Тема 4. Психодиагностика как практическая деятельность

1. Принципы психодиагностики группового субъекта.

2. Требования к психологическому заключению.

3. Профессиональная тайна, правила распространения и опубликования методик.

Задания:

1. Подготовить справку – паспорт по следующему алгоритму: назначение, основное содержание, оборудование, алгоритм проведения и обработки данных для следующих методик:

- Таблицы Шульте

- Методика Пьерона – Рузера

- Методика пиктограмм

- Методика «Перепутанные линии»

- Тест творческого мышления Е.П. Торранса.

- Методика исследования интеллектуального развития детей Д. Векслера

- Тест цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна

- Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

- Школьный тест умственного развития (ШТУР)

- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

2. Проведите обследование познавательной сферы одного ребенка и составить психолого-педагогическое заключение.

Психолого-педагогическое заключениеможет быть написано в свободной форме, или пси­холог может воспользоваться предлагаемой ниже схемой составления заклю­чения. Общая структура психологического заключения представляет собой ряд определенных взаимосвязанных частей. В целом, можно выделить в нем об­щую, итоговую части и рекомендации.

1) Общая часть заключения может состоять из следующих разделов:

· Основные данные ребенка (фамилия, имя ребенка, возраст на момент обследования. Здесь же можно привести вид образовательной програм­мы и форму, по которой он обучается).

· Специфика внешнего вида и рисунка поведения ребенка в процессе об­следования, в том числе характер его эмоционального реагирования, об­щая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к резуль­татам собственной деятельности (критичность ребенка, его адекватность).

· Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.

· Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребен­ка в различные моменты обследования (включая и их динамический аспект).

· Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, в том числе психических процессов и функций (память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможнос­ти, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности системы пространственных пред­ставлений.

· Обобщение показателей в виде уровня интеллектуального развития ре­бенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т. п.).

· Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личност­ной сферы, включая межличностные отношения и их соотнесение с «про­филем» уровней базовой аффективной регуляции (по О. С. Никольской).

· Итоговая часть заключения по результатам углубленной диагностики, в свою очередь, может состоять из следующей «триады составляющих»:

· психологический диагноз;

· вероятностный прогноз развития;

· рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, вос­питателей, администрацию образовательного учреждения). Те, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, должны иметь представление о трудно­стях и особенностях развития ребенка. Это позволит подобрать адекватные методы помощи ребенку в рамках различных типов обучения, на которые они могут опереться: особые формы организации учебного процесса, в том числе возможности индивидуализированного подхода, особенности дидактической среды и т. п.

2) В то же время итоговая часть заключения (психологический диагноз, веро­ятностный прогноз дальнейшего развития и вытекающие из этого рекоменда­ции по сопровождению ребенка в образовательном пространстве) адресована скорее профильным специалистам — логопеду, дефектологу, врачам, непосред­ственно самому психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.

Поскольку сам процесс подведения итогов проведенного обследования пред­ставляет собой достаточно длительную процедуру, время, затрачиваемое для анализа и составления заключения (это относится ко всем типам заключений), может отличаться по своей длительности.

3) Рекомендациисоставляют наиболее важный раздел заключения. Они содержат обоснованную последовательность включения в работу с ребен­ком тех или иных специалистов, определение ведущего направления, характер и этапы собственно психологической работы.

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее про­дуктивной работы с ребенком, сформулированные на основе знаний о его тем­повых характеристиках, особенностях процесса утомления и истощения при деятельности в режиме фронтального урока, а также возможный (или обяза­тельный) уровень индивидуализации процесса обучения с учетом особеннос­тей развития как различных психических функций, так и регуляторной и мотивационной зрелости ребенка.

Если, по мнению психолога, ребенку необходимо кардинальное изменение вида или даже типа образовательного учреждения (например, с точки зрения психолога, возможности ребенка не позволяют ему обучаться по общеобразо­вательной программе или нагрузки в гимназическом классе настолько несов­местимы с возможностями ребенка, что необходимо «облегчить» образование и т. п.), то в рекомендациях необходимо отразить, что должны предпринять администрация учреждения или родители для улучшения условий образова­ния ребенка.

Далее должны быть четко и ясно сформулированы оптимальные для адек­ватного развития ребенка изменения внеучебной ситуации (в том числе жела­емые психологически оправданные и возможные изменения внутрисемейных отношений), обоснованы требования к режиму, нагрузкам во внеучебное время.

Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психо­лога, могут участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности. Также определяются сроки повторного (динамического) об­следования психологом.

Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной фор­ме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и понимания про­блем ребенка.

Литература:

1. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994.

2. Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева, С.Р.Пантелеева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988—1992. (Серия учебных пособий).

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико – консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.

Наши рекомендации