Восприятие пространства, движения и времени

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

– врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;

– законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами;

– жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако, если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия.)

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины . Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаза.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:

– активное движение;

– обратная связь;

– поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;

– сохранение привычной структурированности информации.

Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.

Трехкомпонентная модель памяти

Память лежит в основе любого психического процесса. Согласно трехкомпонентной модели, входящая сенсорная информация делает краткую остановку в сенсорной памяти, которая кратковременно хранит ее в форме точных сенсорных образов. Паттерны узнавания происходят во время передачи информации из сенсорной памяти в кратковременную. Сенсорная память дает нам немного времени, чтобы решить, является ли информация достаточно значимой, чтобы хранить ее дальше.

Кратковременная память сохраняет новую информацию в большинстве случаев до тридцати секунд (если не происходит повторения), а также служит в качестве рабочей памяти для обработки информации, извлеченной из долговременной памяти для временного использования. Объем кратковременной памяти ограничен, но его можно существенно расширить, если информация организована в блоки. Наиболее значимые объекты эмоционально окрашены или связаны с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Они легче переходят на хранение в долговременную память, только ненадолго задерживаясь в кратковременной.

Долговременная память содержит огромное количество информации, которая организована так, чтобы ее можно было использовать. Например, слова (или понятия, из них созданные), по всей видимости, распределены по семантическим категориям. Сетевая модель долговременной памяти представляет ее содержание в виде сети взаимосвязанных понятий. То, как люди используют эти сети, зависит от их опыта и образования. Исследование состояний «на кончике языка» демонстрирует, что слова также занесены в долговременную память по принципу звука и формы.

Процедурная память («знание, как») – это память о том, как выполнять специфические действия. Декларативные воспоминания («знание, что») – это память на абстрактное, теоретическое или образное знание. Они включают в себя семантические воспоминания (общее знание) и эпизодические воспоминания (память на лично пережитые события).

Трехкомпонентную модель обычно используют для объяснения краевого эффекта в памяти (лучшее запоминание первого или конечного члена ряда).

Процессы памяти

По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную (двигательную, образную, эмоциональную, символическую и волевую).

Процессы памяти таковы:

Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

– пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

– ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

– иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забывание практически не поддается управлению.

Наши рекомендации