Типичные ошибки, допускаемые при применении методов оценки достоверности результатов исследования

1. При определении доверительных границ генеральной совокупности, при числе наблюдений меньше 30, критерий t не определяют по специ­альной таблице его оценки, с учетом числа наблюдений и задаваемой
степени вероятности, а сразу подставляют значение t = 2 или 3. В результате полученных цифровых значений доверительные границы не верны.

2. При применении метода оценки достоверности разности результатов исследования наиболее частыми являются следующие ошибки:

2.1.При оценке вычисленного значения критерия t делаются выводы о достоверности (или недостоверности) самих результатов исследова­ния. На основании этого метода нельзя судить о достоверности самих полученных результатов исследования, а только лишь о досто­верности различии между ними;

2.2.При значении критерия t меньше 2, делается вывод о необходимости увеличения числа наблюдении, таким образом значение критерия t связывается только с величиной ошибок репрезентативности. Если же выборочные совокупности репрезентативны (то есть достаточны по числу наблюдений и качественно однородны) генеральной, то нельзя делать вывод о необходимости увеличения числа наблюде­ний, так как в данном случае значение критерия t свидетельствует о случайности в различиях результатов исследования.

Задачи эталоны

Пример 1: Из 120 детей, больных ревматизмом, состоящих под диспансер­ным наблюдением, у 10% сформировался порок сердца.

Определить ошибку репрезентативности и доверительные границы показателя частоты формирования порока сердца у детей, больных ревма­тизмом к состоящих под диспансерным наблюдением.

1. Вычисляем ошибку репрезентативности

mp = √ 10*(100-10) = ± 2,7

Типичные ошибки, допускаемые при применении методов оценки достоверности результатов исследования - student2.ru

2. Определяем доверительные границы генеральной совокупности.

Задаем необходимую степень вероятности безошибочного прогноза. Для данного исследования достаточно Р=95%. что при n > 30 соответству­ет значению критерия t = 2

Pгeн = Pвыб ± tmP Рген=10±2*2,7=10±5,4 то есть не более 15,4% и не менее 4,6%

Вывод: С вероятностью безошибочного прогноза равной 95% уста­новлено, что частота формирования порока сердца у детей, больных рев­матизмом и состоящих под диспансерным наблюдением составит не менее 4,6 и не более 15,4 случаев на 100 больных ревматизмом детей.

Пример 2: Обследовались 25-летние мужчины и женщины. В группе муж­чин:

средняя величина спирометрии М1 = 3400 см2

средняя ошибка m1 = 250,0 см2

В группе женщин:

средняя величина спирометрии М2 = 2600 см2

средняя ошибка m2 - 150,0 см2

Определить достоверность различия полученных результатов.

t = M1 – M2 = 3400 - 2600 = = 2,76
√ m12 + m22 √ 2502 +1502 √ 85000

Вывод: Значение t=2,76 что соответствует вероятности безошибочно­го прогноза более 95%. Следовательно, различие в средних величинах спи­рометрии у мужчин и женщин достоверно.

Пример 3: При изучении показателей летальности в двух городских больницах были получены следующие данные: в больнице А показатель летальности Р1 был равен 3,2% (m1= ±0,04%), в больнице Б — Р2 = 2,7% (m2 = ±0,07%). Состав больных по отделениям был примерно одинаковым. Оценить достоверность разности показателей летальности в больницах А и Б.

t = P1 – P2 = 3,2 -2,7 = 0,5 = 6,25
√ m12 + m22 √ 0,042 + 0,072 √ 0,0065

Вывод: Статистически достоверно (t > 2), летальность в больнице А показатель выше, чем в больнице Б.

Контрольные вопросы

1. Что такое средняя ошибка средней арифметической, ее определение и применение?

2. Как определяется достоверность различий средних величин, для каких целей?

3. Как рассчитать ошибку репрезентативности?

4. Как определяются доверительные границы для генеральной совокупно­сти?

5. Как определяется достоверность разности относительных показателей?

6. Что такое «вероятность безошибочного прогноза»?

7. Что означает понятие «нулевая гипотеза»?

8. Можно ли оценить величину хи квадрат без таблицы? Каковы критерии оценки?

Наши рекомендации