Типичные ошибки в применении метода наблюдения

Типичными ошибками в применении метода наблюдения являются следующие ситуации:

1. Наблюдение начинается без специально подготовленной прог­раммы, проводится случайно.

2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.

4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюда­тели столкнулись в ходе наблюдения с принципиально различными си­туациями.

5. Введены только оценочные или только описательные катего­рии наблюдения.

6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения име­ется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попада­ют различные классы признаков.

7. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.

8. В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специ­альной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, не отре­петирована с ними процедура наблюдения.

9. Кодировка признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.

10. Аудиовизуальные средства наблюдения не настроены налажены на про­цедуру наблюдения.

Метод наблюдения используется также для целенаправленного и систематизированного восприятия поступков и поведения человека с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые мо­гут характеризовать направленность, темперамент, характер, спо­собности и другие индивидуальные особенности его личности. Наблю­дение осуществляется в естественных или экспериментальных услови­ях с оформлением результатов в виде характеристики и оценки пове­дения, индивидуально-психологических и социально-психологических качеств наблюдаемого человека.

Наблюдение как средство изучения человека позволяет в про­цессе повседневной деятельности получать конкретные данные (факты), опирающиеся на объективные критерии оценки изучаемых качеств личности. Однако надо помнить, что наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается только констатацией, описанием фактов, а приводит к их объяснению, классификации, обобщениям.

Психологическое наблюдение как метод психодиагностики может дать объективную информацию, если оно будет целенаправленным, систематизированным, формализованным и аналитическим. Для этого психологу необходимо выполнить ряд условий:

- сформулировать цель и задачи наблюдения, спланировать по­рядок его проведения;

- составить программу наблюдения (что нужно выяснить и что хочешь при этом добиться);

- определить объект наблюдения и перечень действий, поступ­ков и поведения, которые необходимо воспринимать и регистриро­вать;

- продумать шкалу оценок поведения и проявления качеств лич­ности;

- определить характер ситуации, в которой будет происходить наблюдение (естественные или экспериментальные условия);

- продумать форму регистрации психологических данных (фак­тов) в карте наблюдения;

- сосредоточить внимание на значимых поступках и качествах личности;

- объединить в блоки однотипные поступки, которые могут ха­рактеризовать то или иное свойство личности;

- повысить объективность наблюдения путем сравнения показа­ний двух или нескольких наблюдателей, контролирующих действия и поступки одного и того же человека в одних и тех же условиях (метод экспертной оценки);

- предвидеть возможные ошибки и искажения результатов наблю­дения, обусловленные проявлением предвзятости или личных симпатий наблюдателя, поспешности и необдуманности в принятии решений, а также отвлекающими факторами в виде неблагоприятных условий наб­людения.

С целью регистрации данных о поведении (поступках) и прояв­лениях качеств личности субъекта на каждого из них заводится кар­та наблюдения. Карты, скрепленные вместе, образуют журнал наблю­дения. В этой карте психолог фиксирует конкретные положительные и отрицательные элементы поведения и проявления качеств личности человека, пользуясь критериями оценки. Результаты наблюдения за субъектом после проведения анализа переносятся с карты наблюдения в дневник изучения и используются в дальнейших исследованиях.

Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется искусственно создавать ситуации, в которых испытуемые могли бы в макси­мальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у них оценить. В этом случае речь идет об использова­нии в процессе наблюдения экспериментальных ситуаций.

С помощью создания экспериментальных ситуаций наблюдения мож­но оценить, например, степень выраженности такого качества, как лидерство. Для этого психолог дает группе испытуемых одно общее задание, причем руководителя не назначает. Затем наб­людает: кто берет на себя роль руководителя, а кто послушно вы­полняет указания; кто первый принимается за дело, а кто долго об­суждает проблему. В любой группе всегда появляется лидер, который необходим для совместной деятельности.

Обычно результаты наблюдения обобщаются в виде психологической характеристики, которая составляется либо в произвольной фор­ме, либо по определенному плану. В характеристике должны быть от­ражены качества личности и могут использоваться их балльные оцен­ки.

Для обеспечения правильной оценки личностных качеств челове­ка целесообразно соблюдать правила, которые повышают надежность и достоверность наблюдения:

1. Качества личности, подлежащие оценке, должны быть четко и ясно определены. Недопустимо использование двусмысленных и неоп­ределенных критериев (признаков), терминов и формулировок.

2. Ценность материалов наблюдения зависит от их документаль­ности: необходимо точно обозначить, где и когда проводилось наб­людение, отметить, были ли какие-либо условия, которые могли вли­ять на результат наблюдения.

3. Целесообразно делать быстрые записи фактов, отмечать обс­тоятельства поступков и личностные качества человека, проявивши­еся в тех или иных условиях.

4. Достоверность и надежность наблюдения выше при большей его продолжительности и разнообразии ситуаций, в которых оно про­водится, а также при обобщении нескольких независимых характерис­тик.

5. При анализе результатов наблюдения необходимо учитывать информационную нагруженность тех или иных фактов, их способность характеризовать определенные стороны личности.

6. Все данные наблюдения должны записываться, систематизиро­ваться и обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов.

Наши рекомендации