Тема 1.3. Общение дошкольников со сверстниками
Задание для самостоятельной работы № 10:
Анализ результатов диагностики коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование).
Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).
Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.
Материал: рисунок корабля
Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:
· Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
· Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?
Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Критерии и оценка результатов:
· популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
· предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
· изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл); ·
отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
Пример протокола социометрии
Маша И. | Таня Т | Ваня М | Коля Д | Дима И | |
Маша И | + | _ | |||
Таня Т | + | _ | |||
Ваня М | + | _ | |||
Коля Д. | + | _ | |||
Дима И. | + | + |
Примечание: дети, у которых больше всего плюсов - звезды, плюсы и минусы предпочитаемые, не получившие оценок –изолированные, одни минусы отвергаемые
Содержание задания: представить протокол социометрии (матрица выборов)и описание анализа итогов обследования детей по всей группе
Схема анализа: опишите количество популярных, предпочитаемых, изолированных, отвергаемых детей. Опишите возможные причины, рекомендации , приемы и средства воспитателю по организации работы с детьми изолированными и отвергаемыми.
«Картинки» (Калинина Р.Р).
Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации;
Материал: сюжетные картинки
Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
· Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
· Девочка сломала у другой девочки её куклу.
· Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
· Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Примечание :картинки могут быть подобные, но представляющие конфликтную ситуацию для детей
Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.
Критерии и оценка результатов: В качестве критерия в оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:
· избегание конфликтной ситуации;
· агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации;
· вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
· продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации.
В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество баллов.
Примеркарта регистрации показателей наблюдения.
Имя Ф. | Способы реагирования | |||
избегание конфликтной ситуации | агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации; | · вербальная реакция на конфликтную ситуацию; | ·продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации. | |
Маша И. | 1 2 | 3 4 | ||
Дима В. | 1 2 | |||
Пояснение: В протоколе 1,2,3,4 это номера предъявленных картинок
Таким образом, из таблицы видно на какие картинки, у каждого ребенка какой способ реагирования
Содержание задания: представить карту регистрации (см. выше) и ее анализ.
Схема анализа:количество детей, с какими способами реагирования преобладает. Опишите возможные причины, рекомендации воспитателю по организации работы с детьми с агрессивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Основные источники:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 11:
Подбор игр на развитие компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
- знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста,
-знание приемов и средств по развитию навыков общения детей.
Описать 4 упражнения (игры), способствующие развитию компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника
Содержание задания: cоставить конспект по следующей схеме:
1. название упражнения (игры).
2. цель.
3. инструкция.
4. источник (литература)
Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме .
Основные источники:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 12: