Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания.

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста — личностная нестабильность.Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

К своему физическому развитию мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике врослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в без­опасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что составляет новое содержание его знания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание и впоследствии Я-концепцию.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания.

Бедность, когнитивная упрощенность образа «Я», сложившегося под влиянием негативного опыта общения со значимыми другими, порождает и негативное самоотношение. Последнее, в свою очередь, требует и находит подтверждение собственной «плохости». В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств круг этот может запускаться как когнитивной, так и аффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием.

Как показали специальные исследования, негативная самооценка и негативноесамоотношение проявляются у подростков в ряде поведенческихкомплексов. Подростки с заниженной самооценкой не уверены в себе, безынициативны, робки, застенчивы, они болезненно относятся к замечаниям, неудачам в учебной деятельности, к отсутствию признания со стороны товарищей. Некоторые из них часто плачут, жалуются, ссорятся со сверстниками.

Подростки с завышенной самооценкой отличаются самоуверенностью, зазнайством, желанием похвастать. В общении с одноклассниками пытаются подчинить себе товарищей, командовать сверстниками посредством угроз и побоев. Такие подростки к замечаниям одноклассников относятся скептически, часто конфликтуют с ребятами, ссорятся, дерутся (Л.И. Белозерова, 1983). Таким образом, можно заметить, что самооценка подростка активно влияет на его поведение, определяя реакции на воздействие окружения.

Самоуважение в детском возрасте формируется под влиянием аттитюдов (социальных установок) родителей. Для подростков самоуважение определяется мнением и признанием одноклассников, сверстников. В подростковом возрасте установление новых социальных связей является необходимым условием развития самосознания (Г. Салливен, 1953; Д.И. Фельдштейн, 1995).

Cсовременные психологи выделяют следующие особенности развития самосознания в подростковом возрасте:

– формирование ясных, реалистических и интегративных представлений о себе, которые более абстрактны и дифференцированны, нежели в детском возрасте;

– взаимосвязь и взаимовлияние аффективных и когнитивных процессов, образующих причинно-следственный круг;

– неадекватную самооценку и низкое самоуважение, которые могут проявляться у подростка в ряде негативных поведенческих комплексов (конфликты с одноклассниками, стремление подчинить их путем угроз и побоев либо жалобы, плаксивость, апатия);

– социальную компетентность подростка, что является необходимым условием развития реалистичных, хорошо очерченных представлений о себе и формирования высокого самоуважения. Рост самосознания в подростковом возрасте приводит к формированию персональной идентичности, знание и принятие себя дают возможность подростку адаптироваться в обществе сверстников и избежать трудностей в общении, став взрослым.

От характера самооценки зависит стремление подростка к самовоспитанию (при переоценке потребность в усовершенствовании не является необходимой). Развитие самовоспитания идёт по нескольким линиям:

– следование своему образу взрослого, подражание чертам взрослого (курение, употребление спиртного, одежда, поведение);

– соответствие взрослому по гендерным признакам.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто вос­хищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях — неучебных заняти­ях.

В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это — один из наи­более действенных путей их профилактики.

5. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми.

Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотно­шений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы взаимо­отношений нередко входят в противоречие друг с другом по содер­жанию и по регулирующим их нормам.

Отношения со сверстниками обычно управляются нормами рав­ноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению акту­альных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих от­ношений), становится своеобразным психотерапевтом.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их об­щение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.

Для подростка важно иметь референтную группу, цен­ности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолиро­ванной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе осо­бого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответ­ствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказы­вают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

По мере взросления подросткам, наряду с товарищескими отношениями, становятся необходимы всё более глубокие и непосредственные дружеские связи,позволяющие делиться своими переживаниями по поводу отношений, деятельности,успехов, неудач, рассчитывая на понимание и поддержку. Друзья помогают подростку определить границы своего «Я», приобрести необходимые личностные и социальные навыки.

Круг общения подростка довольно широк, но неустойчив; отношения устанавливаются довольно тесные, однако они чаще всего временные. Неустойчивость, временность и небольшая глубина подростковых взаимоотношений может быть объяснена следующим образом:

– поиск близкого друга неминуемо сопровождается неудачами и разочарованиями;

– подростку недоступно понимание ценности автономии другого, поэтому он в любом конфликте считает себя жертвой, не умеет понять свою долю вины в ухудшении отношений;

– неустойчивость симпатий и антипатий связана у подростка с неустойчивой и поляризованной самооценкой.

К концу подросткового возраста у детей возникает интерес к другу противоположного пола. В исследованиях выявлена взаимосвязь популярности подростков среди сверстников противоположного пола с их статусом в группе.

Следует отметить, что не все подростки зависимы от мнения группы и ищут в ней подтверждения своей человеческой ценности. Некоторые подростки, имеющие свои определенные цели и интересы и твердо осознающие себя как личность, не нуждаются в одобрении сверстников и не ищут его. Однако большинство подростков в большей мере осознают своюсамоценность по отношению к ним окружающих, их самооценка зависит от одобрения или неприязни со стороны наиболее значимых сверстников.

Итак, в общении со сверстниками подросток развивает и совершенствует коммуникативные качества и навыки социального взаимодействия. Межличностные отношения со сверстниками способствуют развитию эмпатии, уменияадекватно выражать собственные чувства и понимать чувства других.

Еще одна значимая сфера отношений подростков — отноше­ния со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родите­лей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ре­бенка, как это было в младшем школьном возрасте.

Конф­ликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его вы­бором друзей и т.д.

Подросток требует расширения своих прав, а не только под­черкиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания.

Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт,кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требова­ний, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Если потребность в полноценном общении со значи­мыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей по­являются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоциональ­ного тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей дея­тельностьюв этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в нефор­мальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бра­вируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благо­даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным само­воспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влия­ниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, об­разуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Наши рекомендации