Основные цели дипломной работы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденном постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 года и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология», наряду с устными экзаменами итоговая аттестация включает защиту дипломной работы по специальности.
Согласно Госстандарту «выпускная квалификационная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики.
В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа.
Основные цели дипломной работы
Выполнение дипломной работы является частью заключительного этапа обучения студентов в высшем учебном заведении. Главными целями выполнения дипломной работы являются:
- углубление и специализация теоретических знаний в сфере психологической науки;
- развитие способностей к выявлению практических проблем в психологии, определению их сравнительной значимости, выбору оптимальных методов решения этих проблем;
- развитие навыков применения прикладных знаний для решения производственных вопросов.
Дипломная работа должна выполняться студентом самостоятельно, носить оригинальный, творческий, исследовательский характер. В ней студенту необходимо показать глубокие знания и умение пользоваться специальной научной и методической литературой, умение проводить эмпирические исследования, использовать статистические, нормативно-технические и законодательные материалы, самостоятельно применять различные методы для проведения психологического анализа исследуемого объекта.
Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.
Объем ее должен быть в пределах 70-85 страниц стандартного печатного текста.
Тематикадипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Дипломная работа выпускника должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.
Дипломная работа показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. Дипломная работа является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе.
При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:
- обнаружить и сформулировать проблему;
- собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;
- разработать и провести эмпирическое исследование;
- правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;
- изложить результаты исследования;
- сопоставить полученные в эксперименте данные, с имеющимися в научной литературе;
- сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.
С чего следует начать:
1. Выбор темы дипломной работы
Тема дипломной работы, соответствующая специальности «психология», выбирается студентом совместно с научным руководителем. Выбор темы осуществляется в рамках общего списка тем дипломных работ, предлагаемых кафедрой.
После определения темы студент должен составить и согласовать с руководителем рабочий план дипломной работы, в котором более подробно расписать основные этапы работы и сроки ее выполнения.
Одновременно с разработкой плана дипломник осуществляет подбор литературы по избранной теме.
2. Работа с литературой
После того, как составлен план работы, следует приступить к детальному изучению отобранной литературы, к сбору и обработке фактического материала.
При работе с литературой необходимо четко подразделить выписки на дословные и конспективные. Это позволяет избежать не оговоренного без ссылки на автора включения в работу чужого текста.
К конспектированию источников предъявляются следующие требования:
- выписывая литературу, необходимо точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов;
- записывать полностью название книг и статей; указывать место и год издания книг, их объём (количество страниц);
- выписывать названия журналов, их номер, год издания, страницы статьи;
- конспектировать можно в форме дословного изложения материала (цитировать), либо излагать материал близко к тексту;
- в конспекте необходимо отметить основную идею автора, его позицию по исследуемому вопросу (в чём полемизирует с другими исследователями, какие идеи аргументирует, в чём новизна и т. д.);
- определить, какие идеи, выводы, рекомендации в первоисточниках вызывают возражение и почему;
- какие задачи можно наметить для дальнейшего изучения данной проблемы.
3. Организация сбора материалов
При организации сбора материалов необходимо помнить, что качество дипломной работы определяется не количеством использованных материалов, а степенью самостоятельности проработки вопросов, обоснованностью и оригинальностью выводов и предложений.
Сбор материалов состоит не в том, чтобы собрать необходимые материалы и механически перенести их в дипломную работу, а в том, чтобы исходя из задач дипломной работы, изучить соответствующие стороны исследуемого явления.
Это обстоятельство предопределяет необходимость разработки программы сбора данных, которая должна быть согласована с руководителем и подлежать уточнению после знакомства дипломника с объектом исследования. В процессе работы необходимо произвести обобщение и систематизацию собранных материалов, в случае необходимости осуществить сбор дополнительных материалов и проверить правильность своих выводов и предложений.
Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки дипломной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание дипломной работы. Поэтому прежде чем приступить к сбору материалов, надо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для работы, и составить, по возможности, специальный план сбора материалов.
Материал должен подбираться по каждой главе, исходя из развернутого плана дипломной работы.
Систематизация и обобщение полученных результатов ― один из важнейших этапов в деятельности студентов по подготовке дипломной работы, в ходе, которого они осуществляют тщательное знакомство с монографиями, другими фундаментальными трудами, статьями, оригинальной литературой, результатами других авторов по теме исследования.
Прежде всего, составляется библиография прочитанных первоисточников, для чего должна создаваться собственная картотека, в которой содержатся выписки из работ с указанием источника информации. Делается это для того, чтобы можно было легко перенести зафиксированную информацию из одного параграфа в другой или же без потери времени вставить в дипломную работу.
Собранная и систематизированная таким образом литература значительно облегчает анализ и обобщение материала, позволяет при меньшей затрате сил достичь желаемых конечных результатов.
На этом этапе студенты не ограничиваются изучением литературы. Ценную информацию целесообразно важно получать и путем личных наблюдений, опросов (в том числе и с помощью анкет), бесед с участниками тех или иных событий, относящихся к области исследования.
Особым видом деятельности на данном этапе подготовки дипломной работы является проведение эксперимента, если он предусмотрен планом и логикой исследовательской деятельности. Под руководством руководителя-консультанта в этом случае составляется специальная программа эксперимента, в которой отражаются его предмет, задачи и гипотезы, формулируются основные принципы использования выбранных методик, особо оговариваются и описываются процедуры эмпирической работы, намечаются пути и способы математической и статистической обработки ее результатов. После окончания эксперимента осуществляется осмысление и обобщение полученных данных.
4. Написание дипломной работы
Написание дипломной или курсовой работы является центральным этапом творческой деятельности студента. Важнейшее требование, предъявляемое к написанию дипломной работы ― полная самостоятельность. Списывание чужого текста (плагиат ― это семь к ряду списанных слов) категорически запрещается, за исключением цитирования первоисточника при обязательной ссылке на него.
Содержание дипломной работы ни и коем случае не должно быть простым пересказом или конспектированием одного-двух источников. Необходимо aнализировать найденный и отобранный материал, сравнивать факты, сопоставлять позиции разных авторов, выделять бесспорные положения, обнаруживая повторения, критически осмысливать, выражать свое отношение к прочитанному, правильно формулировать главное, основное, отбрасывая второстепенное, делать новые выводы и обобщения.
Такого рода рассуждения автор ведет, как правилo, от первого лица множественного числа (мы полагаем, как нам представляется, по нашим наблюдениям и т. п.), что подчеркивает руководство исследовательской деятельностью студента со стороны руководителя-консультанта, который принимает непосредственное участие в развитии и выработке научной логики конкретной дипломной работы.
В целом стиль исследования должен быть cтpoгo научным (в исключительном случае ― научно-публицистическим). Общими требованиями к написанию научной работы являются точность и ясность языка, исключающие возможность субъективного толкования; предельная четкость мысли, логическая последовательность, доказaтельность и аргументированность.
Особенно важно, чтобы были четко сформулированы основные положения исследования, выводы, практические предложения и рекомендации. Качество дипломной работы значительно повышается, если она содержит иллюстративный материал (схемы, карты, диаграммы, таблицы и т. п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию.
При написании дипломной работы целесообразно первоначальный (черновой) вариант ее показать руководителю-консультанту, максимально большему числу других специалистов или преподавателей, а затем с учетом полученных замечаний и пожеланий доработать его до окончательного, чистового варианта.
Студент-дипломник обязан по требованию руководителя представлять в установленные сроки соответствующие предложения по формулировке названия темы и плана выпускной работы, по графику прохождения практики работы со специальной литературой, по сбору фактического и статистического материала, оформлению дипломной работы. Порядок и график работы согласовывается и утверждается руководителем. Студенты обязаны выполнять их надлежащим образом и в установленные сроки.
Следует иметь в виду, что научный руководитель не является редактором дипломной работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.
На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.
На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по сбору материалов.
В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить.
Далее, не менее чем за месяц до срока защиты, установленного приказом ректора, дипломник должен представить текст работы в окончательном варианте руководителю, а затем назначенному рецензенту.
Кафедрой проводится предзащита, на которой решается вопрос о допуске работы к защите.