Понятие экзистенциального вакуума. Ноогенные неврозы как его симптом

Рассматривая ситуацию утери смысла в современном ему мире, для ее обозначения и характеристики Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум - состояние человека (или же целого общества), у которого фрустрировано стремление к смыслу. Франкл предлагает следующее объяснение этому состоянию: «В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что ему должно, человек утратил ясное представление о том, чего он хочет. В итоге он хочет либо того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что хотят другие от него (тоталитаризм)». Таким образом, человек фактически снимает с себя ответственность за собственную жизнь, перестает по-настоящему активно ее проживать. С этим явлением Франкл связывает возникновение так называемых ноогенных неврозов (от греч. Нусс – разум), т.е. неврозов, вызванных ощущением утраты смысла, и в качестве примера приводит феномен так называемого воскресного невроза - состояния тревоги, охватывающей привыкшего видеть единственную цель своей жизни в работе человека, в выходной день. «Невротичный человек обычно стремится осуществить какую-либо одну задачу в ущерб всем остальным, он сводит всю свою личность к какому-либо одному аспекту», поэтому невротик, даже временно утративший возможность работать, чувствует себя так, будто он утратил себя.

Логотерапия

Бороться с явлением ноогенных неврозов призвана разработанная Франклом логотерапия, поскольку классический психоанализ, по мнению Франкла, практически исчерпал себя и зачастую запутывается в толкованиях состояния больного вместо того, чтобы предложить ему актуальное решение его проблемы. Сущность своего метода Франкл определяет как помощь человеку в осознании ответственности за реализацию всех его целей. Чем больше человек воспринимает жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла она будет ему казаться. Если в целом человек склонен принимать жизнь как данность, то логотерапия учит его воспринимать жизнь как миссию.

Ключевыми в учении Франкла являются тесно переплетенные между собой понятия «смысл» и «ценность». Связь между ними настолько тесна, что Франкл даже определяет одно через другое: «Уникальный смысл сегодня – универсальная ценность завтра». Таким образом ученый указывает на то, что осознавая и реализуя собственные индивидуальные смыслы, человек принимает активное участие в создании ценностей, которые впоследствии могут послужить ориентиром для будущих поколений. Например, встав перед выбором убить или не убить человек из племени каннибалов может решить, что более осмысленно сохранить жизнь врагу, чем убить его. Так индивидуальная совесть может стать универсальной ценностью – «не убий».

Из этого Франкл делает вывод, что для того, чтобы предотвратить возникновение экзистенциального вакуума в будущем, образование должно фокусироваться не на передаче традиций и знаний, а на развитии и совершенствовании способности человека находить смыслы, т.е. совести. «Во времена, когда десять заповедей теряют, по видимому, свою безусловную значимость, человек более чем когда-либо должен учиться прислушиваться к десяти тысячам заповедям, возникающих в десяти тысячах уникальных ситуаций, из которых состоит его жизнь. И в том, что касается этих заповедей, он может опираться и полагаться только на совесть». Только живая, активная совесть позволяет человеку сопротивляться конформизму и/или тоталитаризму.

Развивая учение о смысле, Франкл определяет ценности как его универсалии, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается человек, и в соответствии с этим выделяет три категории ценностей:

1) Созидательные ценности (ценности, активно реализующиеся человеком в каком-либо деятельном акте);

2) Ценности переживания (ценности, реализующиеся в процессе переработки сознанием человека явлений внешнего мира, например, эмоции, переживаемые во время прослушивания классической музыки и т.д.);

3) Ценности отношения (ценности, заключающиеся в восприятии человеком собственной жизни, его отношение к тому, что в ней происходит)

На примерах из собственной психотерапевтической практики Франкл показывает, что даже в тех случаях когда человек по каким-то причинам лишен возможности реализовывать ценности первых двух типов, у него всегда остается возможность реализации ценностей отношения. Таким образом, какой бы трагической, полной боли и бессмыслицы не казалась бы отчаявшемуся человеку его жизнь, он всегда может наполнить ее смыслом, поставив себе цель с достоинством переносить все, что преподносит ему судьба. «Ценности отношения реализуются везде, где индивид сталкивается с чем-либо, навязанным судьбой, что изменить уже нельзя; человеческая жизнь может быть наполнена не только созиданием и наслаждением, но и страданием. Страдание и горе – часть жизни, так же как судьба и смерть, невозможно убрать один компонент, не разрушив целостности жизни».

Логотерапия и религия

Главным предметом логотерапии является стремление к смыслу, и в этом, если следовать постулату Эйнштейна, что задаваться вопросом о смысле жизни значит быть религиозным, нетрудно заметить ее связь с религией. Человеческое бытие всегда стремится к смыслу, всегда стремится выйти за пределы самого себя, поэтому по Франклу психотерапия вполне вправе заниматься феноменом веры ради исцеления человеческой души, если понимать веру как веру не в бога, а в смысл. Люди, которые раньше обращались к пастору или к раввину, стали обращаться к психиатрам, поэтому доктор вынужден брать на себя обязанности некоего «медицинского духовника» и стараться последовательно выполнять их.

Франкл указывает на психотерапевтическое значение веры как явления, которое помогает верующему обрести смысл, нахождение которого столь необходимо к экстремальных ситуациях. Здесь характерно наблюдение человека со схожей Франклу судьбой – Примо Леви, так же пережившему заключение в концлагере: «У кого нет достаточных внутренних ресурсов, чтобы сохранить жизнь, собственного духовного источника, из которого черпать силы, у того есть только один путь к спасению — превратиться в звероподобное, недоразвитое существо». Таким образом, человек, оказавшийся к экстремальной ситуации, сталкивается перед выбором из трех опций:

1) Гибель;

2) Отупение, атрофирование рефлексии, пассивное проживание жизни;

3) Обретение «духовного источника»

Если для религиозного человека последняя опция будет реализовываться через веру в бога, то для атеиста она может осуществляться посредством веры в смысл, то есть веры в то, что он есть и может быть обретен. Здесь религия и психотерапия пересекаются: как религия спасает душу, так и психотерапия способна ее исцелить. Однако Франкл не стирает окончательно границ между двумя сферами. Только религия позволяет человеку укрепиться в Абсолютном, нигде больше эта возможность не может быть реализована.

Важным компонентом гуманистической традиции является терапевтический подход Франкла, получивший название Логотерапия, который включает в себя элементы экзистенциализма и бихевиоризма, а также элементы феноменологического подхода к религиозности. Роль феноменологии, по Франклу, четко сформулировать предрефлексивное онтологическое сапомонимание, которым обладают все люди. Это интуитивное самопонимание состоит из двух аспектов:

-непосредственно предлогического понимания человеческого существования

-предморального понимания значения или совести.

Как только феноменология выполняет эту работу, задача логотерапии в том, чтобы перевести эту мудрость сердца на более простой язык, чтобы сделать доступным обычным людям.

Феноменологический и экзистенциальный анализ направляет человека от простого психологического измерения к неосознаваемому логосу, ноологическому измерению. Здесь мы находим неосознаваемую религиозность, скрытое отношение к трансцендетнальному, свойственному всем людям. Таким образом, неосознаваемая религиозность является неосознаваемой трансцендентальностью, чьим основным референтом можно назвать Бога.

У многих современных людей первичная, присущая, религиозность остается подавленной. В результате – чувство пустоты, тщетности. Этот экзистенциальный вакуум проявляется в депрессии, самоубийствах, наркомании, алкоголизме. Спасением для личности и для общества является интеграция всех трех аспектов человека: телесного, духовного и религиозного.

Задача логотерпаии напомнить человеку о его личном духовном ядре, а не обращение к деградирующей религии.

Религия – поиск окончательного смысла. Религиозность, чтобы быть подлинной должна быть непосредственной и личной. Усилия религиозных организация продвинуть своего специфического бога – тщетны. Вы не можете передать другим смысл, вы можете сами показать пример вашего собственного экзистенциального поиска смысла.

Для выживания человечества необходим поиск общих задач, нужно понимание единства человечества.

Религиозность имеет одну из главных ролей в динамике процесса самореализации. Только некоторые формы религиозности способствует реализации человеческого потенциала, подлинной религиозностью для Франкла является та, что возникает изнутри, свободная от догм, чтобы быть источником целей и смыслов человеческой жизни.

Наши рекомендации