Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»

Задачи раздела «Пространство».

ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ)

Представление (начальное) о собственном теле (части тела и части частей тела).

Умение показывать на себе, взрослом, кукле части тела: голова, руки, ноги, живот, нос, рот, глаза, уши, щеки, пальцы и др.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА( ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

Представления о (об):

ориентирах на листе бумаги: середина, верх, низ;

частях тела, деталях частей тела;

том, что находится в знакомом помещении;

пространственных обозначениях: над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом и др.

Умения:

располагать или находить и показывать на листе бумаги то, что расположено в центре (на середине) листа, вверху, внизу;

показывать на себе и называть части тела, детали частей тела;

ориентироваться в знакомом помещении; ориентироваться с помощью различных анализаторов;

определять положение предметов, находить их по словесному указанию взрослого.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

Представления о:

пространственной симметрии некоторых частей тела (правая и левая части тела);

пространственных ориентирах на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу).

Умения:

определять расположение объектов на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу), словесно обозначать их;

ориентироваться на себе, четко выделяя правую и левую стороны;

определять положение объектов от себя в ближайшем (на расстоянии вытянутой руки) пространстве;

ориентироваться в помещениях группы, детского сада.

Реализация образовательного содержания компонента «Пространство» проходит как на занятиях, так и в разных формах организации не регламентированных Типовым учеб­ным планом видов деятельности. Педагог может как спе­циально создавать проблемные ситуации, разрешение кото­рых требует от воспитанника пространственной ориентации, так и использовать те ситуации, в которые ребенок часто попадает в жизни (навести порядок, пойти и принести что- либо, выполнить действие правой или левой рукой и т. п.).

Формирование представлений проходит в процессе про­ведения постепенно усложняющихся по линейно-концент­рическому принципу упражнений, заданий, поручений с предметами или изображениями, зрительных диктантов (раскладывание объектов на листе бумаги согласно словес­ной инструкции), рассматривания (иллюстраций, дидакти­ческих картинок, картин, фотографий), дидактических игр, игр-головоломок, сюжетно-ролевых и подвижных игр, вы­полнения упражнений на занятиях физической культурой, музыкальных занятиях, занятиях изобразительной деятель­ностью и конструированием.

Осознанию пространственных направлений и положений объектов способствуют грамотно заданные вопросы взросло­го, его объяснение, пояснение, указание; речевые отчеты детей о выполненных действиях (адекватное использование пространственных наречий, предлогов). Детьми и взрослыми может использоваться в речи достаточно большое коли­чество предлогов {на, в, сзади, перед, впереди, напротив, под, над, среди, между, посередине, вокруг, вне, за, от, к, из-за, по, через, вдоль, поперек и др.) и наречий {тут, там, здесь, сюда, туда, отсюда, оттуда, налево, направо, слева, справа, впра­во, вперед, спереди, назад, сзади, наверх, вверх, сверху, вниз, снизу, наружу, снаружи, вовнутрь, изнутри, издалека, всюду, повсюду и др.).

При формировании представлений о пространстве, уме­ний пространственной ориентировки следует помнить, что в деятельности педагога должен отсутствовать зеркальный показ. Во время выполнения движений с воспитанником в заданном направлении, показа правой и левой сторон листа и подобных действий взрослый должен занимать такое же пространственное положение, в котором находится ребенок.

Основным ориентиром для воспитанников второй млад­шей группы остается собственное тело — его фронтальная, сагиттальная и вертикальная плоскости. Это положение от­носится и к пространственной ориентировке детей в трех­мерном и двухмерном пространстве (справа на листе бу­маги — там, где правая рука, слева — там, где левая рука).

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе».

Предварительная работа

В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Оденем шапочку на голову». Сначала в пассивной, а за­тем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.

Методика обучения

В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на заняти­ях формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

Последовательность формирования знаний:

1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

- Покажи, где голова?.

- На что надел ботинки?

- Помоем спину...

2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)

— Впереди — лицо, грудь, живот.

— Сзади — спина.

— Вверху — голова.

— Внизу — ноги.

— Руки — по бокам.

3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обра­щаем внимание ребенка на функциональные преимущества пра­вой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):

— В какой руке держишь ложку?

— В какую руку взял хлеб?

— В какой руке держишь карандаш?

— Какой рукой придерживаешь лист бумаги?

4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкульту­ре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):

— Левая нога там, где левая рука.

— Правая нога с той стороны, где правая рука.

Дидактические игры

«Кукла моется», «Оденем куклу»;

«Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание));

«Кто правильно скажет и покажет» и др.

Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»

Предварительная работа

Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.

Методика обучения

Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показыва­ется «в зеркальном отображении».

В старшей группе, после того как сформируется умение ори­ентироваться относительно другого лица, можно отменить «зер­кальный показ».

— Раскладывай круги правой рукой слева направо.

— Подними левую руку вверх\

— Взмахни флажком вправо, влево.

— Посмотри вниз, вверх.

— Сделай два шага назад, вперед.

Дидактические игры

«Куда бросим мяч»;

«Где звенит колокольчик?» и др.

Наши рекомендации