Развитие первичных форм самосознания
Л.С.Выготский (1984), С.Л.Рубинштейн (1989) и др. представляют самосознание как более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание. Следовательно, в процессе развития личности самосознание возникает значительно позднее, чем предметное сознание. Л. С. Выготский писал: «Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как ... «пра-мы» (1984). Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности, то есть, сознания дифференцированного и выделенного «Я».
К трем годам у ребенка формируется представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «Я» и т.д.
В течение первых двух лет жизни дети совершают гигантский скачок в самопознании. Согласно результатам исследований М. Льюис и Дж. Брукс-Ганн (M.Lewis, J. Brooks-Gunn, 1979), развитие самопознания у детей проходит ряд стадий:
1. Первый этап жизни - от рождения до 3 месяцев. У ребенка наблюдается появление интереса к внешним социальным объектам. Развито чисто эмоциональное различение себя от другого.
2. Второй этап - от 3 до 8 месяцев. Закрепляется дифференциация «Я -другой», и ребенок начинает в отдельных ситуациях узнавать себя.
3. Третий этап - от восьми до 12 месяцев. Младенец начинает дифференцировать свои отдельные внешние свойства. Данное различение возможно благодаря постоянству черт, по которым воспринимается «самость».
4. Четвертый этап - от года до 2 лет. Формируются базовые категории, в которых воспринимается «самость», возраст, пол. «Я» как источник активности консолидируется, и, как следствие, собственные черты начинают узнаваться систематически, в разных ситуациях.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через:
• телесные чувствования,
• «образ» тела,
• визуальный образ своего отражения в зеркале,
• переживание своего волеизъявления и способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.
Предпосылки формирования образа «Я» (Р. Заззо, 1967):
• первая - отделение своего тела от предметов окружающей действительности (конец первого года);
• вторая - отделение собственных действий от своего тела (второй год жизни).
Ступени генезиса самосознания (Б. Г. Ананьев, 1948):
• дифференциация человека и вещи,
• отделение себя от своих действий,
• употребление собственного имени,
• переход к местоимению первого лица.
Одним из ключевых моментов раннего генезиса самосознания он считал процесс обшения ребенка со взрослым и их совместные действия.
Этапы становления самосознания (С. Л. Рубинштейн, 1989):
7 этап - овладение ребенком собственным телом, возникновение произвольных движений;
2 этап - период начала ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок становится реально относительно самостоятельным субъектом, то есть, он реально выделяется из окружающего мира. Именно с осознанием этого, считает С. Л. Рубинштейн, «и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «Я».
Развитие самосознания происходит в следующем направлении (А. Валлон, 1967):
•ребенок познает окружающую действительность (в частности, других людей);
• затем постепенно начинает выделять себя. как некое постоянное существо;
• в возрасте 3 лет у ребенка появляются определенные представления о самом себе. появляется самооценка.
Д.В.Ольшанский (1986) выделяет следующие этапы становления самосознания:
Первая стадия - нулевая стадия развития «Я» - (0-2 мес. - 3 мес.}. В конце данной стадии ребенок уже различает внутренние и внешние ощущения.
Вторая стадия - с 2-3 месяцев до года. Происходит отделение «Я» от мира. Начинают функционировать первые элементы «Я». На основе физических ощущений появляется ощущение независимости и отдельности «Я».
Третья стадия - эмоционально-действенная стадия развития «Я» - от 8-9 месяцев. Самостоятельное «Я» ребенка осваивает окружающую действительность.
Четвертая стадия - речевая стадия развития «Я» - к этому времени ребенок овладел собственным телом, возникли произвольные движения, он самостоятельно передвигается в пространстве, появились первейшие элементы самообслуживания.
Американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А.Хьюстон (1987) выделяют в раннем возрасте целый ряд форм поведения. свидетельствующий о формировании самосознания. К ним относятся такие компоненты, как влияние на поведение других людей, развитие и проявление чувства собственности, способность понимания эмоционального состояния других - чувство эмпатии, половая идентификация.
В исследовании И. И. Раку (1992), посвященному изучению становления генетически исходных форм самосознания в раннем возрасте, рассматривается вопрос возникновения и развития образа самого себя. Данные исследования показали, что уже к концу второго года жизни можно констатировать сформированность основных структурных компонентов образа себя, причем на протяжении раннего возраста развивается преимущественно когнитивная часть образа. Под влиянием нарастающего индивидуального опыта расширяются знания ребенка о себе, интенсивно формируется периферия образа.
И. И. Раку выделил четыре качественных этапа становления образа себя на протяжении раннего возраста:
Первый этап - / г. - 1 г. 6 мес. Наблюдается изначальное становление образа себя. Образ себя еще недостаточно сформирован, аморфен, не все компоненты до конца оформлены, в структуре образа себя преобладает аффективный компонент, а знания о себе слабо представлены. Начинает формироваться периферическая структура образа себя. Происходит выделение и узнавание своего физического облика, самоузнавание в зеркале и на фотографиях; на периферию образа фокусируются знания о себе как субъекте действий (50%); о себе как владельце определенных вещей; появляются знания о себе как принадлежащему к определенному полу: как о мальчике или девочке (20%); накапливаются знания о себе: «Я хороший» (20%); развивается чувство сопереживания, которое затем перерастает в чувство эмпатии (20%).
Второй этап -1г. 6 мес. -2г. Происходит более четкая дифференциация структурных образований образа себя — дети безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии (90%); развиваются знания о себе как о мальчике или девочке (половая идентификация (80%); чувство эмпатии (70%); появляется чувство собственности: «Это мои игрушки» (100%). Таким образом, на этом этапе происходит консолидация знаний ребенка о себе.
Третий этап - 2 г. - 2 г. 6 мес. Констатируется сформированность всех образований в структуре образа себя, позволяющих сделать вывод о том, что в этом возрасте складываются исходные предпосылки самосознания в онтогенезе.
Четвертый этап - 2 г. 6 мес. - Зг. На этом этапе резко возрастает роль индивидуального опыта ребенка в формировании образа себя. В рамках практической деятельности дети получают и расширяю! знания о своих возможностях в области овладения специфическими действиями с предметами. навыками самообслуживания и т. п. Происходят не только количественные, но и качественные изменения целостного образа себя. что обостряет чувствительность ребенка к успеху и неуспеху своих действий, сопровождается зарождением аффективных форм поведения.
Таким образом, в период раннего детства происходит развитие первичных форм самосознания через осознание себя как отдельного субъкта, как уникального «Я».
Кризис 3 лет
Кризис 3 лет выражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет традиционно связывают с «семизвездьем симптомов», проявляющихся в отношениях со взрослыми.
Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.
К трем годам появляются:
•личностные действия и сознание «Я ca-v» - центральное новообразование этого периода;
• возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка;
• поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую погружен ребенок, но и отношениями с другими людьми;
• хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.
Выводы
1. Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития - совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.
2. Общение в этом возрасте становится формой организации и средством осуществления предметной деятельности.
3. В рамках развития «субъект - субъект - объектного» взаимодействия развиваются первичные формы самосознания ребенка.
4. Центральным понятием раннего детства является понятие «знака», который определяется как какой-то предмет или слово, с помощью чего происходит отсылание к другому предмету. Понятие замещения в смысле отождествления одного объекта с другим, лежит в основе возникновения индивидуального сознания. Само замещение бывает двух видов: субъектное (по схеме «Я - ты») и предметное (предмет - предмет). В раннем возрасте оба вида замещения рядоположены. При этом Я-замещения надстраиваются над предметными замещениями и создают ролевую позицию, которая позволяет осуществить возможность перехода от замещающих функциональных действий в раннем возрасте к дошкольному, когда появляется децентрация.
5. Именно с этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Это подтверждается формами замещающих действий, возникающих во второй половине раннего возраста. С одной стороны, ребенок переносит свое «Я» на окружающие объекты, тем самым, идентифицируясь с ними и через идентификацию познавая их. С другой, отождествляя объекты окружающей среды с собой, формирует свое социальное «Я». Таким образом, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью.
6. В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через: телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.
7. К трем годам появляются личностные действия и сознание «Я сам» -центральное новообразование этого периода.