Общая характеристика ощущений

1. Ощущения возникают в результате воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называют раздражителями. Раздражители вызывают процесс возбуждения в рецепторах, которое по афферентным нервам поступает в первичные проекционные зоны коры головного мозга, где и возникает ощущение. Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие нервные центры головного мозга образуют анализаторы (см. тему. Мозг и психика).

2. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений. Что это означает? Любой материальный раздражитель обладает комплексом свойств. Например: яблоко - круглое, красное, сладкое. Каждое из этих свойств отражается разными органами чувств, по сути - это разные виды ощущений. Психический образ каждого из этих свойств первоначально возникает в разных отделах мозга. Этот психический сенсорный образ отдельного свойства предмета и есть ощущение.

3. Ощущение возникает во время непосредственного воздействия материального раздражителя на рецепторы. Результатом этого непосредственного воздействия являются первичные образы в коре головного мозга.

4. Ощущение не является пассивным процессом, они носят активный характер. Это означает, что, возникая, ощущения сопровождаются движениями, которые осуществляет орган чувств, подготавливая рецепторы к получению специфичной сенсорной информации. Также ощущения являются основой для тех или иных двигательных реакций или вегетативных изменений в организме. Например: яркий свет вызывает сужение зрачка, ощущение боли - рефлекторное отдергивание руки, ощущение холода - мурашки на коже. Таким образом, ощущения обеспечивают не только отражательную, но и регулятивную функцию психики.

5. Ощущения являются не только источником знаний об окружающем мире, но и источником чувств и эмоций. В психологии используется понятие «эмоциональный, или чувственный, тон ощущения» - это чувство, непосредственно связанное с ощущением. Известно, что цвета, запахи, звуки, независимо от их значения и принадлежности, могут быть приятными или неприятными, то есть вызывать положительные или отрицательные чувства. Например, горький вкус, ощущение боли, ощущение холода - неприятные эмоциональные переживания; сладкий вкус, ощущение тепла, звук ручья - приятные переживания. Эмоциональная окраска ощущений может иметь и индивидуальный характер.

6. Ощущения есть и у животных и у человека. Ощущения человека - это продукт исторического развития, поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. Главное отличие заключается в том, что ощущения животных целиком зависимы от их биологических потребностей и ограничиваются тем кругом свойств объектов, которые имеют непосредственное значение для сохранения вида животного. Отдельные ощущения у животных могут быть развиты лучше, чем у человека. Например, ночное зрение и слух у кошки. У человека же способность ощущать не ограничена только биологическими потребностями. Целый ряд ощущений не имеет непосредственного отношения к обеспечению жизнедеятельности. Эти ощущения связаны с высшими человеческими потребностями - социальными, познавательными, эстетическими. Например, мы знаем, что слух лучше развит у кошки, но только человек способен слушать музыку.

2. Свойства ощущений

Выделяют основные свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, чувствительность.

1) Качество - это качественная характеристика ощущений, позволяющая отличать одни ощущения от других и осознавать их своеобразие в пределах одного вида. Качество ощущений очень тесно связано с их модальностью.

2) Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, зависящая от силы действующего раздражителя и от функционального состояния рецептора, определяющего степень его готовности выполнять свои функции.

3) Продолжительность ощущений - это временная характеристика возникшего ощущения. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Положительный последовательный образ по своим качественным характеристикам (например, по интенсивности) соответствует первоначальному раздражителю.

Отрицательный последовательный образ имеет характеристики, противоположные качеству действовавшего раздражителя. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

4) Пространственная локализация - это анализ, осуществляемый рецепторами, который дает человеку сведения о расположении раздражителя в пространстве.

5) Чувствительность - количественная характеристика ощущений, которая связана со способностью живого организма обнаруживать и различать разные по силе раздражители, сигналы. Различают абсолютную и относительную чувствительность. Абсолютный низкий порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение. Абсолютный высокий порог ощущения - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Чувствительность к минимальным различиям называется относительной. Минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

3. Виды ощущений

Существуют разные подходы к классификации ощущений.

Современные классификации строятся либо по систематическому принципу (по модальности или по качеству ощущений), либо - по генетическому (то есть с точки зрения их развития).

I. Классификация ощущений по модальности. Это самая древняя классификация ощущений по количеству органов чувств. Принято различать пять основных видов ощущений: обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные, слуховые.

II. Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Все ощущения он разделил на три основных типа.

1. Эстероцептивные ощущения образуются в результате воздействия сигналов, доходящих из внешнего мира, и создают основу нашего сознательного поведения. Они делятся на дистантные (ощущения «на расстоянии»), к которым относятся зрительные и слуховые ощущения, и на контактные (ощущения, возникающие при непосредственном соприкосновении с раздражителем), к ним относятся вкусовые, температурные, тактильные и осязательные. Обонятельные же ощущения занимают промежуточное положение между дистантными и контактными ощущениями.

2. Интроцептивныеощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. К ним относятся органические ощущения, связанные с различными внутренними органами, и ощущения боли, связанные со страданием рецепторов от силы раздражителя.

3. Проприоцептивныеощущения передают информацию в мозг о положении тела в пространстве и о состоянии опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Проприоцептивные ощущения включают в себя ощущения равновесия (статические ощущения) и двигательные (кинестетические) ощущения.

III. Генетическая классификация ощущений предложена английским неврологом Х. Хэдом. Она включает два вида ощущений, или чувствительности: протопатическую и эпикритическую.

1. Протопатическая чувствительность - это более примитивная форма чувствительности, которая характеризуется диффузностью и слабой степенью осознания, тесной связью с эмоциями. К протопатической чувствительности относят органические чувства (голод, жажда, смутное переживание «хотения»).

2. Эпикритическая чувствительность - это более молодая с точки зрения филогенетического развития чувствительность, которая осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. К эпикритической чувствительности относят все основные виды ощущений человека. Это более дифференцированная и локализованная, более осознанная чувствительность.

4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется в зависимости от ряда условий. Эти изменения проявляются в виде сенсорной адаптации (от лат. «sensus» - чувство, ощущение).

Определение. Сенсорная адаптация (приспособление) - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя она возрастает. Например, когда человек переходит из темной комнаты в ярко освещенное помещение, то на какое-то время слепнет, а затем чувствительность восстанавливается. И, наоборот, войдя в темную комнату, человек вначале ничего не видит, а затем начинает различать предметы.

Для адаптации органов чувств необходимо какое-то время. Так, для того, чтобы орган зрения адаптировался в темной комнате, нужно около 30 минут. Орган слуха адаптируется к окружающему фону уже через 15 секунд. Известны и явления адаптации к запахам. Следовательно, адаптация зависит от функциональных возможностей рецептора, который осуществляет свою «настройку» на соответствующий раздражитель.

Однако возможности адаптации органов чувств ограничены. Так, тепловая адаптация проявляется лишь в среднем диапазоне температур. К сильному холоду или сильной жаре, а также к болевым ощущениям организм почти не адаптируется. Это имеет биологическое значение, так как связано с сохранением жизни человека.

Таким образом, можно сказать, что процесс адаптации зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецепторов.

Среди психических явлений, связанных с ощущениями, кроме сенсорной адаптации, выделяется ещё одно явление - взаимодействие ощущений.

Определение. Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Интенсивность ощущений может изменяться в зависимости не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от разнообразных раздражителей другой модальности, то есть от раздражителей, действующих в данный момент на другие органы чувств.

Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Например, известно изменение чувствительности зрительного анализатора под влиянием слухового раздражителя: слабые звуковые раздражители повышают зрительную цветовую чувствительность, сильный шум авиационного двигателя снижает её. Второй пример: зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых запахов (лимон). Неприятные резкие запахи снижают зрительную чувствительность. Известны случаи повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений. Выявлены изменения чувствительности под влиянием подпороговых раздражений (снижение зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрофиолетом).

Среди явлений взаимодействия ощущений выделяют два наиболее изученные в психологии: сенсибилизацию и синестезию.

Определение. Сенсибилизация - это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Определение. Синестезия - это возникновение ощущений одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Наиболее распространенными являются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием звука у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветового слуха обладали некоторые композиторы: Римский-Корсаков, Скрябин, Чюрленис.

В речи часто используются выражения, которые отражают явление зрительно-слуховых ощущений: «малиновый звон», «кричащий цвет».

Возникают синестезии и под влиянием других анализаторов, которые также закреплены в речевых выражениях: «острый вкус», «мягкий вкус», «сладкие звуки», «холодный запах», «тяжелая музыка».

5. Физиологическая основа ощущений

Физиологической основой ощущений являются анализаторы (см. тему «Мозг и психика»). Как отмечалось выше, в состав анализатора входят рецепторы (специфические нервные клетки), афферентные пути (чувствительные нервы) и нервные центры в коре головного мозга (корковые центры мозга). В результате раздражения в рецепторах возникает возбуждение, которое передается по нервам в корковые центры анализаторов. Этими корковыми центрами анализаторов являются первичные и вторичные проекционные зоны коры головного мозга (см. тему «Мозг и психика»). Возникновение ощущения в виде психического сенсорного образа происходит благодаря первичным проекционным зонам, поэтому эти зоны ещё называются сенсорными, а сенсорный образ - первичным.

Физиологическую основу процессов сенсорной адаптации составляют изменения, происходящие и в рецепторах, и в нервных центрах анализаторов. Например, при длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность; под влиянием света в рецепторах сетчатки разлагается зрительный пурпур, и её чувствительность снижается, в темноте зрительный пурпур восстанавливается, чувствительность повышается.

Темы рефератов

1. Происхождение ощущений у человека.

2. Физиологические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.

3. Психологические особенности зрительных ощущений.

4. Психологические особенности слуховых ощущений.

5. Психологические особенности обонятельных, вкусовых и осязательных ощущений.

6. Изменчивость чувствительности анализаторов.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Измерение абсолютного и относительного порога.

2. Психофизика и предмет её изучения.

3. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

4. Синестезия. Её проявления.

5. Развитие ощущений в онтогенезе.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение ощущения.

2. Перечислите основные свойства ощущений.

3. Какие виды ощущений выделяются по систематическому принципу в концепции Ч. Шеррингтона?

4. Какие два вида чувствительности выделяет Х. Хэд по генетическому признаку?

5. Что такое сенсибилизация?

6. Дайте определение синестезии. Приведите примеры.

7. Что является физиологической основой ощущений?

Основная литература

1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Величковский, Б. М., Зинченко, В. П., Лурия, А. Р. Психология восприятия. - М., 1973.

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.

3. Найссер, У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ.; под общ. ред. Б. М. Величковского. - М.: Прогресс, 1981.

4. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.

5. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - М., 1999.

7. Хрестоматия по ощущения и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер - М, 2003.

Тема 2. Восприятие

1. Понятие, основные признаки восприятия.

2. Основные свойства восприятия.

3. Виды восприятия.

4. Физиологическая основа восприятия.

1. Понятие, основные признаки восприятия

Определение. Восприятие- это познавательный психический процесс, связанный с целостным чувственным отражением предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Все, что связано с восприятием, в психологии обозначают словами «перцепция, перцептивный» (от лат. perception - представление, восприятие).

Сходство психических процессов восприятия и ощущения заключается в следующем:

1) Восприятие и ощущение - это формы психического отражения, в том и в другом случае в результате действия раздражителя возникает образ, соответствующий раздражителю. Более того, восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими свойствами. Но неправильно считать, что восприятие - это простая сумма ощущений. На самом деле процесс восприятия гораздо сложнее: помимо ощущений, в него включены и более сложные психические процессы, такие как память, мышление, воображение.

2) Восприятие, как и ощущение, возникает при непосредственном действии раздражителя. С завершением действия на органы чувств того или иного предмета или явления его восприятие прекращается и начинают «работать» другие, более сложные психические процессы.

Различие процессов восприятия и ощущения заключается в том, что ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, а восприятие - целостное отражение предметов в единстве и во взаимосвязи их свойств.

2. Основные свойства восприятия как психического процесса

К основным свойствам восприятия относят предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность.

1) Предметность восприятия- это способность отражать предметы и явления реального мира в соответствии с их функциональным значением. Воспринимая тот или иной предмет, мы мысленно или вслух называем его, относим к тому или иному классу предметов и явлений. В случае с ощущениями человек не может назвать предмет, он называет свойство (что-то яркое, острое), либо не осознает своих ощущений. Отнесенность наших переживаний к реальному объекту в психологии называют «объективацией».

2) Целостность восприятиязаключается в том, что восприятие дает нам образ целостного предмета или явления в совокупности его свойств. Даже если воспринимается полностью не предмет, а только его часть, происходит мысленное «достраивание» полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

3) Структурность - это свойство восприятия, выражающееся в построении интегрированного целостного образа, не сводимого к простой сумме ощущений. Как мы видим из определения этого свойства, оно тесно связано с целостностью восприятия. Структура - это целостное единство взаимосвязанных компонентов. Именно наличие связей компонентов отличает структуру от неструктуры. Отдельные компоненты перцептивного образа возникают благодаря ощущениям. В результате их взаимодействия и достраивания структуры посредством памяти и мышления приобретает структурную целостность, это не сумма ощущений, это качественно иное образование. Пример: картинка «треугольник».

4) Константность- этоотносительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Известно, что изображение на сетчатке глаза увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот, но при этом воспринимаемая величина предмета остается неизменной. Например, дом и с близкого расстояния, и на расстоянии полукилометра воспринимается нами одинаково большим, хотя отражение на сетчатке глаза при удалении от дома намного меньше. Благодаря константности восприятия независимо от условий мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого света при изменении освещения. Например, кусочек мела и в яркий солнечный день, и в сумерках воспринимается как белый.

Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предмета при их различной удаленности: рост человека мы определяем одинаково и с расстояния 3 метров, и с расстояния 20 метров.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности формы предмета при изменении его положения по отношению к линии взора наблюдателя. С изменением положения предмета его изображение на сетчатке меняется. Но благодаря движению глаз и прошлому опыту, мы узнаем форму предмета и воспринимаем ее как постоянную.

Константность восприятия обеспечивается системой перцептивных действий (например, движениями глаз по контуру предмета), а также нашему прошлому опыту восприятия, который корректирует информацию, получаемую об объекте.

Таким образом, восприятие - это активный, самонастраивающийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подстраивающийся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не мог бы существовать в условиях постоянно меняющегося окружающего мира.

5) Осмысленность- это свойство восприятие, позволяющее интерпретировать образ с точки зрения знаний субъекта, накопленных в прошлом опыте.Осмысленность восприятия определяется тем, что отнесение получаемой в процессе восприятия информации к тем или иным объектам (объективация восприятия) всегда предполагает осмысление этой информации. Перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Воспринимать тот или иной предмет - это значит мысленно назвать его, отнести к тому или иному классу предметов или явлений. Даже при виде незнакомого предмета мы стараемся соотнести его тем или иным знакомым нам предметом. В психологии этот процесс осмысления воспринимаемых объектов и отнесение их к определенной категории, классу, группе объектов называется процессом категоризации.

Процесс категоризации состоит из следующих этапов:

а) Выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту.

б) Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

в) Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

г) Окончательный вывод о том, что это за объект, с включением в него еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

6) Избирательность восприятия заключается в том, что в данный момент мы воспринимаем только один предмет (или группу предметов), в то время как остальные предметы окружающей обстановки являются фоном нашего восприятия и не осознаются. Например, когда вы слушаете лекцию, вы не слышите звука работающей лампы.

Наши рекомендации