Тема 1. Цели, задачи курса. Определение основных понятий курса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Психология семейных отношений» предназначена для студентов заочного отделения факультета психологии, дневного отделения (специальность 020400 «психология»).
Цель курса – дать целостное, систематизированное представление о семенных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи, закономерностях создания, функционирования, развития и разрушения семьи как коллективного субъекта, носителя смыслового «багажа», наработанного человечеством.
Задачи:1. Ознакомить с научными, прикладными трудностями психологии семейных отношений как научной дисциплины.
2. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности.
3. Задать общую логику работы с семьей как совокупным субъектом социального, кланового и внутрисемейного пространств, дать возможность системного (поуровневого) анализа феноменологии конкретных семей.
4. Сформировать умение составлять план диагностики (дать некоторые методики, помогающие освоить общую логику работы с семьей как совокупным субъектом).
Ожидаемый результат:
По завершению курса студенты приобретают знания:
F о психологии семейных отношений как научной дисциплине, трудностях методологических, прикладных, существующих на данном этапе ее развития;
F имеют представления о семье как целостном образовании, об особенностях ее возникновения, функционирования, развития;
F знают о современных психотерапевтических направлениях работы с семьей: концептуальную основу, цели, задачи, методы коррекции.
F Приобретают знания о методах, техниках психологической диагностики семейных отношений.
Курс рассчитан на часов, из них 20 – лекционных, семинарских, самостоятельных.
Курс завершается сдачей экзамена.
Тематический план курса
Содержание | Количество лекционных часов | |
Введение Тест на определение компетентности в психологии семейных отношений. Семейные отношения как социальный феномен. | ||
Тема 1. Цели, задачи курса. Определение основных понятий. | ||
Раздел 1. Становление предметной области психологии семейных отношений Тема 2. Становление предметной области психологии семейных отношений. Научные подходы к изучению семьи. | ||
Тема 3. Генезис семьи как социального института. | ||
Тема 4.Психология взаимоотношений общества и семьи. Субъективный, объективный подход к изучению. Социально-психологические проблемы семьи. Категории современной семьи и брака. Трудности психолога, работающего с семьей. | ||
Раздел 2. Семья как целостная система. Тема 5. Семья как целостная система.Функции семьи. Терминологическая модель для описания семейных отношений. Методы изучения семейных отношений (?). Социограмма как проективный метод изучения семейных отношений. | 2 - 3 | |
Тема 6. Структура семейных отношений: иерархия, ролевое распределение, власть. | ||
Тема 7. Динамика семейных отношений: цикл развития семьи, семейные кризисы. | ||
Тема 8. Качества семейных отношений. Психология сексуальных отношений. | ||
Тема 9. Представления о семейных отношениях: образы, мифы, легенды. Проективные методы диагностики представлений о семье. | ||
Раздел 3. Психология взаимодействия поколений в семье (?) Тема 10. Психология взаимоотношений поколений в семье. Диагностика клановых и родительских предписаний. | ||
Всего: |
Основное содержание курса
Введение
Тема 1. Цели, задачи курса. Определение основных понятий курса.
1. Тест на определение компетентности в психологии семейных отношений. (Антонов. А.И.)
2. Обсуждение результатов теста.
3. Семейные отношения как социальный феномен.
Основные понятия. Определение психологии семейных отношений как научной дисциплины, целей, задач, предмета курса. Определение основных понятий курса: семьи, брака, семейных отношений.