Тест по возрастной психологии и психологии развития

  1. Процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности называется:

а) развитие б) идентификация

в) социализация г) приспособление

  1. Понятие "зона ближайшего развития" предполагает что:

а) обучение должно идти впереди развития

б) обучение должно идти наравне с развитием

в) обучение должно идти позади развития

г) обучение должно ориентироваться на нравственность

  1. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающийся созреванием или перестройкой частных процессов и основными психологическими изменениями личности, называется:

а) основной деятельностью

б) опережающей деятельностью

в) ведущей деятельностью

г) взрослением

  1. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:

а) феноменами роста

б) феноменами взросления

в) ведущей деятельностью

г) новообразованиями

  1. Возрастными психологическими кризисами называют:

а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности

б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

в) периоды резкого изменения отношения к родителям

г) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психоэндокринными изменениями

  1. Сжатое во времени повторение в онтогенезе элементов филогенеза называется:

а) развитие б) обучение

в) рекапитуляция г) интериоризация

  1. Метод лонгитюдного исследования предполагает:

а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени

б) исследование различных людей на протяжении длительного времени

в) длительную обработку результатов исследования

г) выработку рекомендаций по оптимизации образовательных программ

  1. Понятие «возраст» в отечественной психологии включает:

а) социальную ситуацию развития

б) ведущую деятельность

в) новообразования

г) все вышеперечисленное

  1. Согласно психоаналитическим теориям развития, на латентной стадии либидо:

а) проецируется б) регрессирует

в) сублимируется г) исчезает

  1. Р. Сирс считал, что центральным компонентом научения является:

а) зависимость б) подкрепление

в) наказание г) все вышеперечисленное

  1. Э. Эриксон считал, что развитие завершается в:

а) 16 лет б) 18 лет

в) 21 год г) продолжается всю жизнь

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу и принятие предписанной традициями соответствующей половой роли называется:

а) половое созревание

б) половая интериоризация

в) половая идентификация

г) половая потребность

  1. Л. С. Выготский создал закон:

а) метаморфоза

б) неравномерности детского развития

в) развития высших психических функций

г) все вышеперечисленные

  1. "Комплекс оживления" разделяет:

а) период новорожденности и младенчества

б) период младенчества и раннего детства

в) подростковый и юношеский период

г) периода зрелости и пожилой возраст

  1. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является:

а) учеба б) развлечения

в) хобби г) игра

  1. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

а) реакцией компенсации

б) реакцией гиперкомпенсации

в) реакцией оппозиции

г) реакцией эмансипации

  1. Реакция эмансипации характерна для:

а) младенцев б) престарелых

в) зрелых лиц г) подростков

  1. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется:

а) акцентуация характера

б) сила воли

в) акселерация

г) темперамент\

Вопросы к экзамену

Билет №1

1. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

2. Психологическая готовность к школьному обучению.

Билет №2

1. Проблемы психологии возрастного развития.

2. Личностное и эмоциональное развитие младшего школьника.

Билет №3

1. Источники, движущие силы и закономерности психического развития.

2. Развитие познавательной сферы и общения в младшем школьном возрасте.

Билет №4

1. Методы исследования в возрастной психологии.

2. Развитие учебной деятельности младшего школьника.

Билет №5

1. Биогенетические и социогенетические концепции детского развития.

2. Адаптация к обучению младшего школьника.

Билет №6

1. Психоаналитические теории детского развития.

2. Подростковый возраст. Чувство взрослости.

Билет №7

1. Когнитивный подход к изучению развития.

2. Личность подростка. Новообразования.

Билет №8

1. Теория культурно – исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

2. Проблемы общения в подростковом возрасте.

Билет №9

1. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину и Д.И. Фельдшетейну.

2. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.

Билет №10

1. Кризисы в психическом развитии ребенка.

2. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.

Билет №11

1. Врожденные формы психики и поведения.

2. становление и развитие личности в ранней юности.

Билет №12

1. Беспомощность человеческого младенца, длительный период его зависимости от людей.

2. Формирование мировоззрения в юности.

Билет №13

1. Новорожденность: общая характеристика возраста.

2. Проблема юношеского самоопределения.

Билет №14

1. Новорожденность: ведущая деятельность, новообразования.

2. Профессиональное самоопределение старшеклассника.

Билет №15

1. Новорожденность: когнитивное, личностное и эмоциональное развитие.

2. Понятие взрослости.

Билет №16

1. Комплекс оживления.

2. Критерии взрослости.

Билет №17

1. Младенческий возраст: общая характеристика возраста.

2. Кризисы на этапе взрослости.

Билет №18

1. Младенческий возраст: ведущая деятельность, новообразования.

2. Психологическая характеристика этапов взрослости.

Билет №19

1. Младенческий возраст: коллективное, личностное и эмоциональное развитие

2. Возраст и проблемы смысла жизни.

Билет №20

1. Кризис одного года.

2. Пожилой возраст.

Билет№21

1. Раннее детство: развитие предметно – орудийной деятельности.

2. Возрастные границы и виды старости.

Билет №22

1. Личностное и эмоциональное развитие в раннем детстве.

2. Личностное развитие в поздние периода жизни.

Билет №23

1. Развитие общения и речи в раннем детстве.

2. Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизни.

Билет №24

1. Развитие познавательной сферы в раннем детстве.

2. Особенности социальных контактов людей позднего периода жизни.

Билет №25

1. Эгоцентризм детского мышления.

2. Жизненный путь личности.

Билет №26

1. Кризис трех лет.

2. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

Билет №27

1. Личностное и эмоциональное развитие дошкольника.

2. Проблемы психологии возрастного развития.

Билет №28

1. Развитие речи и общения в дошкольном детстве.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

Билет №29

1. Когнитивное развитие дошкольника.

2. Биогенетическое и социогенетические концепции детского развития.

Билет №30

1. Кризис семи лет.

2. Когнитивный подход к изучению развития.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1989.

3.Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

4.Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

5.Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4.- М.: Педагогика, 1984.

6.Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

7.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

8.Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. - М.: Педагогика, 1984.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

11. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: 1981.

14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.

15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М.: Владос, 1998.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

19. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - N 2.

20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - N 6.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.

23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: 1960-2002, любое издание.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

27. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.

28. Эриксон Э. Идеентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Наши рекомендации