Город: модели структурной организации территорий. Модель Тюнена-Берджеса. Модель Хойта. Модель Гарриса-Ульмана. Устойчивость формы и изменчивость функциональных параметров города. ВОПРОС 013

«Модель Тюнена» («модель изолированного государства») — схема размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции, предложенная немецким экономистом Иоганн фон Тюненом в работе «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826). Круг Тюнена

В модели Тюнена принимаются следующие условия:

· Государство представляет собой изолированную хозяйственную область в виде круга с почвой одинакового плодородия,

· В центре круга находится город, являющийся единственным рынком сбыта для продукции.

Секторная модель, Хойт. В 1939 году было отмечено, что, например, жители с низкими доходами живут ближе к железнодорожным веткам и вдоль них, а офисные здания имеют тенденцию располагаться вдоль ключевых дорог. На основании наблюдений было произведено расширение модели концентрических зон с учетом влияния транспортных осей. Новая модель рассматривала развитие города как сектора, образованные ключевыми транспортными осями, отходящими от центра города. В рамках этой модели, близость к транспортным путям увеличивала капитализацию земли и влияла на ее использование. Так, в центре города оставались деловые здания, а промышленное производство располагалось вдоль транспортных осей. Жилая недвижимость низкого класса располагается ближе к промышленным и складским районам, а высокого – вдали от них.

Многоядерная модель, Харрис и Уллман. К середине 1940-х стало понятно, что крупные города больше не укладывались в существующие модели развития. В них развивались значительные по площади пригородные зоны (субурбии), некоторые из которых, достигнув определенного размера, начинали функционировать как маленькие деловые районы – ядра развития. Несмотря на то, что центральный район города оставался центром экономической активности, стало понятно, что в этих ядрах также развиваются особые формы деятельности, часто собирающиеся в кластеры, т.е. образующие цепочки добавленной стоимости. В центре новой модели находится центральный район, вдоль транспортных осей располагаются районы легкой промышленности и оптовой торговли. Тяжелая промышленность, часто окруженная жилыми районами низкого класса, располагалась на внешних границах города, а периферию занимали жилые пригороды и небольшие деловые центры.

Современная практика территориального планирования в РФ

В 1990-е гг. с началом рыночных реформ созданная в ходе социалистического строительства система плановых органов была демонтирована, сам термин “планирование” исчез из официальных документов и разработок. На протяжении нескольких лет Россия не имела научно обоснованной долго- и среднесрочной перспективы экономического развития, а плановая работа на федеральном, отраслевом и региональном уровнях свелась к краткосрочному прогнозированию динамики узкого перечня обобщающих показателей.

В ходе рыночных реформ в России ранее существовавшая система отраслевого управления экономикой была демонтирована. В модифицированном виде министерская форма управления распространялась лишь на сильно интегрированные отрасли экономики, такие как промышленность в целом или сельское хозяйство. При этом непосредственно управленческие функции выполняли не сами министерства, а подведомственные им агентства.

С середины 2000-х годов начался поворот к стратегическому управлению на основе реализации крупных национальных проектов, обеспеченных бюджетными ресурсами. Помимо национальных проектов элементы планирования сегодня реализуются на региональном уровне (области, края, республики) в виде областных целевых программ. Старый механизм управления экономикой сменился на региональный (на уровне государства) и корпоративный (на уровне регионов). Это означает, что федеральные власти предоставили субъектам РФ возможность самостоятельно управлять своим социально-экономическим развитием. В то же время региональные органы власти не всегда располагали действенными рычагами влияния на экономику региона, поскольку крупные промышленные и агропромышленные предприятия, кредитные и финансовые организации находились в собственности российских и зарубежных корпораций.

Сегодня одновременно с проработкой стратегических направлений планирования ведется разработка схем территориального планирования. Эти документы стали обязательным компонентом системы управления во всех звеньях – от муниципальных образований до общегосударственного уровня – с введением в действие нового Градостроительного кодекса РФ в январе 2010 года. Обычно такие схемы включают карты планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельхозназначения и сельхозугодий, планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Первым опытом по стратегическому региональному планированию считается Стратегический план Санкт-Петербурга, принятый 1 декабря 1997 г. Другой пример – реализация долгосрочной стратегии развития Владимирской области в рамках национальной программы «Малые города России». На первом этапе были разработаны стратегии и планы модернизации финансово-хозяйственной деятельности основных бюджетобразующих предприятий, а также проведен анализ стратегий муниципальных образований. На следующем этапе были сформированы стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы.

Наши рекомендации