Вопрос 49. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения

1.Под профориентационным психологическим консультированием

в службе занятности населения понимается деятельность психолога-профконсультанта, направленная на оказание психологи­ческой поддержки безработному, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы. Выделяются сле­дующие задачи профконсультаиии в службе занятости населения:

• информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;

• диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;

• психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;

• помощь клиенту в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии. Приоритетность решения той или иной задачи обусловлена причиной, по которой клиент обратился в службу занятости, и ситуацией, в которой проводится консультирование. Выделя­ются следующие причины обращения в службу занятости насе­ления, при которых необходимо профориентационное психологиче­ское консультирование:

• отсутствие профессии у безработного;

• низкий образовательный уровень;

• отсутствие подходящей вакансии для клиента;

• желание сменить профессию или проблема выбора новой спе­циальности;

• наличие у клиента проблем психоэмоиионального характера: . стрессовое состояние;

• тревога;

• волнение;

• подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбо­ром или поиском работы;

• неадекватная заниженная или завышенная самооценка;

• желание и потребность быть выслушанным и понятым;

• отсутствие четко разработанного плана своего профессио­нального развития;

• неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собе­седований;

• плохое знание рынка труда ипрофессий;

• определенный социальный статус безработного (демобилизован­ный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.);

• потеря работы в связи с увольнением по сокращению штата;

• направление на переобучение или повышение квалификации.

2. Задачей профконсультанта в службе занятости населения яв­ляется содействие клиенту в решении проблем, связанных с про­фессиональным самоопределением, выбором и поиском работы. Выделяются следующие фткиии профконсультанта в иентре заня­тости:

• профинформация, включающая в себя:

. создание информационного банка данных для клиентов, содер­жащего в себя различные сведения:

профессиограммы различных профессий;

- рейтинг профессий;

- информацию об учебных заведениях;

• информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера;

• участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации;

• профотбор, понимаемый как установление оптимального соот­ношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя:

• психологическую диагностику индивидуальных свойств испо­собностей личности;

• оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;

• принятие решения о степени профессиональной пригодности;

• организационно-методическая работа, предполагающая:

• знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики;

• работу с психодиагностическим инструментарием;

• повышение квалификации в области профориентации, самообу­чение;

• профконсультирование, понимаемое как процесс, целью кото­рого является достижение согласования между желаниями, по­требностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную про­фессию и реально существующим положением на рынке труда;

• психологическая поддержка.

3.Под психологической поддержкой в профориентационном кон­сультировании понимается деятельность консультанта, предпо­лагающая использование различных мер, техник и приемов психо­логической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери рабо­ты или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему. Профконсультант выполняет сле­дующие задачи, ориентированные на оказание психологической поддержки безработным:

в области профессионального консультирования:

. формирование уверенности человека в своей способности справ­ляться с трудностями поиска работы и стрессом, который вы­зывает этот процесс, а также создание чувства уверенности в собственных силах,

• формирование установки на поиск работы и проявление дея­тельной, активной позиции;

• формирование, активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, помогающих справляться с трудностями поиска работы и стрессом;

• работа с мотивационной сферой, предполагающая:

- анализ мотивации и потребностей личности;

- активизацию профессиональных мотивов и потребностей;

- коррекцию профессиональных мотивов и потребностей в со­ответствии с реальными способностями;

в области профессионального обучения и переквалификации:

• формирование готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе профессионального обучения и переквалификации;

• активизация, развитие познавательных мотивов, формирование интереса у обучению;

• активизация психических функций, необходимых для успешного обучения и обеспечивающих познавательную деятельность;

в области трудоустройства:

• создание атмосферы благожелательности, позитивного отноше­ния к проблеме поиска работы, способствующих активному и результативному поиску работы;

• активное слушание, демонстрация желания помочь, сочувствия;

в области психологической коррекиии:

• формирование адекватной самооценки, способствующей приня­тию адекватного решения;

• формирование установки поведения преодоления трудностей;

• устранение или ослабление скрытого или явного эмоционально­го неблагополучия, включающего в себя присутствие следующих отрицательных эмоциональных состояний:

- повышенная тревожность;

- чувство неуверенности в себе, в собственном будущем;

- страх из-за неопределенности;

- излишняя нервозность, слезливость;

- эмоциональная неустойчивость;

- пассивность и индифферентность;

- агрессивность и конфликтность;

• формирование эффективных форм поведения.

4. Успешность профконсультирования во многом зависит от ком­петентности и подготовленности профконсультанта. Одной из областей, в которых профконсультант должен уметь ориенти­роваться, является область изучения и исследования личностных качеств и психологических характеристик безработных граждан — клиентов службы занятости населения, а также знание типов безработных На основе уровня активности и самостоятельно­сти в поиске работы, а также степени эмоциональной вовле­ченности в данную проблему можно выделить 4 типа безра­ботных граждан:

• первый тип безработных имеет следующие характеристики:

. обычно не нуждается в помощи службы занятости и чаще все­го не регистрируется как безработный;

. полностью самостоятелен в профессиональном самоопределе­нии и поиске работы;

. ориентирован на быстрый поиск новой подходящей работы;

• второй тип безработных имеет следующие характеристики:

. регистрируется в службе занятости как безработный с целью полного использования ее ресурсов по поиску работы;

• самостоятельность в принятии решении о том, какая работа для них максимально подходит;

. адекватностью обоснованность профессионального плана;

• третий тип безработных, имеющий следующие характеристики: . болезненное переживание потери работы, на которое уходит

достаточно большой промежуток времени; . стадия переоценки ценностей наступает через довольно длитель­ный срок (иногда до года);

• принятие решения об изменении своего профессионального положе­ния чаще всего происходит не самостоятельно, а с помощью уча­стия в специальных социально-реабилитационных программах;

• четвертый тип безработных характеризуется такими особенно­стями:

• переживание серьезных и глубоких конфликтов, связанных с по­терей работы;

• потеря работы может стать толчком к неблагоприятным лич­ностным и социальным изменениям, вплоть до алкоголизма, нар­комании, суицида, преступной деятельности;

. необходимость прохождения специальных реабилитационных про­грамм. Выделяют следующие психологические характеристики безработного:

• снижение чувства общей удовлетворенности своей жизнью, обу­словленное невозможностью удовлетворения своих ведущих

потребностей как низшего уровня, то есть материальных по­требностей, так и высшего уровня, то есть потребностей в самоактуализации, проявлении своей активности и реализа­ции себя;

• нарушение существовавшей ранее иерархии и потребностей и мотивов, в связи с чем на первый план выступают менее значи­мые мотивы, например проблема свободного времени и его траты, а более значимые, например забота о своем авторитете, статусе, отходят на второй план;

• усиление чувства одиночества и социальной изоляции из-за отсут­ствия привычных контактов с окружающими;

• потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, неорга­низованность в связи с изменением привычного стиля жизни;

• нарастание апатии, пассивности, покорности, обусловленное неудачами в поиске работы, отказом потенциальных работода­телей, общим состоянием депрессии;

• преобладание настроения пессимизма, основанного на неверии в собственные силы, в результативность своих поисков;

• потеря стремления к упорядоченности своей жизни, основой ко­торого может быть резкое изменение стиля жизни, общая дез­организация личности;

• повышение возбудимости, агрессии, связанное с невозможно­стью удовлетворения своих актуальных потребностей.

Наиболее сильно эти характеристики проявляются в ситуации потери человеком работы не по собственной инициативе, а в си­туации увольнения по инициативе организации или из-за сокра­щения штатов.

В ситуации потери работы человек проходит в своих эмоцио­нальных переживаниях определенные закономерные стадии.Вы­деляют следующие стадии эмоииональных переживаний при по­тере работы:

• первая стадия, которая характеризуется переживанием шока, эмоционального потрясения и вместе с тем может пережи­ваться и чувство облегчения при известии об увольнении. Сте­пень эмоционального потрясения зависит от того, насколько сотрудник был готов к известию об увольнении;

• вторая стадия определяется как неприятие действительности, то есть отказ верить в произошедшее. Острота этого пережи­вания также зависит от того, насколько неожиданным было увольнение;

• третья стадия характеризуется активным проявлением отрица­тельных эмоций как реакцией на увольнение, например безработный может демонстрировать гнев, возмущение, негодование и т. п.;

• четвертая стадия, предполагающая "уход в себя", для которого характерно:

• депрессивное настроение, подавленность;

• состояние отчаяния;

. снижение волевой саморегуляции и поисковой активности;

• ощущение собственной ненужности и никчемности;

. бесперспективность своей жизни;

• пятая стадия, предполагающая переоценку ценностей, то есть пересмотр безработным отношения к себе, к своей жизни, и к проблеме поиска работы. Данная стадия не является обязатель­ной, то есть она может наступить, и это обусловит выход из кризиса, связанного с потерей работы, либо может не насту­пить, что приведет к нахождению безработного в данном со­стоянии или к ухудшению состояния.

5. Профконсультация может быть как единовременной, когда для решения проблемы клиента достаточно одного приема, и мно­горазовой, предполагающей несколько встреч профконсультан-та с клиентом, каждая из которых будет иметь свою цель. При единовременной консультаиии может быть использована следую­щая схема работы:

• изучение профессиональных интересов и склонностей клиента;

• диагностика профессиональных способностей и умений, а также необходимых личностных качеств клиента;

• определение профпригодности к разным видам деятельности на основе диагностических данных;

• изучение мотивации профессиональной деятельности, иерархии потребностей клиента и его уровня притязаний;

• выявление степени согласованности между желаниями и профес­сиональными притязаниями клиента, его реальными возможно­стями и требованиями рынка труда той конкретной профессии, на которую он ориентирован (если таковая имеется);

• изучение профессионального плана клиента, коррекция, если вы­явлены сильные расхождения между желаниями клиента и ре­альными возможностями;

• формирование индивидуального карьерного плана в случае отсут­ствия у клиента профессиональных целей или четких пред­ставлений о том, каким образом он их достигнет.

В том случае, когда выявляется необходимость многократной профориентации, рассчитанной на несколько встреч, может быть использована следующая схема работы:

• первичная ознакомительная беседа с целью анализа общего эмо­ционального состояния, выявления некоторых склонностей клиента, постановки профориентационных целей и планирования дальнейших встреч;

• вторичная профконсультационная беседа, носящая более углуб­ленный характер и предполагающая наблюдение, анкетирование и опросы клиента;

• полная профконсультационная встреча, предполагающая прове­дение различных психодиагностических процедур, ориентированных на выявление склонностей, способностей и задатков клиента;

• профконсулътационно-коррекционная беседа, предполагающая на основе всех полученных диагностических данных:

• разработку рекомендаций и карьерного плана;

• тренинговые, коррекционные и терапевтические процедуры;

• в некоторых случаях осуществляется завершающая встреча, предполагающая подведение итогов процесса профориентационного консультирования.

Вопрос 50.Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе

1.Под профориентационным консультированием в школепонима­ется деятельность консультанта, направленная на оказание им помощи учащимся различных возрастных групп в решении про­блем, связанных с выбором профессии и дальнейшим обучением. Профконсультант с помощью различных средств определяет интересы и способности молодых людей, причем как умствен­ные, так и физические; учит их лучше узнавать самих себя и информирует их о профессиях и характере обучения в различных

учебных заведениях. Выделяются следующие компоненты дея­тельности профориентаиионного консультирования:

• профориентация;

• обучение основам профессии;

• трудоустройство.

Как и любой другой вид психологического консультирования, профориентационное консультирование должно базироваться и быть регламентировано определенными принципами работы. Существуют следующие приниипы работы по профориентаиионному консультированию в школе:

• включенность учащегося в процесс собственной профориентации, предполагающая развитие у него сознательного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистичной оценки всей совокупности информации;

• гуманизация профориентации, то есть использование личностно-ориентированной модели образования, предполагающей развитие личности с учетом ее самоидентичности и уникальности, и осу­ществление профориентации на основе идеи личностного выбора, которая состоит в обращении к индивидуальным особенностям человека и его максимальному самовыражению в профессио­нальном самоопределении;

• открытая модель профорие.нтаиии. предполагающая:

. взаимодействие и сотрудничество с другими структурами сис­темы профориентации, с различными социальными института­ми: структурами послешкольного профессионального образо­вания (ПТУ, СПТУ, вузы и др.), службами, занимающимися трудоустройством молодежи, предприятиями, фирмами и т. д.;

. включение элементов профориентации в программы общего обра­зования и профессиональной подготовки через преподавание различных профориентационных дисциплин и предметов;

• непрерывность процесса профориентации, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего срока обучения ребенка в общеобразовательной школе, а также, возможно, и после ее окончания;

• учет возрастных особенностей учащихся при разработке содер­жания, форм и методов деятельности профориентационного консультирования.

2. Цель профориентационного консультирования заключается в по­мощи и содействии молодежи, впервые вступающей во "взрослую жизнь", на рынок труда, а также в усилении ее социальной защищенности. Исходя из специфики этой цели выделяются за­дачи каждою из трех компонентов деятельности по подготовке учащихся к выбору профессии.

• задачи профориентации, которые включают в себя:

• информирование о состоянии и перспективах развития рынка труда, сферах деятельности, профессиях и специальностях, пользующихся спросом, требованиях, предъявляемых ими к лич­ности, путях получения профессии, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства;

• изучение профессиональных интересов учащихся, выявление их психологических и психофизиологических особенностей;

• предоставление рекомендаций о наиболее приемлемой для них сфере деятельности, направлении профессионального обуче­ния, возможных профессиях и местах трудоустройства и тому подобной информации;

• развитие у учащихся интересов, склонностей, способностей, про­фессионально важных качеств на основе информации, получен­ной с помощью тестирования, наблюдения и других методов;

• координация совместно с другими подразделениями школы дея­тельности по подготовке школьников к выбору профессии, ме­тодическое руководство ею;

• задачи обучения основам профессии, включающие в себя:

• организацию обучения с учетом опережающего прогноза потреб­ностей рынка труда путем овладения старшеклассниками эко­номическими, правовыми, психологическими знаниями, спе­циальными умениями в конкретной профессиональной дея­тельности;

. внедрение в учебные планы школ специальных дисциплин, предме­том которых будет являться ознакомление школьников с ми­ром труда и профессий;

• задачи трудоустройства, предполагающие предоставление школь­никам информации о временной занятости с целью приобрете­ния ими практического опыта в профессиональной деятельности, умения реалистически оценивать свои возможности, ориенти­роваться в условиях рыночной экономики.

3. На основе указанных задач выделяются следующие функиии деятельности профориентаиии в школьной системе:

• информационная, заключающаяся в предоставлении учащимся необходимой информаиии следующего характера:

• об интересующих их профессиях, формах их получения;

• требованиях, которые предъявляются к личности в той или иной профессии;

• личностных особенностях и возможностях учащихся и путях развития той или иной способности, необходимой для получе­ния и дальнейшей работы по выбранной специальности;

• местах трудоустройства;

• диагностическая, заключающаяся в проведении психологического и медицинского обследований учащихся на предмет выявления психо­логических и психофизиологических особенностей их личности;

· обучающая, заключающаяся в осуществлении обучения школьни­ков основам профессии;

• развивающая, заключающаяся в проведении специальных за­нятий с учащимися, ориентированных.

• на развитие самосознания, способности к самостоятельному вы­бору, принятию самостоятельных решений;

• формирование чувства ответственности за принятые решения;

• проведение коррекционных занятий по развитию необходимых для выбранной специальности способностей;

• координационная, заключающаяся в контроле за деятельностью служб школы, занимающихся профориентацией учащихся (учи­теля, психологи, медики и т. д.) в сотрудничестве со службами трудоустройства и занятости, а также с учебными заведения­ми, предприятиями, фирмами и другими социальными инсти­тутами, оказывающими поддержку службам профориентации.

4. Как и любой вид психологического консультирования, проф­ориентация может носить успешный или неуспешный характер. Эффективность системы профориентаиии в школьной системе обеспечивается следующими приниипами:

• безусловное соблюдение права личности на свободный выбор про­фессии в соответствии с призванием, способностями, профес­сиональной подготовкой, образованием и с учетом обществен­ных потребностей;

• согласование интересов личности и общества при определении трудового пути;

• обеспечение общего и профессионального развития личности;

•длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;

• деятелъностный характер профессиональной ориентации;

• единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности.

5. В каждой из областей деятельности профориентации в школе разработаны свои методы работы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач. Выделяются следующие методы работы профконсультанта в школе:

методы, ориентированные на решение информаиионных задач профконсультирования:

• массовые мероприятия с учетом возрастных особенностей школь­ников (беседы, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, встречи, классные часы со школьниками, лектории для них и их роди­телей и т. д.);

. составление и распространение справочно-информационных бук­летов "Памятка выпускнику", "Кем быть?" и т. д.;

• организация и проведение круглых столов и конференций с ра­ботодателями по вопросам трудоустройства молодежи;

• сбор и работа со справочно-информационной и специальной лите­ратурой по вопросам профориентации;

• оформление совместно с учащимися стендов, стенгазет, плакатов и других наглядных пособий по профориентации;

• использование аудио-, видео- и других визуальных средств ин­формации;

методы, ориентированные на осуществление профессионального консультирования:

• групповое консультирование школьников, их родителей по во­просам профориентации;

• тренинги для подростков (тренинг личностного роста, умений, общения и т. д.);

• индивидуальное консультирование школьников и их родителей;

• оказание информационной и методической помощи учителям, классным руководителям и руководителям образовательных учреждений, а также руководителям или представителям пред­приятий, организаций и фирм;

методы профессиональной диагностики:

• тестирование школьников для определения их личностных особен­ностей в процессе выбора профессии, направления профес­сионального образования и предоставление им соответствую­щей информации;

• проведение различных деловых игр с целью выявления личност­ных особенностей школьников и их профессиональных уме­ний и навыков, необходимых для выбранной специальности;

методы обучения основам профессии:

• спецкурсы по профессиоведению: знакомство с миром профес­сий, информация о специфике различных профессий, отрас­лей, специализаций и т. п.;

• спецкурсы по обучению стратегии выбора профессии, поиска ра­боты и т. п.;

• начальное профессиональное обучение какому-либо виду деятель­ности (школы юного менеджера, экономиста, биолога, химика и т. д.);

• профессиональные пробы, моделирование профессиональной де­ятельности;

• поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практическне ра­боты, творческие задания и др.

6. На современном этапе в рамках профессионального консуль­тирования в школьной системе приобретает популярность раз­вивающая профориентационнаяконсультация. Развивающая (активизирующая) профконсультаиия имеет следующие отличи­тельные особенности:

• предполагает активность самого субъекта в процессе решения задачи профориентационного выбора;

• имеет цель активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению;

включает:

• работу с учащимися разных возрастных групп;

• перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к нейпутем правильной оценки природных особенностей и на­правленного формирования необходимых качеств, свойств лич­ности;

. отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточение основного внимания на разработке и примене­нии специальных коррекционных программ и систем психотрени­ровок;

• основана на гуманистическом подходе к профконсультированию.

Наши рекомендации