Социально-психологическая характеристика класса
Кафедра психологии
ЗАДАНИЕ
По педагогической практике
раздел «Психология»
Для студентов 4 и 5 курса стационара и ОЗО
Географического ф-та
Уч.г.
Социально-психологическая характеристика класса
Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений учащихся в классе и составить социально-психологическую характеристику этого класса.
Школьный класс при его изучении должен рассматриваться как малая группа, развитие и функционирование которой влияет на формирование личности каждого ученика. При психологическом анализе группы выделяют её композицию и структуру, групповые нормы и ценности, групповые процессы, систему санкций, а также положение индивида в группе в качестве её члена.
В первую очередь, группа характеризуется особенностями и содержанием групповой жизнедеятельности. Необходимо выявить отношение класса к учению. Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ученики успехи и неудачи своих товарищей. Характер жизни класса проявляется и вне занятий.
Следует обратить особое внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие группы на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе. Отношение между учащимися в классе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена группы, в связи с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом.
Известно, что для каждого ученика в классе, как правило, есть свой круг ближайшего общения – референтная группа, в которой он принят и занимает своё место, играет свою роль. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои неписаные законы. И если групповая этика и содержание референтных групп противоречат требованиям класса, то это может привести к внутригрупповым конфликтам.
Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять школьной группой и активно влиять на формирование каждой личности.
Этапы выполнения задания. Студент, выполняя функции классного руководителя, должен изучить свой класс и составить его социально-психологическую характеристику. Для этого необходимо изучить примерную схему социально-психологической характеристики класса и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование, тестирование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии методики.
В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления социально-психологической характеристики класса. На следующем этапе необходимо проанализировать данные, полученные в ходе изучения класса, обобщить их и составить его характеристику.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА
1.Общие сведения о классе. Композиция класса: количество учащихся, из них девочек и мальчиков, возрастной состав. Время организации, особые условия (например, слияние с другими классами, классных руководителей и других учителей, наличие в классе второгодников и вновь прибывших).
2. Структура класса и взаимоотношения в нём. Социометрическая структура класса. Наличие лидеров (формальных и неформальных), характер их влияния на класс. Психологическая характеристика «звёзд». Наличие микрогрупп. Особенности изолированных детей, возможные причины их изоляции. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных учеников. Дезорганизаторы, их влияние на класс. Пассивные ученики, причины их пассивности.
Взаимоотношения внутри класса (степень сплочённости, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения). Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. Проявление товарищества и дружбы между одноклассниками. Отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
Групповые нормы и ценности, причины их образования. Система санкций, реально функционирующая в данном классе.
Характер внутригрупповых конфликтов и способы их разрешения.
3. Содержание и характер групповой деятельности. Учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение класса к успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всей группы, формы и организация взаимопомощи; позитивные и негативные групповые нормы в учебной деятельности (объяснение неуспевающему ученику домашнего задания, шпаргалка, подсказка, списывание и пр.).
Внеучебная деятельность класса. Интерес к музыке, литературе, спорту, коллекционированию и т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие класса в общественной жизни. Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни. Виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде. Самообслуживание в классе. Поручения в классе. Отношение детей к своим поручениям.
4. Общие психолого-педагогические выводы. Характер общего «эмоционального климата» в классе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Определение основных проблем организации жизни школьной группы и взаимоотношений её членов. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу строго в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________
20___г.
Задание№ 1. Составить характеристику класса на основе наблюдения и дополнительных методов (изучение школьного журнала, беседа с учениками и классным руководителем и др.).
Задание № 2.Самооценка умения управлять работой класса.
Цель: изучить своё умение управлять работой класса с помощью самонаблюдения и опросника.
Содержание задания. Студенту необходимо организовать наблюдение за собственной педагогической деятельностью в процессе проведения уроков и организации внеклассных мероприятий, фиксируя данные в дневнике самонаблюдения. При самонаблюдении можно ориентироваться на список базовых управленческих умений учителя, приведённых в опроснике. В конце практики необходимо проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о своих умениях управлять работой класса с помощью предложенного опросника.
Инструкция: «Оцените свои управленческие умения отдельно в каждом из трех блоков управленческих умений. Сравните результаты. В каком из блоков Ваши оценки выше? Оцените себя по 10-балльной системе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Например, 10 баллов – в 100% случаев, до 0 – не умею».
№ | Базовые умения учителя | Балл |
Мне удается поддерживать деловую атмосферу на уроке, в классе практически нет проблем, связанных с дисциплиной | ||
Я добиваюсь занятости на уроке каждого ученика делом | ||
Мне удается устанавливать оптимальный темп урока | ||
Я тщательно продумываю первые недели ведения класса | ||
Я использую разнообразные формы и методы работы, чтобы заинтересовать учеников предметом | ||
Я устанавливаю ясные критерии достижения целей обучения | ||
Я имею тщательно разработанную полную программу обучения | ||
Я имею хорошие знания предмета, умение соотнести теоретические знания с жизненным опытом | ||
Я ясно излагаю материал, хорошо знаю методику преподавания | ||
Я организовываю взаимопомощь, сотрудничество между учениками | ||
Умения учителя, ориентированного на сотрудничество | ||
Я проявляю теплоту и доброжелательность в общении со всеми учениками | ||
Я признаю и вижу достижение каждого, а особенно слабого ученика | ||
Я открыто и ясно выражаю свою позицию так, что при этом не снижается самоуважение учеников | ||
Я создаю условия для свободы выражения позиций, в том числе критики | ||
Ученики сообщают мне об ошибках или непонимании учебного материала | ||
Ситуация урока и опроса знаний не воспринимаются учениками в качестве личной угрозы | ||
Я показываю ученикам, чему они научились за урок, какие умения приобрели для себя | ||
Я поощряю ситуации, когда ученики спорят и обсуждают между собой на уроке проблемы, связанные с темой урока | ||
Я выслушиваю и проявляю внимание ко всем предложениям и идеям учеников | ||
Я создаю условия для проявления инициативы учеников на уроке | ||
Умения учителя, ориентированного на развитие самостоятельности учеников | ||
Я начинаю работу с классом с того, что сразу устанавливаю необходимые правила и процедуры | ||
Я согласую с учениками правила и процедуры совместной деятельности | ||
Я разделяю зоны ответственности между собой и учениками, побуждаю их брать на себя ответственность | ||
Я делаю цель урока целью учеников | ||
Я стремлюсь научить учеников управлять собой, ставить реалистичные цели, планировать свою деятельность | ||
Я ставлю учеников в ситуацию выбора, например, свободы выбора задач, способов действий | ||
Я побуждаю учеников оценивать собственную деятельность | ||
Я стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить ощущение его компетентности | ||
Я веду дискуссии на уроке. Мои функции при этом: создавать связь каждого выступления с общим руслом размышлений, подводить итоги | ||
Я использую разные системы для поурочного и итогового оценивания |
Внимание!
Руководитель по психологии:
Кандидат психологических наук, доцент
Даниленко Алла Виленовна тел. + 37529 792-34-65
Кафедра психологии: ауд. 207 старого корпуса
Отчеты сдавать на кафедру в течение трех дней по окончании практики.
Отчеты собирают и заносят групповые руководители от школы из числа студентов.
Оценки выставляются в ведомость, а не сообщаются студенту лично.