Методика « Нарисуй себя»
Цель проведения: диагностика эмоционально ценностного отношения к себе и эмоциональной сферы в целом.
Подготовка исследования.
Для проведения исследования необходимо приготовить стандартный лист бумаги, сложенный пополам (1 – данные ребёнка; 2 – рисунок плохого ребёнка; 3 – рисунок хорошего ребёнка; 4 – автопортрет). И 6 карандашей: красный, синий, желтый, зелёный, черный, коричневый.
Проведение исследования.
Инструкция 1: «Сейчас вы будите рисовать плохого ребёнка, выберите 3 карандаша которыми вы его нарисуете, а остальные уберите. Начнём рисовать».
Инструкция 2: «А теперь отложите карандаши которыми рисовали и возьмите оставшиеся. Этими карандашами нарисуйте хорошего ребёнка».
Инструкция 3: «Теперь нарисуйте себя всеми карандашами».
Анализ рисунка:
1. Анализ и сравнение плохого и хорошего ребенка.
Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший - большого размера, тщательно.
2. Анализ автопортрета.
I. Автопортрет выполнен карандашами, что и хороший ребенок - высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.
II. Автопортрет выполнен карандашами, что и плохой ребенок, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.
III. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном яркими карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.
3. Анализ параметров эмоциональной сферы.
1) Сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон если: рисунок начинается с изображения ног или ступней; фигура человека очень маленькая; рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней; в рисунке присутствуют облака символизирующие тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью; у нарисованного человека покатые плечи; штриховка; отсутствуют основные деталей; преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый).
2) О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка. Некоторые исследователи [57] считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций (соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций). Однако, необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя — скорее всего, он достоверен только для правшей, т.е. для детей с ведущим левым полушарием.
3) Об эмоциональной напряженности может свидетельствовать: штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний); штриховка, выходящая за контуры фигуры.
Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата, также могут свидетельствовать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств, в той или иной сфере, с которой соотносится исправляемая деталь. Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмоциональной напряженности.
Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных негативных переживаний, связанных с ними. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым потребность в компенсации физического несовершенства. Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежелание общаться.
4) Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: выполнение изображения короткими штрихами признак агрессивности представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, в отношениях с людьми он подозрителен и недоверчив; наличие штриховки выходящей за контуры фигуры если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования; изменчивый нажим карандаша указывает на неуверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность; отсутствие изображения шеи; линия земли интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка).