Типичные ошибки в применении метода наблюдения
Типичными ошибками в применении метода наблюдения являются следующие ситуации:
1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, проводится случайно.
2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.
3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.
4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе наблюдения с принципиально различными ситуациями.
5. Введены только оценочные или только описательные категории наблюдения.
6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков.
7. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.
8. В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, не отрепетирована с ними процедура наблюдения.
9. Кодировка признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.
10. Аудиовизуальные средства наблюдения не настроены налажены на процедуру наблюдения.
Метод наблюдения используется также для целенаправленного и систематизированного восприятия поступков и поведения человека с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, темперамент, характер, способности и другие индивидуальные особенности его личности. Наблюдение осуществляется в естественных или экспериментальных условиях с оформлением результатов в виде характеристики и оценки поведения, индивидуально-психологических и социально-психологических качеств наблюдаемого человека.
Наблюдение как средство изучения человека позволяет в процессе повседневной деятельности получать конкретные данные (факты), опирающиеся на объективные критерии оценки изучаемых качеств личности. Однако надо помнить, что наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается только констатацией, описанием фактов, а приводит к их объяснению, классификации, обобщениям.
Психологическое наблюдение как метод психодиагностики может дать объективную информацию, если оно будет целенаправленным, систематизированным, формализованным и аналитическим. Для этого психологу необходимо выполнить ряд условий:
- сформулировать цель и задачи наблюдения, спланировать порядок его проведения;
- составить программу наблюдения (что нужно выяснить и что хочешь при этом добиться);
- определить объект наблюдения и перечень действий, поступков и поведения, которые необходимо воспринимать и регистрировать;
- продумать шкалу оценок поведения и проявления качеств личности;
- определить характер ситуации, в которой будет происходить наблюдение (естественные или экспериментальные условия);
- продумать форму регистрации психологических данных (фактов) в карте наблюдения;
- сосредоточить внимание на значимых поступках и качествах личности;
- объединить в блоки однотипные поступки, которые могут характеризовать то или иное свойство личности;
- повысить объективность наблюдения путем сравнения показаний двух или нескольких наблюдателей, контролирующих действия и поступки одного и того же человека в одних и тех же условиях (метод экспертной оценки);
- предвидеть возможные ошибки и искажения результатов наблюдения, обусловленные проявлением предвзятости или личных симпатий наблюдателя, поспешности и необдуманности в принятии решений, а также отвлекающими факторами в виде неблагоприятных условий наблюдения.
С целью регистрации данных о поведении (поступках) и проявлениях качеств личности субъекта на каждого из них заводится карта наблюдения. Карты, скрепленные вместе, образуют журнал наблюдения. В этой карте психолог фиксирует конкретные положительные и отрицательные элементы поведения и проявления качеств личности человека, пользуясь критериями оценки. Результаты наблюдения за субъектом после проведения анализа переносятся с карты наблюдения в дневник изучения и используются в дальнейших исследованиях.
Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется искусственно создавать ситуации, в которых испытуемые могли бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у них оценить. В этом случае речь идет об использовании в процессе наблюдения экспериментальных ситуаций.
С помощью создания экспериментальных ситуаций наблюдения можно оценить, например, степень выраженности такого качества, как лидерство. Для этого психолог дает группе испытуемых одно общее задание, причем руководителя не назначает. Затем наблюдает: кто берет на себя роль руководителя, а кто послушно выполняет указания; кто первый принимается за дело, а кто долго обсуждает проблему. В любой группе всегда появляется лидер, который необходим для совместной деятельности.
Обычно результаты наблюдения обобщаются в виде психологической характеристики, которая составляется либо в произвольной форме, либо по определенному плану. В характеристике должны быть отражены качества личности и могут использоваться их балльные оценки.
Для обеспечения правильной оценки личностных качеств человека целесообразно соблюдать правила, которые повышают надежность и достоверность наблюдения:
1. Качества личности, подлежащие оценке, должны быть четко и ясно определены. Недопустимо использование двусмысленных и неопределенных критериев (признаков), терминов и формулировок.
2. Ценность материалов наблюдения зависит от их документальности: необходимо точно обозначить, где и когда проводилось наблюдение, отметить, были ли какие-либо условия, которые могли влиять на результат наблюдения.
3. Целесообразно делать быстрые записи фактов, отмечать обстоятельства поступков и личностные качества человека, проявившиеся в тех или иных условиях.
4. Достоверность и надежность наблюдения выше при большей его продолжительности и разнообразии ситуаций, в которых оно проводится, а также при обобщении нескольких независимых характеристик.
5. При анализе результатов наблюдения необходимо учитывать информационную нагруженность тех или иных фактов, их способность характеризовать определенные стороны личности.
6. Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться и обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов.