Вопрос 1. Общая характеристика ощущений

Тема 1. Психология как наука. Методы психологии

Вопрос 1. Корпус основных понятий

Психологияв самом общем виде - это наука о психике, душе; в переводе с греческого «псюхе» - душа, «логос» - учение, наука, знание. В книге канадского ученого Жо Годфруа «Что такое психология» так описывается происхождение слова «психология».

Согласно греческой мифологии, Эрот, сын Афродиты, влюбился в красивую молодую женщину Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын – небожитель хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти через ряд испытаний. Сила любви Психеи произвела глубокое впечатление на богов, которые решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту удалось убедить верховного бога греков Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви и высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Термин «психология» впервые появился только в 18 веке в работах немецкого философа Х. Вольфа (1679-1754) «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Однако Немов Р.С. полагает, что в научном употреблении термин впервые был использован в 16 веке.

Современное научное толкование термина дано в словаре «Психология» [37]:психология -это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика, в свою очередь, (тот же словарь) – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

Понятие«субъект»(от лат. субъектум – подлежащее) в современном словаре иностранных слов трактуется так: 1) это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) это человек как носитель каких-либо свойств, личность.

Словарь «Психология»:субъект – это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Вопрос 2. Основные задачи науки психологии:

¨ понимать сущность психических явлений и их закономерности;

¨ научиться управлять психическими явлениями;

¨ применять полученные знания в жизни;

¨ быть теоретической основой практики психологической службы.

Вопрос 3. Структура психологической науки

Правильнее было бы говорить о комплексе развивающихся психологических наук, так как каждые 4-5 лет появляется новое направление. Выделяют фундаментальные (базовые) и прикладные науки, общие и специальные. Базовые отрасли имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Эти отрасли иногда объединяют термином «общая психология». Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли изучают проблемы, важные для всех научных направлений, а специальные отрасли направлены на познание одной или нескольких групп явлений.

Вопрос 4. Явления, изучаемые в психологии

Основные типы явлений, изучаемых в психологии, – это свойства, процессы и состояния. Психические свойства – это устойчивые особенности психики человека. Психические процессы – это элементарные (простейшие) психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности; они кратковременны. Психические состояния сложны и длительны, могут быть несколько часов, дней, недель и более. Всего Р.С.Немов выделяет 12 групп явлений, изучаемых психологией.

1. Процессы индивидуальные, внутренние (психические): воображение, восприятие, мышление, память, рефлексия, речь, творчество и многие другие.

2. Состояния индивидуальные, внутренние (психические): адаптация, аффект, внимание, интерес, любовь, настроение, страсть, стресс, стыд, эмоция и т.д.

3. Свойства индивидуальные, внутренние (психические): задатки, индивидуальность, работоспособность, решительность, упрямство и другие.

4. Процессы индивидуальные, внешние (поведенческие): деятельность, игра, мимика, подражание и т.д.

5.Состояния индивидуальные, внешние (поведенческие): готовность, интерес, установка.

6. Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие): авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, эгоизм и т.д.

7. Процессы групповые, внутренние: коммуникация, общение, межличностные отношения и другие.

8. Состояния групповые, внутренние: конфликт, сплоченность, психологический климат и т.д.

9. Свойства групповые, внутренние: совместимость, соперничество, стиль лидерства и т.д.

10. Процессы групповые, внешние: межгрупповые отношения.

11. Состояния групповые, внешние: паника, открытость или закрытость группы.

12. Свойства групповые, внешние: организованность.

Вопрос 5. Методы современной психологии

Проводится обсуждение со слушателями следующих вопросов:

А. Общее понятие о научном методе.

Б. Различные классификации психологических методов.

В. Характеристика отдельных методов (требования к каждому методу, правила применения, виды, достоинства и недостатки):

а) неэкспериментальные методы: наблюдение; беседа, интервью, опрос; анкетирование; анализ продуктов деятельности;

б) экспериментальные методы: лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; другие виды;

в) диагностические методы: тестирование; шкалирование.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «психология», «психика», «субъект».

2. Назовите основные задачи науки психологии.

3. Какова структура психологической науки?

4. Охарактеризуйте явления, изучаемые в психологической науке.

5. Охарактеризуйте методы науки психологии.

Тема 2. Общая характеристика психических познавательных процессов

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов. Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека, это элементарные (простейшие) психические явления, включённые в более сложные виды психической деятельности. Психические процессы, с помощью которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей, называют познавательными процессами.

К психическим познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Познавательная деятельность осуществляется также с помощью внимания и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений (мышление).

Психические познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, они обеспечивают её эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться, трудиться (это виды деятельности), человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. То есть без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются.

Чем лучше развиты познавательные процессы, тем более способным является человек. Лёгкость и эффективность учения зависят от уровня развития познавательных процессов. Человек рождается с задатками познавательной деятельности. Новорожденный осуществляет познавательную деятельность инстинктивно. Затем в процессе жизнедеятельности человек развивает свои познавательные возможности и учится ими управлять.

В целом уровень развития познавательных процессов зависит от имеющихся при рождении задатков, от характера воспитания ребёнка в семье и школе, от его собственной активной деятельности по развитию своих познавательных процессов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «психические познавательные процессы».

2. Перечислите познавательные процессы.

3. Назовите функции познавательных процессов.

4. Дайте характеристику уровням процесса познания окружающего мира.

5. Какие виды деятельности человека вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. От каких факторов зависит уровень развития познавательных процессов?

Тема 3. Ощущения

Вопрос 1. Общая характеристика ощущений

Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение – это первый источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаём цвет, форму, величину, запах, звук. Информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой, но способность к осознаваемым ощущениям – только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражён внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ощущения – простейший познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на раздражитель. Раздражители – это предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани.

Вопрос 2. Рефлекторная теория ощущений

Ощущение имеет рефлекторный характер, то есть оно не является пассивным процессом, оно носит активный характер, всегда включает в свой состав двигательные компоненты в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс) или в виде мышечных реакций (поворот глаз, двигательные реакции руки и другое).

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами (так их предложил назвать И.П. Павлов). Анализаторы принимают воздействие определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей: периферического отдела, или рецепторов (от лат. принимающий), или органов чувств, преобразующих энергию воздействия в нервные сигналы; орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг (по афферентным нервам) и обратно к рецепторам (по эфферентным нервам); корковых проекционных зон головного мозга, здесь в специальных клетках физиологический процесс превращается в психический процесс – ощущение.

Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, необходимо здоровое состояние всех трёх отделов анализатора. Анализаторы бывают внешними (экстерорецепторы – рецепторы вынесены на поверхность тела – ухо, глаз, др.) и внутренними (интерорецепторы – рецепторы расположены во внутренних органах и тканях); своеобразное положение занимает двигательный анализатор (проприорецепторы находятся в мышцах и связках, они служат для ощущения движения и положения органов тела). В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем.

Схема анализатора

афферентные ®

Раздражитель ® рецептор ® нервы ® отделы мозга

эфферентные

Каждый рецептор приспособлен к приёму только определённого вида воздействий (свет, звук, запах, другое), то есть обладает специфической возбудимостью. В целом органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире.

Вопрос 3. Общие свойства ощущений

Качество – (какое это ощущение?) - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных и др.), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности);

интенсивность – (сколько его?) - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

продолжительность – (как долго длится?) - временная характеристика ощущений, определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью;

пространственная локализация раздражителя – нахождение раздражителя в пространстве.

Вопрос 4. Основные характеристики чувствительности анализаторов

Нижний абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Как показали опыты С.И. Вавилова, мы могли бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 км;

подпороговые раздражители – это раздражители меньшей силы, не вызывают возникновения ощущений, сигналы о них не передаются в кору головного мозга;

верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно; при действии очень сильного раздражителя перестают возникать ощущения: звуки с частотой свыше 20 тыс. Гц человек не слышит; дальнейшее увеличение силы раздражителей вызывает в рецепторах лишь болевое ощущение;

диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений;

дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается; если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения ощущения увеличения веса необходимо добавить около 3,4 грамма, при весе 1000 граммов – около 33,3 грамма;

оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Величина оперативного порога в 10-15 раз больше величины дифференциального порога;

временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения;

латентный (скрытый) период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения; для тактильных ощущений он равен 130 миллисекундам, для болевых – 370, вкусовых – 50 миллисекундам после нанесения на поверхность языка химического раздражителя;

инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия; последействие; так, зрительное ощущение исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель; также и слуховое и др.;

свойство приспособления, или адаптации – проявляется как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, а также как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя (адаптация к яркому свету, сильному запаху);

взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств; это свойство проявляется в явлениях сенсибилизации и синестезии: сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центров в результате взаимодействия анализаторов (под влиянием бергамотового масла наблюдается обострение слуховой чувствительности) и упражнений (у музыкантов – высокая слуховая чувствительность); синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (при воздействии звуковых раздражителей могут возникать зрительные образы – это зрительно-слуховые синестезии);

контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя; явление последовательного контраста – после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Неповрежденные анализаторы компенсируют деятельность выбывших анализаторов.

Наши рекомендации