Тест по возрастной психологии и психологии развития
- Процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности называется:
а) развитие б) идентификация
в) социализация г) приспособление
- Понятие "зона ближайшего развития" предполагает что:
а) обучение должно идти впереди развития
б) обучение должно идти наравне с развитием
в) обучение должно идти позади развития
г) обучение должно ориентироваться на нравственность
- Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающийся созреванием или перестройкой частных процессов и основными психологическими изменениями личности, называется:
а) основной деятельностью
б) опережающей деятельностью
в) ведущей деятельностью
г) взрослением
- Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:
а) феноменами роста
б) феноменами взросления
в) ведущей деятельностью
г) новообразованиями
- Возрастными психологическими кризисами называют:
а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности
б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями
в) периоды резкого изменения отношения к родителям
г) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психоэндокринными изменениями
- Сжатое во времени повторение в онтогенезе элементов филогенеза называется:
а) развитие б) обучение
в) рекапитуляция г) интериоризация
- Метод лонгитюдного исследования предполагает:
а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени
б) исследование различных людей на протяжении длительного времени
в) длительную обработку результатов исследования
г) выработку рекомендаций по оптимизации образовательных программ
- Понятие «возраст» в отечественной психологии включает:
а) социальную ситуацию развития
б) ведущую деятельность
в) новообразования
г) все вышеперечисленное
- Согласно психоаналитическим теориям развития, на латентной стадии либидо:
а) проецируется б) регрессирует
в) сублимируется г) исчезает
- Р. Сирс считал, что центральным компонентом научения является:
а) зависимость б) подкрепление
в) наказание г) все вышеперечисленное
- Э. Эриксон считал, что развитие завершается в:
а) 16 лет б) 18 лет
в) 21 год г) продолжается всю жизнь
- Осознание своей принадлежности к определенному полу и принятие предписанной традициями соответствующей половой роли называется:
а) половое созревание
б) половая интериоризация
в) половая идентификация
г) половая потребность
- Л. С. Выготский создал закон:
а) метаморфоза
б) неравномерности детского развития
в) развития высших психических функций
г) все вышеперечисленные
- "Комплекс оживления" разделяет:
а) период новорожденности и младенчества
б) период младенчества и раннего детства
в) подростковый и юношеский период
г) периода зрелости и пожилой возраст
- Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является:
а) учеба б) развлечения
в) хобби г) игра
- Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:
а) реакцией компенсации
б) реакцией гиперкомпенсации
в) реакцией оппозиции
г) реакцией эмансипации
- Реакция эмансипации характерна для:
а) младенцев б) престарелых
в) зрелых лиц г) подростков
- Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется:
а) акцентуация характера
б) сила воли
в) акселерация
г) темперамент\
Вопросы к экзамену
Билет №1
1. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.
2. Психологическая готовность к школьному обучению.
Билет №2
1. Проблемы психологии возрастного развития.
2. Личностное и эмоциональное развитие младшего школьника.
Билет №3
1. Источники, движущие силы и закономерности психического развития.
2. Развитие познавательной сферы и общения в младшем школьном возрасте.
Билет №4
1. Методы исследования в возрастной психологии.
2. Развитие учебной деятельности младшего школьника.
Билет №5
1. Биогенетические и социогенетические концепции детского развития.
2. Адаптация к обучению младшего школьника.
Билет №6
1. Психоаналитические теории детского развития.
2. Подростковый возраст. Чувство взрослости.
Билет №7
1. Когнитивный подход к изучению развития.
2. Личность подростка. Новообразования.
Билет №8
1. Теория культурно – исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
2. Проблемы общения в подростковом возрасте.
Билет №9
1. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину и Д.И. Фельдшетейну.
2. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.
Билет №10
1. Кризисы в психическом развитии ребенка.
2. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.
Билет №11
1. Врожденные формы психики и поведения.
2. становление и развитие личности в ранней юности.
Билет №12
1. Беспомощность человеческого младенца, длительный период его зависимости от людей.
2. Формирование мировоззрения в юности.
Билет №13
1. Новорожденность: общая характеристика возраста.
2. Проблема юношеского самоопределения.
Билет №14
1. Новорожденность: ведущая деятельность, новообразования.
2. Профессиональное самоопределение старшеклассника.
Билет №15
1. Новорожденность: когнитивное, личностное и эмоциональное развитие.
2. Понятие взрослости.
Билет №16
1. Комплекс оживления.
2. Критерии взрослости.
Билет №17
1. Младенческий возраст: общая характеристика возраста.
2. Кризисы на этапе взрослости.
Билет №18
1. Младенческий возраст: ведущая деятельность, новообразования.
2. Психологическая характеристика этапов взрослости.
Билет №19
1. Младенческий возраст: коллективное, личностное и эмоциональное развитие
2. Возраст и проблемы смысла жизни.
Билет №20
1. Кризис одного года.
2. Пожилой возраст.
Билет№21
1. Раннее детство: развитие предметно – орудийной деятельности.
2. Возрастные границы и виды старости.
Билет №22
1. Личностное и эмоциональное развитие в раннем детстве.
2. Личностное развитие в поздние периода жизни.
Билет №23
1. Развитие общения и речи в раннем детстве.
2. Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизни.
Билет №24
1. Развитие познавательной сферы в раннем детстве.
2. Особенности социальных контактов людей позднего периода жизни.
Билет №25
1. Эгоцентризм детского мышления.
2. Жизненный путь личности.
Билет №26
1. Кризис трех лет.
2. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.
Билет №27
1. Личностное и эмоциональное развитие дошкольника.
2. Проблемы психологии возрастного развития.
Билет №28
1. Развитие речи и общения в дошкольном детстве.
2. Методы исследования в возрастной психологии.
Билет №29
1. Когнитивное развитие дошкольника.
2. Биогенетическое и социогенетические концепции детского развития.
Билет №30
1. Кризис семи лет.
2. Когнитивный подход к изучению развития.
Литература
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.
2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1989.
3.Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
4.Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
5.Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4.- М.: Педагогика, 1984.
6.Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
7.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
8.Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. - М.: Педагогика, 1984.
9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
11. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: 1981.
14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.
15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М.: Владос, 1998.
16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
19. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - N 2.
20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - N 6.
21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.
22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.
23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: 1960-2002, любое издание.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
27. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.
28. Эриксон Э. Идеентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.
- ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ