Модель ЗИ. Взглянем на известную модифицированную модель Белла и Ла-Падула. В нее входят:
Взглянем на известную модифицированную модель Белла и Ла-Падула. В нее входят:
§ Субъекты – пользователи;
§ Объекты – защищаемые ресурсы (диски, каталоги и т.п.);
§ Диспетчер Доступа (ДД);
§ Матрица Прав Доступа (МПД);
§ Служба Аутентификации (СА);
§ Матрица Паролей (МП).
В любой компьютерной системе существует понятие идентификации – присвоения объекту или субъекту уникального имени-идентификатора, по которому его можно отличить от других объектов или субъектов:
ú Для объектов идентификатором является путь (напр. имя диска, путь к каталогу, путь к файлу). Путь зачастую задается субъектами (напр. имена каталогов и файлов).
ú Для субъектов идентификатором является т.н. логин (имя субъекта). Список субъектов контролирует системный администраторª, он же назначает права доступа субъектов системы к ее объектам (модифицирует МПД). В некоторых реализациях систем ЗИ субъект (обычный пользователь) в зависимости от принадлежности к той или иной группе пользователей (напр. группа администраторов в ОС семейства Microsoft Windows NT) может сам создавать новых субъектов и модифицировать МПД. В других – субъект таких действий выполнять не может.
Как правило, вначале рабочего сеанса с системой происходит аутентификация (установление подлинности) – проверка того, является ли субъект действительно тем, за кого себя выдает. Для аутентификации широко используются:
ú Пароли – система запрашивает логин и пароль субъекта, которые передаются Службе Аутентификации. СА в свою очередь сверяет введенные данные с данными в Матрице Паролей. Если субъект с введенным логином существует и введенный пароль совпадает с паролем в МП – выполняется вход в систему, иначе – отклоняется (подробнее см. "Пароли и параметры их стойкости" ниже);
ú Биометрические системы контроля – анализ клавиатурного почерка, считывание отпечатков пальцев, верификация голоса, сканирование сетчатки глаза, считывание геометрии рук, распознавание подписи и т.п.;
ú Электронные и физические ключи, магнитные карты и т.п.
Основное действие, происходящее при любом обращении субъекта к объекту: определение полномочий – установка в какой мере проверяемому субъекту дано право обращаться к защищаемому объекту. В общем случае это выглядит так: некий субъект (пользователь) обращается к объекту (напр. хочет просмотреть содержимое католога). При обращении, управление передается Диспетчеру Доступа, а также информация о субъекте, объекте и затребованном действии (чтение, запись, просмотр и т.п.). ДД обращается в МПД и определяет права доступа субъекта по отношению к объекту. Если права на затребованное действие имеются – действие выполняется, иначе – оное отклоняется.
Т.е. как таковая работа с абстрактной КС может выглядеть так:
1.Идентификация пользователя. Происходит в первый раз работы с системой.
2.Аутентификация. Происходит в начале каждого рабочего сеанса с системой.
3.Цикл нижеприведенных действий выполняется постоянно при любом обращении к любому объекту системы в течении рабочего сеанса:
а.Определение полномочий.
б.Регистрация результата в журнале событий. (см. "Регистрация событий в системе" на стр. 277).
4.Выход из системы. Происходит в конце каждого рабочего сеанса с системой.