Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к проектной и исследовательской работе студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
- Теория государства и права.
- История государства и права зарубежных стран.
- История государства и права России.
- Гражданское право.
- Конституционное право.
- Административное право.
- Финансовое право.
- Уголовное право.
- Экологическое право.
- Гражданское процессуальное право.
- Уголовно-процессуальное право.
- Арбитражный процесс.
Тематический план учебной дисциплины
№ | Название темы | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Всего часов |
Вводное занятие | ||||
Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение | ||||
3. | Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата | |||
Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции | ||||
Итого: |
Организация работы студентов на семинарских занятиях
Занятия проводятся по тематике семинарских групп. При сохранении единой тематики занятий работа в группах различается содержанием и формой текстов (преимущественно – правовых документов), с которыми работают студенты, содержанием письменных работ и устных выступлений при сохранении общих требований к ним. При этом во всех группах происходит освоение одних и тех же навыков, методов, профессиональных умений и компетенций.
Преподаватель каждой группы вправе по своему усмотрению провести несколько установочных занятий лекционного плана (но не более 1/3 от общего количества аудиторных часов курсов).
Специализации семинарских групп:
Группа № 1 – практико-ориентированная направленность. Тема: «Проблемы судебной и правоприменительной практики».
Группа № 2 – историко-правовая направленность. Тема: «История европейского гражданского права от Средневековья до Нового Времени»
Группа № 3 – историко-правовая направленность. Тема: «Юридическая антропология».
Группа № 4 – историко-правовая направленность. Тема: «История русской правовой мысли».
Группа № 5 – историко-правовая направленность. Тема: «Историческое направление в русской политико-правовой мысли и юридической науке».
Группа № 6 – теоретико-правовая направленность. Тема: «Общая теория источников международного права».
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля | Форма контроля | Модули | Кафедра | Параметры | |
Текущий | Контрольная работа | * | ТиИ ПиГ | Письменная работа | |
Эссе | * | ТиИ ПиГ | Письменная работа | ||
Домашнее задание | * | ТиИ ПиГ | Письменная работа | ||
Промежуточный | Экзамен | * | ТиИ ПиГ | Письменная работа |
Контрольная работа
Целью контрольной работы является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения анализировать тексты правовой направленности, выявлять сильные и слабые стороны авторской позиции, грамотно применять правовую и общенаучную терминологию.
На контрольной работе студенту предлагается текст, в котором он должен определить проблему, выделить основные структурные элементы, предложить собственный вариант названия, отражающего содержание текста.
Контрольная работа выполняется в письменной форме в аудитории. Студент должен грамотно и логично выполнить задание и аккуратно оформить ответы на поставленные вопросы.
Контрольная работа выполняется в течение 40 минут.
Шкала и критерии оценивания выполнения каждого задания:
Количество баллов | Критерии оценивания |
Все предложенные задания выполнены правильно, логично, с соблюдением всех правил и требований. | |
Задание выполнено правильно, но имеются некоторые нарушения логики и требований. | |
Задания выполнены наполовину. Имеются значительные нарушения логики и требований. | |
Задания выполнены менее чем наполовину. | |
Задание выполнено неправильно (или не поняты), не соблюдены требования. | |
Контрольная работа не выполнена. |
Максимальное количество баллов за контрольную работу – 5.
Эссе
Целью написания эссе является проверка умений студента кратко, но при этом информативно представить результаты своей научной деятельности, оформить научный текст в соответствии с официальными требованиями.
Эссе представляет собой завершенную и надлежащим образом оформленную научную статью (тезисы) по теме, над которой студент работает в рамках научно-исследовательского семинара.
Эссе должно включать название и краткое изложение основных результатов научного исследования студента, тезисы должны быть надлежащим образом оформлены, в т.ч. и ссылочно-библиографический аппарат, объем текста не должен существенно превышать объем 12 000 п.з. Эссе выполняется в письменной форме.
Эссе выполняется вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки.
Шкала и критерии оценивания эссе:
Количество баллов | Критерии оценивания |
Эссе написано грамотно и логично, позиция автора аргументирована, оформлено с соблюдением всех требований. | |
Эссе написано грамотно, имеются незначительные нарушения требований и логические ошибки. | |
Эссе написано не вполне грамотно и логично, имеются погрешности в аргументации, оформлении. | |
Эссе написано с грубыми ошибками в содержании и оформлении. | |
Эссе написано неграмотно и нелогично, авторская позиция неубедительна, требования к оформлению не соблюдены. | |
Эссе не написано. |
Максимальное количество баллов за эссе – 5.
Домашнее задание
Целью домашнего задания является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения представить результаты изученных источников и литературы и результаты своей исследовательской деятельности, продемонстрировать навыки подготовки содержания доклада, публичного выступления и вспомогательных материалов к нему
Домашнее задание состоит в подготовке на основе подготавливаемой научной статьи (эссе, см. п. 6.2) наглядной презентации в программе PowerPoint в соответствии с требованиями, озвученными преподавателем на занятиях в рамках НИС.
Оценка домашнего задания происходит на практическом занятии в ходе представления студентом доклада по тематике эссе с использованием презентации.
Шкала и критерии оценивания выполнения домашнего задания:
Количество баллов | Критерии оценивания |
Задание выполнено правильно, логично, с соблюдением всех правил и требований. | |
Задание выполнено правильно, но имеются незначительные нарушения логики, правил и требований написания или оформления. | |
Задание выполнено правильно, но имеются значительные нарушения логики, правил и требований написания или оформления. | |
Задание выполнено небрежно, с грубыми нарушениями требований и грамматическими ошибками. | |
Задание выполнено неправильно, не соблюдены правила и требования. | |
Задание не выполнено. |
Максимальное количество баллов за контрольную работу – 5.
Экзамен
Целью проведения экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей правовой терминологии и навыков их работы с научными текстами.
Экзамен состоит из двух заданий: 1) выявление предмета и проблемы, предложение собственного варианта названия; 2) изложение в виде нескольких тезисов (5-7 пунктов) его основного содержания.
Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме.
Экзамен проводится в течение 60 минут.
Шкала и критерии оценивания выполнения каждого задания:
Количество баллов | Критерии оценивания |
Задание выполнено правильно, продемонстрировано знание теории и методологии, правила и требования соблюдены, оформление правильное | |
Задание выполнено с незначительными ошибками в содержании и/или оформлении | |
Задание выполнено с ошибками в содержании и/или оформлении, небрежно | |
Задание выполнено со значительными ошибками, небрежно и не вполне грамотно | |
Задание выполнено лишь частично, со значительными ошибками | |
Задание не выполнено или выполнено совершенно неправильно |
Максимальное количество баллов за экзамен – 10.
Если за каждое экзаменационное задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.