Психодиагностика как практическая деятельность
Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, “полевых” условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, и богатый клинический, да и житейский опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое.
21. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога
Психологический диагноз – это результат деятельности практического психолога. Он представляет, соответствующие запросам, логические заключения о психологических причинах обусловивших определенные параметры деятельности или психологического состояния обследуемого. Формулируется в понятиях современной психологической науки. Предсказывает будущее состояние клиента и определяет условия и формулирует рекомендации по оказанию помощи.
Структура психодиагностического заключения:
В психодиагностическом заключении различают 3 компонента.
1. Феноменологический уровень – он соответствует уровню феноменологии объекта психодиагностики: описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, отношение к обследованию. Описание может изменяться в зависимости от специализации. - Жалобы: что, когда, с кем?
- Общие впечатления: субъективный локус жалобы (не кого?) и объективный локус жалобы (на что жалуется клиент).
- Проблема: хочу…, но не могу…
- Самодиагноз: причина затруднений с точки зрения клиента.
- Запрос: чего ждет клиент.
- Эмоционально ценностное отношение к лицу в субъективном локусе жалобы.
- Отношение к консультации и консультанту.
2. Причинное основание. Здесь фиксируются данные об отдельных сферах личности или дается полная структура личности. Формулируются диагностические предположения.
3. Предложенные мероприятия. Формулируются мероприятия в рамках проф. компетенции практического психолога.
Качество психологического диагноза.
Основное качество психологического диагноза – правильность. Можно выделить подхода к определению правильности диагноза:
1) Правильность – адекватность диагноза. Адекватность психологического диагноза - это сходство между мыслительной и реальной картиной состояния обследуемого. Складывается из глубины диагноза (обуславливается иерархическим строением объекта психодиагностики, связана с его многоуровневым строением – диагноз по вертикале) и широты диагноза (характеризуется сферами психики, которые охватываются диагностическим заключением – диагноз по горизонтали).
2) Этот подход предполагает еще 2 характеристики:
2.1. Своевременность – проявляется в быстроте и оперативности. Приобретает особое значение входе терапевтической работы.
2.2. Коммуникативная ценность – определяется возможностью передачи психодиагностической информации заявителю, который, как правило, не является специалистом в области психологии. Информация передается в целях профилактики, коррекции, желательной ориентации или профессиональной подготовки обследуемого. В связи с этим различают диагностические заключения (формулируется в понятиях современной психологической науки и ориентированно на психолога) и диагностические сообщения (аналогичный документ, но сформулированный на языке доступном заявителю).
Нарушение правильности диагноза ведет к диагностическим ошибкам и соответственно следует признать диагностической ошибкой и неадекватный и не своевременный диагнозы, а так же диагноз несоответствующий коммуникативной ценности.
??? 22. Психометрические требования к диагностическим методикам
1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) должны удовлетворять следующим требованиям:
а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;
б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для
передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;
в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:
а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);
в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.