углубленный характер и предполагающая наблюдение, анкетирование и опросы клиента;
• полная профконсультационная встреча, предполагающая проведение различных психодиагностических процедур, ориентированных на выявление склонностей, способностей и задатков клиента;
• профконсулътационно-коррекционная беседа, предполагающая на основе всех полученных диагностических данных:
• разработку рекомендаций и карьерного плана;
• тренинговые, коррекционные и терапевтические процедуры;
• в некоторых случаях осуществляется завершающая встреча, предполагающая подведение итогов процесса профориентационного консультирования.
Вопрос 50.Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе
1.Под профориентационным консультированием в школепонимается деятельность консультанта, направленная на оказание им помощи учащимся различных возрастных групп в решении проблем, связанных с выбором профессии и дальнейшим обучением. Профконсультант с помощью различных средств определяет интересы и способности молодых людей, причем как умственные, так и физические; учит их лучше узнавать самих себя и информирует их о профессиях и характере обучения в различных
учебных заведениях. Выделяются следующие компоненты деятельности профориентаиионного консультирования:
• профориентация;
• обучение основам профессии;
• трудоустройство.
Как и любой другой вид психологического консультирования, профориентационное консультирование должно базироваться и быть регламентировано определенными принципами работы. Существуют следующие приниипы работы по профориентаиионному консультированию в школе:
• включенность учащегося в процесс собственной профориентации, предполагающая развитие у него сознательного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистичной оценки всей совокупности информации;
• гуманизация профориентации, то есть использование личностно-ориентированной модели образования, предполагающей развитие личности с учетом ее самоидентичности и уникальности, и осуществление профориентации на основе идеи личностного выбора, которая состоит в обращении к индивидуальным особенностям человека и его максимальному самовыражению в профессиональном самоопределении;
• открытая модель профорие.нтаиии. предполагающая:
. взаимодействие и сотрудничество с другими структурами системы профориентации, с различными социальными институтами: структурами послешкольного профессионального образования (ПТУ, СПТУ, вузы и др.), службами, занимающимися трудоустройством молодежи, предприятиями, фирмами и т. д.;
. включение элементов профориентации в программы общего образования и профессиональной подготовки через преподавание различных профориентационных дисциплин и предметов;
• непрерывность процесса профориентации, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего срока обучения ребенка в общеобразовательной школе, а также, возможно, и после ее окончания;
• учет возрастных особенностей учащихся при разработке содержания, форм и методов деятельности профориентационного консультирования.
2. Цель профориентационного консультирования заключается в помощи и содействии молодежи, впервые вступающей во "взрослую жизнь", на рынок труда, а также в усилении ее социальной защищенности. Исходя из специфики этой цели выделяются задачи каждою из трех компонентов деятельности по подготовке учащихся к выбору профессии.
• задачи профориентации, которые включают в себя:
• информирование о состоянии и перспективах развития рынка труда, сферах деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом, требованиях, предъявляемых ими к личности, путях получения профессии, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства;
• изучение профессиональных интересов учащихся, выявление их психологических и психофизиологических особенностей;
• предоставление рекомендаций о наиболее приемлемой для них сфере деятельности, направлении профессионального обучения, возможных профессиях и местах трудоустройства и тому подобной информации;
• развитие у учащихся интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств на основе информации, полученной с помощью тестирования, наблюдения и других методов;
• координация совместно с другими подразделениями школы деятельности по подготовке школьников к выбору профессии, методическое руководство ею;
• задачи обучения основам профессии, включающие в себя:
• организацию обучения с учетом опережающего прогноза потребностей рынка труда путем овладения старшеклассниками экономическими, правовыми, психологическими знаниями, специальными умениями в конкретной профессиональной деятельности;
. внедрение в учебные планы школ специальных дисциплин, предметом которых будет являться ознакомление школьников с миром труда и профессий;
• задачи трудоустройства, предполагающие предоставление школьникам информации о временной занятости с целью приобретения ими практического опыта в профессиональной деятельности, умения реалистически оценивать свои возможности, ориентироваться в условиях рыночной экономики.
3. На основе указанных задач выделяются следующие функиии деятельности профориентаиии в школьной системе:
• информационная, заключающаяся в предоставлении учащимся необходимой информаиии следующего характера:
• об интересующих их профессиях, формах их получения;
• требованиях, которые предъявляются к личности в той или иной профессии;
• личностных особенностях и возможностях учащихся и путях развития той или иной способности, необходимой для получения и дальнейшей работы по выбранной специальности;
• местах трудоустройства;
• диагностическая, заключающаяся в проведении психологического и медицинского обследований учащихся на предмет выявления психологических и психофизиологических особенностей их личности;
· обучающая, заключающаяся в осуществлении обучения школьников основам профессии;
• развивающая, заключающаяся в проведении специальных занятий с учащимися, ориентированных.
• на развитие самосознания, способности к самостоятельному выбору, принятию самостоятельных решений;
• формирование чувства ответственности за принятые решения;
• проведение коррекционных занятий по развитию необходимых для выбранной специальности способностей;
• координационная, заключающаяся в контроле за деятельностью служб школы, занимающихся профориентацией учащихся (учителя, психологи, медики и т. д.) в сотрудничестве со службами трудоустройства и занятости, а также с учебными заведениями, предприятиями, фирмами и другими социальными институтами, оказывающими поддержку службам профориентации.
4. Как и любой вид психологического консультирования, профориентация может носить успешный или неуспешный характер. Эффективность системы профориентаиии в школьной системе обеспечивается следующими приниипами:
• безусловное соблюдение права личности на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей;
• согласование интересов личности и общества при определении трудового пути;
• обеспечение общего и профессионального развития личности;
•длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;
• деятелъностный характер профессиональной ориентации;
• единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности.
5. В каждой из областей деятельности профориентации в школе разработаны свои методы работы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач. Выделяются следующие методы работы профконсультанта в школе:
•методы, ориентированные на решение информаиионных задач профконсультирования:
• массовые мероприятия с учетом возрастных особенностей школьников (беседы, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, встречи, классные часы со школьниками, лектории для них и их родителей и т. д.);
. составление и распространение справочно-информационных буклетов "Памятка выпускнику", "Кем быть?" и т. д.;
• организация и проведение круглых столов и конференций с работодателями по вопросам трудоустройства молодежи;
• сбор и работа со справочно-информационной и специальной литературой по вопросам профориентации;
• оформление совместно с учащимися стендов, стенгазет, плакатов и других наглядных пособий по профориентации;
• использование аудио-, видео- и других визуальных средств информации;
• методы, ориентированные на осуществление профессионального консультирования:
• групповое консультирование школьников, их родителей по вопросам профориентации;
• тренинги для подростков (тренинг личностного роста, умений, общения и т. д.);
• индивидуальное консультирование школьников и их родителей;
• оказание информационной и методической помощи учителям, классным руководителям и руководителям образовательных учреждений, а также руководителям или представителям предприятий, организаций и фирм;
• методы профессиональной диагностики:
• тестирование школьников для определения их личностных особенностей в процессе выбора профессии, направления профессионального образования и предоставление им соответствующей информации;
• проведение различных деловых игр с целью выявления личностных особенностей школьников и их профессиональных умений и навыков, необходимых для выбранной специальности;
• методы обучения основам профессии:
• спецкурсы по профессиоведению: знакомство с миром профессий, информация о специфике различных профессий, отраслей, специализаций и т. п.;
• спецкурсы по обучению стратегии выбора профессии, поиска работы и т. п.;
• начальное профессиональное обучение какому-либо виду деятельности (школы юного менеджера, экономиста, биолога, химика и т. д.);
• профессиональные пробы, моделирование профессиональной деятельности;
• поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практическне работы, творческие задания и др.
6. На современном этапе в рамках профессионального консультирования в школьной системе приобретает популярность развивающая профориентационнаяконсультация. Развивающая (активизирующая) профконсультаиия имеет следующие отличительные особенности:
• предполагает активность самого субъекта в процессе решения задачи профориентационного выбора;
• имеет цель активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению;
• включает:
• работу с учащимися разных возрастных групп;
• перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к нейпутем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности;
. отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточение основного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок;
• основана на гуманистическом подходе к профконсультированию.