Образовательные технологии. Планомерная организация последовательности различных видов аудиторных занятий: лекций и семинаров
Планомерная организация последовательности различных видов аудиторных занятий: лекций и семинаров. При изложении каждой темы указание на ее связь, как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами. Использование имеющихся в распоряжении преподавателя наглядных материалов (компьютерные презентации и пр.).
Чередование на семинарских занятиях практики регулярных опросов и докладов. Использование принципов организации групповых дискуссий, в отдельных случаях – ролевых игр.
Периодические включение занятий по проверке изучения рекомендованных монографий. Повсеместный акцент на необходимость систематического чтения литературы. Вместе с тем – обучение навыкам и возможностям использования интернета. Постоянное стимулирование самостоятельной работы студентов. Систематические консультации по специальному графику, особенно необходимые в период подготовки к экзамену.
Социально-психологические игры и социально-психологический тренинг на дополнительных кружковых занятиях в научно-методическом центре тренинговых технологий. Овладение диагностическими методиками по социальной психологии и осуществление исследований по курсовым работам.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1. Использование материалов видеокурса Андреева Г.М. Социальная психология. М: НТЦ «Обучающие технологии», 1997; М: УМК «Психология», 2008.
2. Использование материалов пособия Ковалев В.Н., Сиволобов В.С. Социометрия: Практикум. Севастополь, 2015.
3. Использование Сборник задач по социальной психологии и психологии развития /Г.С. Абрамова, 1999.
Использование разработки социально-психологических тренингов и социально-психологических игр В.Н. Ковалева, С.А. Наличаевой.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные работы, работа на семинарах, рефераты, творческие работы, коллоквиум.
Темы рефератов
1. Статус социальной психологии.
2. Система социальной психологии.
3. Социально-психологическое мышление и социальный интеллект.
4. Этнический менталитет.
5. Гендерные противоречия и конфликты.
6. Эмпирические предпосылки социальной психологии.
7. Философские истоки социальной психологии.
8. Социально-психологические взгляды Н.К. Михайловского.
9. Социально-психологические взгляды Г.В.Плеханова.
10. Социально-психологические взгляды Н.А. Бердяева.
11. Социально-психологические взгляды В.М. Бехтерева.
12. Антропологический подход к исследованию личности.
13. Социологический подход к исследованию личности.
14. Персоналистический подход к исследованию личности.
15. Тенденции развития социальной психологии.
16. Причины идеологического размежевания марксизма и фрейдизма.
17. Вклад марксистов в развитие социальной психологии.
18. Динамическая структура личности.
19. Статическая структура личности.
20. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности.
21. Виды, функции и природа социально-психологических барьеров личности.
22. Деятельность как социально-психологическая проблема.
23. Вклад А.В.Петровского в развитие социальной психологии.
24. Любовь, брак и семья как социально-психологические явления.
25. Общение и взаимопонимание людьми друг друга.
26. Средства массовых коммуникаций в структуре общения.
27. Психическое заражение и подражание.
28. Внушение и убеждение.
29. Эмоциональное кружение.
30. Структура психического настроя личности.
Вопросы к коллоквиуму
1. Социально-психологические феномены.
2. Становление и развитие социальной психологии:
3. Предпосылки возникновения социальной психологии.
4. Первые исторические формы социально-психологического знания.
4. Экспериментальный период развития социальной психологии.
5. Задачи социальной психологии и проблемы общества.
6. Методологические проблемы социально-психологического исследования
7. Значение методологических проблем в современной социальной психологии.
8. Специфика научного исследования в социальной психологии.
9. Феноменология межличностных отношений.
10. Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
11. Место и природа межличностных отношений, их роль в формировании личности.
12. Межличностные отношения в образовательных системах.
13. Закономерности общения и взаимодействия.
14. Общение как восприятие людьми друг друга.
15. Специфика делового общения.
16. Социальные конфликты
17. Сущность и особенности социальных конфликтов.
18. Методы и методики анализа социальных конфликтов.
19. Трансактный анализ Э. Берна.
20. Регулирование конфликта.
21. Профилактика социальных конфликтов.
22. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения социальных конфликтов.
23. Разрешение социального конфликта: модели, стили, методы, методики.
24. Проблема группы в социальной психологии
25. Методы анализа межличностных отношений в малых группах
26. Социометрический метод анализа межличностных отношений в малых группах Дж. Морено.
27. Современные модификации социометрического метода и референтометрический анализ группы.
28. Стихийные группы, массовые движения, специфические формы социальной активности.