Формы контроля и оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль
Выступления на семинаре
Промежуточный контроль
Тестовые задания
Итоговый контроль
Зачет в конце 6 семестра обучения.
Методика формирования результирующей оценки.Результирующая оценка, позволяющая студенту успешно сдать зачет определяется по совокупности следующих параметров: наличие двух рефератов, участие в коллоквиуме, правильное решение не менее 70% тестовых заданий, регулярное активное участие в семинарах, полный ответ на вопрос на зачете.
Тестовые задания
1. Дайте определение понятиям:
· Наследственность
· Изменчивость
· Генотип
· Фенотип.
2. Понятие общего (генерального) фактора интеллекта было введено:
· Векслером
· Спирменом
· Гилфордом
· Терстоуном
3. Перечислите виды изменчивости;
4. В чем заключается эффект Флинна?
5. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга и перечислите условия его выполнения;
6. Коэффициент наследуемости рассчитывается по формуле: H = V / V
g p
Объясните смысл каждого из компонентов формулы.
7. Опишите различия вариантов близнецового метода исследования:
· Классический вариант;
· Метод разлученных близнецов;
· Метод контрольного близнеца.
8. Опишите основные симптомы аутизма. Опишите особенности наследования аутизма;
9. Сформулируйте первый закон Менделя;
10. Опишите основные симптомы маниакально-депрессивного психоза. Опишите особенности наследования маниакально-депрессивного психоза;
11. Какие средовые и генетические факторы оказывают влияние на формирование преступного поведения?
12. Эмергенез – это…..
13. Перечислите известные Вам генетические факторы риска алкоголизма.
14. Приведите данные наследуемости свойств темперамента по методике Г. Айзенка;
15. Приведите данные наследуемости коэффициента интеллекта;
16. Расположите факторы «Большой пятерки» по убывающей с точки зрения оценки наследуемости:
· Экстраверсия
· Способность к согласию
· Добросовестность
· Нейротицизм
· Откровенность, прямота
17. Коэффициент наследуемости максимального потребления кислорода составляет:
· 0.91
· 0.79
· 0.53
· 0.67
Какую роль играет данный показатель в успешности спортивной
деятельности?
18. Понятия «время наблюдения» и «время реакции» отражают скорость переработки информации в нервной системе. В чем состоит различие данных понятий?
19. Опишите основные симптомы болезни Альцгеймера. Опишите особенности наследования болезни Альцгеймера;
20. Импрессинг – это…
21. Перечислите известные Вам средовые факторы, оказывающие влияние на развитие интеллекта.
Перечень вопросов, выносимых на зачет
- Предмет психогенетики. Междисциплинарные связи психогенетики.
- Основные методы, применяемые в психогенетике.
- Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности.
- Законы наследования.
- Закон Харди – Вайнберга.
- Генетический анализ поведения насекомых.
- Генетический анализ поведения млекопитающих.
- Генетика психических расстройств: олигофрения.
- Генетика психических расстройств: аутизм.
- Генетика психических расстройств: болезнь Альцгеймера.
- Генетика психических расстройств: маниакально-депрессивный психоз.
- Генетика психических расстройств: шизофрения.
- Психогенетика аномального и девиантного поведения.
- Психогенетика сенсорных способностей.
- Психогенетика свойств личности.
- Генетика психофизиологических и физиологических показателей.
- Наследуемость интеллекта.
- Психогенетика одаренности.
- Влияние наследственности на развитие вербального и невербального интеллекта.
- Концепция врожденного таланта.
Тематика рефератов, эссе,
- Влияние среды на интеллект.
- Психогенетика одаренности.
- Концепция врожденного таланта.
- Явление эмрегенеза.