Вопрос № 8. Психологическая характеристика ощущений и восприятия как познавательных процессов

Ощущение -перцептивный познавательный процесс отражения отдельных cв-в предметов или явлений при их непосредств. взаимод. с органами чувств.

Рецепторная теория= орган чувств пассивно отвечает на воздействующиераздражитли, этот ответ представляет ощущение. Рефлекторная теория= ощуще-ние- это активный процесс. При помощи О чел-к познает цвет, форму, размер, величину, температуру, плотность, запах, вкус, знакомится со звуками. В рез-те О чел-к отражает окружающую действительность. Вся масса раздражителей подвергается анализу и восприн-етсясоотв-щим аппаратом.

Классификация ощущения:

I. интероцептивные- доходящие из внутр-й среды орг-зма. Источник- различные физиол-е состояния. II. Проприоцептивные- сигналы доходящие из связок, сухожилий сигнализирующие о положении опорно-двигательного аппарата, положение тела в пространстве (чувство равновесия).

III. Экстерацептивные-инф-ция поступающая из внешнего мира: а)контакные- возникают при непосредственном контакте( вкус, осязание); б)дистантные- (обоняние, слух, зрение-ощущение возникает на расстоянии.

Структурно-генетическая классификация Хеда:1.Протопатические-наиболее элементарные-, близки к эмоциональному состоянию. 2.Эпикритические- имеют осознанный, диференцир. хар-ер, близки к мыслительным процессам.

Cв-ва ощущений:1.интенсивность-степень испытываемого ощущения как реакция на некот. раздражители. Влияет сила самого раздражителя и функциональное состояние рецептора. 2.Пространственная локализация-способность чел-ка определить местонахождение действующего на рецепторы раздражителя. 3)длительность - отрезок времени, в течение к-го сохраняется ощущение воздействия раздражителя после его прекращения. 4.модальность (качество) - специализация органов чувств на отражение различных св-в и качеств (яркость, четкость ощущений).

В зависимости от хар-ра раздражителя и от хар-ра возникших О, их делят на три группы: 1.О. (5), кот.явл-ся отражением предметов, св-в или явлений внешн. мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные). 2.О(3), отражающие состояние организма (органические, равновесия, двигательные). 3.0(2) — особая гр. (болевые и осязательные).

Различные, органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окруж. нас внешн. мира, могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Возможность иметь ощущение называется чувствительностью. Миним. сила раздражителя, вызыв-ая едва заметное О, наз-сянижним абсолютным порогом чувств-сти. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения О и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Нижний порог О определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Абсолютнаячувствит-сть анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительностиназыв. максимальн. сила раздражителя, при кот. еще возникает адекватное действующему раздражителю О., а затем либо исчезает либо качественно меняется (н-р,боль). Характеристикой чувствит-тиявл-ся также способность отличать изменения в силе раздражителя. Порог отличия – та величина (относительная), кот.показывает на какую долю нужно увеличить силу раздражителя, чтобы чел-к ощутил чуть только заметные изменения. Чувствительность изменяется под действием раздражителей.

Закономерности.формы изменения чувствительности:1. Адаптация- приспособленное изменение чувствительности к интенсивности действующего на органы чувств раздражителя. 1)Адаптация как полное исчезновение ощ. в процессе продолжительного действия раздражителя, (неприятный запах). 2)Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (в холодной воде) 3)Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя, (в тишине, в темноте) 1-2 —негативная адаптация, 3 — позитивная.2.Сенсибилизация- повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Процесс сенсибилизации отличается от процесса адаптации: 1- если в процессе адаптации чувствительность меняется в обе стороны, то в процессе сенсибилизации меняется только в сторону повышения остроты; 2- если изменение чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, то при сенсибилизации они зависят преимущественно от самого органа- физиологически или психически.

Восприятие-перцептивный познавательный процесс отражения предметов или явлений в целом, в совокупности их cв-в при непосредственном воздействии их на органы чувств. Иллюзия восприятия- искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер(перпендикулярно, черный круг на белом фоне).

Cв-ва восприятия: 1.константность(постоянство) - способность чел-ка воспринимать предметы и явления относительно постоянными независимо от меняющихся условий восприятия.2.педметность-относительность получаемой из внешнего мира информации к реальным предметам, объектам. 3.целостность-образ воспринимаемых предметов часто не дан полностью в готовом виде, и потому он мысленно достраивается ч-ком до целого. 4.осмысленность-соотнесение воспринимаемого предмета или явл-я с им-мся прошлым опытом, и обозначение этого предмета или явления словом- понятием 5.избирательность-преимущественное выделение одних объектов по сравн-ю с др. 6. апперцепция- зав-сть восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, его интересов (одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному).

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Выделяется 4 уровня восприятия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.1.Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. 2.Различение, или собственно восприятие. Конечный рез-тат ее – формир-е перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда образ сформирован, возможноосущ-ние опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. 3.Идентификация - отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. 4.Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В нем нет заранее поставленной цели. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания ), может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания.

Наши рекомендации