Классификация восприятий: восприятие пространства, времени и движения
Восприятия, как и ощущения, можно классифицировать по самым различным основаниям. Это и пять классических модальностей по виду анализатора: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Это сукцессивное (развернутое во времени) и симультанное (развернутое в пространстве) восприятия. Выделяют виды восприятия также и по степени участия в нем воли: произвольное и непроизвольное восприятия и т.п.
Непроизвольное восприятие в значительной степени определяется особенностями воспринимаемого объекта (яркостью, необычностью, значимостью для субъекта). Произвольное управляется целью, мотивами, волевыми усилиями. Произвольные восприятия могут переходить в наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность -это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий своим делом и связана с развитием профессиональных интересов личности.
Это, наконец, и деление в зависимости от объекта восприятия: воспринимаемого предмета или явления, например пространства, времени, движения, скорости, цвета, размера, формы, музыки, стихов и пр. Восприятие последних видов, как правило, комплексно по участию многих анализаторов и по участию разнообразных психических процессов и образований. Эти восприятия имеют важное значение в поведении и деятельности человека, являясь необходимым условием его ориентировки в окружающей среде.
Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Объединение сетчаточных изображений левого и правого глаза в единый образ происходит лишь в том случае, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки – фовеа – обоих глаз или в точки, удаленные от середины центральных ямок на одно и то же расстояние и в одном и том же направлении. Эти пары точек называются корреспондирующими; любые другие точки – диспаратными (изображения в этих точках двоятся).
Рис. 20. Закон идентичных зрительных направлении (по Э. Герингу)
По закону идентичных зрительных направлений, сформулированному И. Мюллером и Э. Герингом, в одном направлении воспринимаются все объекты, проецирующиеся на корреспондирующие точки сетчаток. Для центральных ямок сетчаток это направление совпадает с линией, проведенной через точку фиксации и середину линии, соединяющей правый и левый глаз, т.е. центр циклопического глаза.
Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции (сведения оптических осей левого и правого глаза) проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером и представляет собой окружность, проходящую через центры обоих глаз и точку фиксации (исследования И. Мюллера,).
Бинокулярная фиксация развивается в течение первых трех месяцев жизни младенца (исследования М.Н. Денисовой и Н.Л. Фигурина,).
Рис. 21. Теоретический гороптер (по И. Мюллеру): углы α и β равны между собой, а углы β и γ – не равны.
Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 мес. на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% малышей, к краю с «обрывом» – лишь 8%, 62% из них оставались при этом на месте, а 30% – уползали в противоположном направлении. Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины. Для ее восприятия немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.
Восприятие пространства включает восприятие размера, формы, объемности и удаленности предметов.
Воспринимаемый размер предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. При восприятии близко расположенных предметов происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик из-за меньшей подвижности теряет способность к аккомодации, т.е. к изменению своей формы при восприятии различно удаленных предметов. В результате развивается дальнозоркость, которая выражается в том, что ближайшая точка ясного видения с возрастом отодвигается все дальше.
Аккомодация обычно связана с конвергенцией. Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (конвергенции), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации.
Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие и оценку расстояния до объектов с помощью аккомодации и конвергенции невозможно, так как эти процессы действуют в ограниченных пределах расстояний: 5-6 м для аккомодации и до 450 м для конвергенции. В то же самое время человек способен различать удаленность объектов от себя на гораздо большие расстояния – до 2,5 км. При оценке больших расстояний им, вероятнее всего, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаза. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять их положение в пространстве.
Форма – один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам восприятия относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например, световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.
Рис. 22. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру).
Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. На рисунке 16 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
При восприятии объемности или глубины предметов главную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие времени – чрезвычайно сложное и одно из наиболее важных и постоянно действующих видов восприятия. Оно есть как высшая форма отражения окружающих человека изменений, так и высшая форма приспособления его к этим изменениям.
Восприятие времени человеком зависит от характера и содержания той деятельности, которую в данное время он выполняет, от мотивации этой деятельности и ее структуры. Интерес к деятельности уменьшает субъективную длительность. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает. Механизм восприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в его организме. В качестве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.
Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов, т.е. отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Механизм восприятия движения сложный, комплексный. Восприятие движения обеспечивается и соответствующими движениями глаз, и дифференцировкой объекта (фигуры) от фона, и совместной работой нескольких анализаторов (чаще всего зрения и кинестезии). Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.
Связь восприятия движения и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетического эффекта. Автокинетическое (самогенерируемое) движение состоит в том, что единственный неподвижный стимул воспринимается движущимся. Это, например, разнообразные «движения» и «колебания» светящейся точки в темной комнате, т.е. при отсутствии окружающего фона.
Иллюзии восприятия.Восприятия реальных предметов могут быть ошибочными, искаженными, т.е. в таких случаях возникают иллюзии восприятия. Иллюзии восприятия (от лат. illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств – могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движений (автокинетическое, стробоскопическое - возникновение впечатления движущегося объекта при быстром, последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве, индуцированное – кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).
Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий.
1. Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся большими по сравнению с равными им черными (темными) предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на белом фоне (рис 23.)
Рис. 23.
2. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рис. 24, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается большим по длине, чем горизонтальное основание, хотя в действительности они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями.
Рис. 24.
3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 25). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.
Рис. 25.
4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем каждую отдельную часть фигуры не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 26).
Рис. 26.
Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. На рис. 27 изображены две одинаковые фигуры, хотя верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороной нижней фигуры:
Рис. 27.
5. Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цельнера), (рис. 28).
Рис. 28.
6. Известна иллюзия излома прямой: отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, не воспринимаются отрезками одной и той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзия Поггендорфа), (рис. 29).
Рис. 29.
7. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величины острых углов. На рисунке проведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными (рис. 30).
Рис. 30.
По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис.31).
Рис.31.
Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например, наблюдения одним глазом, наблюдения при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, например, и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и наоборот. Иллюзии контраста могут быть объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Зрительные иллюзии широко используются в живописи и архитектуре. Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье, которая заключается в том, что если поднимать два одинаковых по весу, внешнему виду, но разных по объему предмета, то меньший по объему из них воспринимается человеком как более тяжелый и, наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и размером предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если переложим взаимно два пальца – указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два. Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно наблюдать и такие, которые возникли под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего, и пр. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д.
Литература
1.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 1Ц-
2.Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973. С. 5-58.
3.Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М., 1969. С. 3-212.
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 363-381.
5.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. М., 1986. Т. 1.С. 112-153.
6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 33-48.
7.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975. С. 43-110.
8.Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 154-171.
9.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 266-290.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. М., 1989. С. Т. 1. 208-300.
11.Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 9-19; 47-57; 96-114; 147-205.
План-задание для самостоятельной работы.
1. Проведите самозачет (см. §1, план-задание п.1), определив следующие понятия: аккомодация, апперцепция, восприятие, иллюзии, конвергенция, наблюдательность, особенности восприятия: константность, предметность, целостность; осязание, перцептивные действия, сенсорика.
2. Используя указанную выше литературу, подготовьтесь к семинару по следующим вопросам:
ä Почему восприятие несводимо к простой сумме ощущений?
ä В чем сходство и различие между ощущением и восприятием?
ä Что такое перцептивные действие и деятельность?
ä Приведите примеры сложных видов восприятий. Почему они так называются?
ä Назовите и объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
3. Составьте схему основных свойств восприятия и дайте им характеристику (письменно), покажите их зависимость от ряда факторов (условий).
4. Измерьте у учащегося вашего класса точность восприятия длины линии, времени и способность к восприятию фигур и предметных изображений с помощью предложенных методик «Восприятие длины линии» и «Изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнечению частей геометрических фигур и предметных изображений».
ВОСПРИЯТИЕ ДЛИНЫ ЛИНИИ*
* Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. С. 96.
Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью простейшего устройства, изготовленного из обычной линейки, на котором имеются два движка-хомутика, каждый из которых может быть произвольно установлен по ее длине. Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеивается белой бумагой, посередине находится четкая полоска, которая разделяет ее на две половины (левую и правую от 0). На стороне линейки, обращенной к экспериментатору, имеется миллиметровая шкала. Он устанавливает один движок на определенном расстоянии (на 5-12 см) от центральной точки (0). Испытуемый, который находится в 0,5 м от линейки, должен установить второй движок на таком же расстоянии от нулевой точки в противоположную сторону. Вначале проводят 2-3 пробных опыта. Испытуемому сообщают величину ошибки. Затем проводят основные опыты (не менее 10 замеров), результаты опытов ему не сообщают, а записывают в протокол.
Определяется процентная точность (Т) измерения длины отрезка по формуле:
где С2– сумма разностей от заданной длины отрезка (сумма ошибок испытуемого в мм), С1– сумма отрезков, предъявляемых экспериментатором. Оценка резулътатов обследования выставляется по таблице, либо сумму отклонений (ошибок) делят на количество проб. Полученная средняя арифметическая характеризует точность восприятия длины линий:
Оценка в баллах | |||||||||
Процентная точность измерения длины |
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ*
* Марищук В.Л„ Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. С. 96.
Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера. Экспериментатор дает отсчет в 12 с, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать по 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределились в указанном диапазоне 6-12 с.
Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле:
где С2– сумма разности от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого в секундах); С1 - сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени выставляется по таблице: