Тема 1.3. Общение дошкольников со сверстниками

Задание для самостоятельной работы № 10:

Анализ результатов диагностики коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование).

Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Материал: рисунок корабля

Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:

· Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

· Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Критерии и оценка результатов:

· популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

· предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

· изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл); ·

отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

Пример протокола социометрии

  Маша И. Таня Т Ваня М Коля Д Дима И
Маша И   + _    
Таня Т +     _  
Ваня М   +   _  
Коля Д. +   _    
Дима И. + +      

Примечание: дети, у которых больше всего плюсов - звезды, плюсы и минусы предпочитаемые, не получившие оценок –изолированные, одни минусы отвергаемые

Содержание задания: представить протокол социометрии (матрица выборов)и описание анализа итогов обследования детей по всей группе

Схема анализа: опишите количество популярных, предпочитаемых, изолированных, отвергаемых детей. Опишите возможные причины, рекомендации , приемы и средства воспитателю по организации работы с детьми изолированными и отвергаемыми.

«Картинки» (Калинина Р.Р).

Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации;

Материал: сюжетные картинки

Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

· Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

· Девочка сломала у другой девочки её куклу.

· Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

· Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Примечание :картинки могут быть подобные, но представляющие конфликтную ситуацию для детей

Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Критерии и оценка результатов: В качестве критерия в оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

· избегание конфликтной ситуации;

· агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации;

· вербальная реакция на конфликтную ситуацию;

· продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации.

В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество баллов.

Примеркарта регистрации показателей наблюдения.

Имя Ф. Способы реагирования
  избегание конфликтной ситуации агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации; · вербальная реакция на конфликтную ситуацию; ·продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации.
Маша И. 1 2 3 4    
Дима В.   1 2
         
         

Пояснение: В протоколе 1,2,3,4 это номера предъявленных картинок

Таким образом, из таблицы видно на какие картинки, у каждого ребенка какой способ реагирования

Содержание задания: представить карту регистрации (см. выше) и ее анализ.

Схема анализа:количество детей, с какими способами реагирования преобладает. Опишите возможные причины, рекомендации воспитателю по организации работы с детьми с агрессивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Основные источники:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 11:

Подбор игр на развитие компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника

Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

- умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,

- знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста,

-знание приемов и средств по развитию навыков общения детей.

Описать 4 упражнения (игры), способствующие развитию компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника

Содержание задания: cоставить конспект по следующей схеме:

1. название упражнения (игры).

2. цель.

3. инструкция.

4. источник (литература)

Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме .

Основные источники:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 12:

Наши рекомендации