Цели и задачи дипломной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению дипломной работы студентами

специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

Ставрополь, 2012

Данные методические указания включают рекомендации и общие требования к организации дипломного проектирования, структуре, оформлению дипломных работ, их подготовке и защите. Методические указания предназначены для студентов специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм, руководителей, консультантов и рецензентов дипломных работ, а также членов ГАК.

Составители: И. В. Калинин, О. А. Кудряшов, М. Г. Чесняк  
Рецензент: Зав. кафедрой иностранных языков и туризма НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт» канд. экон. наук Гришин Д. В.

 
  цели и задачи дипломной работы - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ………………………………....5

2 содержание и объем РАБОТЫ ………….…………………….…..…...6

3 Оформление ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ............................................. 17

4 Подготовка ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ к ЗАЩИТЕ.......................... 30

5 Критерии оценки ДИПЛОМНЫХ работ………………..……………41

6 СПИСОК рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец заявления студента о закреплении темы дипломной работы........................................................................................................................ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец письма с просьбой об утверждении темы дипломной работы по заявке предприятия (учреждения)........................................................... 46

ПРИЛОЖЕНИЕ В Форма задания на дипломную работу......................... 47

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Календарный план......................................................... 48

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Образец титульного листа дипломной работы............ 48

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Направление на рецензирование.................................. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Отзыв руководителя..................................................... 51

ПРИЛОЖЕНИЕ И Рецензия......................................................................... 52

ПРИЛОЖЕНИЕ К Образец линейной диаграммы...................................... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ Л Образец оформления таблицы...................................... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ М Порядок обозначения формул..................................... 54

ПРИЛОЖЕНИЕ Н Пример построения схемы............................................ 54

Приложение О Примеры библиографического описания литературных источников и использования знаков для разделения элементов их описания………………………………………………………………….............55

 
  цели и задачи дипломной работы - student2.ru

Выполнение и защита работы являются обязательным компонентом итоговой государственной аттестации. Целью методических рекомендаций является выработка единого подхода к подготовке, выполнению и защите студентами дипломной работы, доведение до студентов обязательных требований к ее содержанию и оформлению.

Дипломная работа является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм и методических рекомендаций УМО по образованию в области сервиса.

Настоящие методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе при написании дипломных работ по кафедре лингвистики, межкультурной коммуникации и туризма, стимулированию самостоятельной работы студентов по накоплению навыков и умений в научно-исследовательской работе. Они освещают порядок разработки заданий дипломного проектирования; планирования сроков подготовки, определения структуры, объема, содержания и оформления работы; представления к защите и организации защиты, а также соответствующего контроля и помощи со стороны кафедры для студентов на всех этапах их работы над избранной и утвержденной темой, а также критерии оценки дипломной работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Целями выполнения дипломной работыявляются:

- систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний и их применение при решении профессиональных задач в области туристской индустрии;

- развитие навыков ведения самостоятельной проектной и исследовательской работы при решении поставленных задач;

- выявление подготовленности студента к самостоятельной работе в современных условиях.

Основными задачами выполнения дипломной работы являются:

- теоретическое обоснование и раскрытие сущности основных категорий, явлений и проблем, связанных с избранной темой;

- анализ собранного и обработанного теоретического и фактического материала;

- анализ существенных методов и разработка собственных предложений для решения проблем, исследуемых в рамках конкретного направления подготовки;

- изыскание путей (способов, методов) решения проблем, исследуемых в рамках конкретного направления профессиональной деятельности;

- формирование научно-обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по решению конкретных задач и комплекса проблем, рассматриваемых в работе;

- раскрытие сущности основных категорий, явлений и проблем, связанных с избранной темой.

Работа должна иметь комплексный характер и отражать общий уровень теоретических знаний и практических навыков студентов.

Содержание и объем работы

Дипломная работа представляет собой комплексное исследование одной из актуальных тем в области специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Дипломная работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию процесса в изучаемой области.

Дипломная работа должна:

- носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных актов;

- отвечать требованиям логического и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

- правильно оформлена (четкая структура, завершенность, оформление библиографического материала в соответствии со стандартом, аккуратность исполнения).

Процесс выполнения дипломной работы студентом начинается с выбора темы в соответствии с тематикой, утвержденной кафедрой. Это ответственный момент работы, поскольку от правильного выбора темы во многом зависит успех будущего исследования.

Тема дипломной работы должна соответствовать требованиям науки и практики, отражать реальные закономерности и явления в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Она должна быть актуальной, т. е. посвящена исследованию важных в теоретическом и практическом отношении проблем (вопросов) функционирования и развития современной сферы социально-культурных и туристских услуг, отражать важнейшие проблемы теории и практики и предполагать непосредственную связь с возможным практическим применением в практической деятельности.

Разработанная и утвержденная на кафедре тематика дипломных работ доводится до сведения студентов. Тему дипломной работы студент выбирает самостоятельно. При этом следует помнить, что в предлагаемой тематике формулировки тем носят рекомендательный характер. Студент вправе изменить формулировку темы, или предложить свою, не указанную в перечне. Выбранная тема обсуждается с руководителем дипломной работы, а затем утверждается заведующим кафедрой, что осуществляется на основе личного заявления студента о закреплении темы (Приложение А).

Выбор тем и их закрепление за студентами очной формы обучения организуется в октябре, заочной – в последнюю экзаменационную сессию.

За неделю до направления студента на преддипломную практику на основе личного заявления студента о выбранной теме (Приложение А) кафедра готовит и представляет на согласование с УМУ приказ о закреплении тем (с указанием вида ВКР, руководителя и консультанта).

Тема дипломной работы по прибытии студента на базу преддипломной практики может быть изменена в соответствии с проблематикой предприятия (учреждения). В этом случае предприятие оформляет заявку на выполнение дипломной работы по образцу письма, приведенному в Приложении Б. Заявление на изменение темы может быть подано в течение первых десяти дней практики.

После утверждения темы совместно с научным руководителем студент составляет задание на выполнение дипломной работы. Оно подписывается студентом, научным руководителем дипломной работы и утверждается заведующим кафедрой (Приложение В).

Задание на дипломную работу составляется в двух экземплярах: первый выдается на руки студенту перед преддипломной практикой, поскольку одной из задач этой практики является сбор эмпирических данных для дипломной работы и обобщение информации по избранной теме; второй экземпляр задания брошюруется вместе с дипломной работой после титульного листа и включается в нумерацию работы.

После оформления задания по дипломной работе, студент-дипломник совместно с руководителем составляют календарный план выполнения работы, в котором в хронологической последовательности указываются разделы и вопросы, подлежащие разработке (Приложение Г).

На основе выбранной темы определяется цель дипломной работы. Это, в свою очередь диктует структуру и содержание дипломной работы. Несколько студентов (т. е. 1 – 2 студента в разных академических группах) могут выполнять дипломную работу по одной теме. Однако работы должны основываться на различном фактическом (эмпирическом) материале, различаться по своей структуре.

Дипломная работа должна содержать:

− титульный лист;

− задание;

− календарный план;

− оглавление;

− введение (до 10 % текста);

− основная часть (до 80 % текста);

− заключение (до 10 % текста);

− список использованных источников (не менее 30);

− приложение (дополнительный и вспомогательный материал исследования: расширенные таблицы, схемы; протоколы исследований; сценарии; тексты и технологические карты экскурсий; перечень условных обозначений, символов и терминов; макеты баннеров и др.).

По своему общему объему дипломная работа должна состоять из 70 – 90 машинописных страниц формата А 4. Список использованной литературы и приложения выходят за рамки указанного объема, поскольку не представляют собой содержательной части дипломной работы.

Содержание работы отражено в оглавлении, которое включает перечисление всех составных частей работы, а также указываются номера страниц, на которых они размещаются. В оглавлении указывается номер страницы, с которой начинается изложение каждой части. Нумерация страниц начинается со страницы «Введение».

Во «Введении» студент должен четко отразить в указанной последовательности следующие положения:

− обоснование актуальности и значимости темы его дипломной работы;

− оценку степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы);

− определение объекта исследования;

− определение предмета исследования;

− формулировку цели и основных задач работы;

− обоснование выбора методологической основы исследования;

− характеристику теоретической основы работы;

− характеристику фактологической (эмпирической) базы работы;

− оценку теоретической и практической значимости проведенного исследования и полученных результатов;

− объем (количество страниц основного текста) и структуру работы (перечисление структурных частей (введение, количество глав, параграфов); количество таблиц, рисунков, приложений).

Актуальность разрешаемой в работе проблемы определяет выбор темы. Актуальность может быть изложена с двух позиций: как на макроуровне, так и микроуровне. Это зависит от выбранного объекта исследования (отрасль; регион, город и др. на территории которых исследуются проблемы; предприятие, учреждение сферы социально-культурного сервиса или туризма). Актуальность подтверждается степенью разработанности проблемы; наличием объективных (научно обоснованных) противоречий сложившихся на практике в сфере туризма; заказом от практических работников (организаторов и руководителей различных учреждений) сферы социально-культурного сервиса или туризма, от местных органов исполнительной власти.

Оценка степени разработанности темы основывается на освещенности ее в литературных источниках, на научных и научно-практических конференциях, совещаниях исполнительных органов власти. При этом необходимо отразить:

− с какого периода рассматриваемая тема составила предмет исследования специалистов;

− каким направлениям, либо аспектам предмета исследования уделено особое внимание в отечественной и зарубежной научной литературе

− работы каких авторов внесли значительный вклад в разработку предмета исследования;

− объективные противоречия в рамках предмета исследования между перспективными направлениями, тенденциями, результатами теоретических изысканий в сфере социально-культурного сервиса или туризма и практикой.

Объект исследования – это процесс или явление, избранные для исследования и порождающие проблемную ситуацию. Это могут быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, организационная система (например, туристское агентство) и др.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта и соотносится с темой исследования.

После изложения состояния научной разработки темы студент должен сформулировать цель и задачи работы. Цель соотносится с темой дипломной работы и носит общий характер. Она является емкой по содержанию и лаконичной по форме, определяющей методологическую основу и выбор методов исследования. Ключевыми словами при формулировании цели являются:

− наименование предмета исследования (вид деятельности, предприятие, учреждение сферы социально-культурного сервиса или туризма и др.);

− наименование критериев, показателей, характеристик, которые отражают противоречие (низкая эффективность или прибыльность, отсутствие спроса или предложения на рынке услуг, отрицательное влияние на экологическую среду и др.);

− пути разрешения противоречия (повышение, стабилизация, улучшение, разработка и др.).

Например, цель может быть сформулирована следующим образом: исследование роли рекламной деятельности в повышении спроса на услуги гостиничного комплекса «……..» (предмет исследования – гостиничный комплекс «……..»; критерий, отражающий противоречие – повышение спроса на услуги (низкий спрос); путь разрешения противоречия – рекламная деятельность).

Задачи конкретизируют цель работы, уточняя круг вопросов, которые студент ставит перед собой в своей дипломной работе. Обычно количество задач равно количеству параграфов дипломной работы и по содержанию соотносится с ними, но это требование не является обязательным.

Методологическая основа – это подходы к организации исследования, которые могут быть следующими:

1) аспектный (исследование одной грани проблемы по принципу актуальности); системный (исследование различных аспектов проблемы, в их взаимосвязи и целостности, с последующим обобщением частных выводов с целью ее решения);

2) эмпирический (исследование преимущественно опирается на опыт); прагматический (исследование нацелено на получение ближайшего результата); научный (научная постановка целей исследования и использование научного аппарата).

Методологическую основу исследования могут составлять принципы: индивидуализма (в исследовании общество рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов); материализма (бытие определяет сознание), гуманизма (человек рассматривается как главная ценность в сфере социально-культурного сервиса и туризма), диалектический (всеобщей связи; системности; причинности; историзма) и др.

Следует указать используемые в работе методы исследования,в соответствии с уровнями: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сопоставление, моделирование и др.) и частнонаучные (методы статистического анализа, метод математического программирования, математической теории игр, социологические методы и др.); теоретические (метод индукции, метод факторного анализа и др.) и эмпирические (эксперимент, наблюдение, опрос, экспертные методы и др.).

Теоретической основой являются теории, теоретические изыскания, направления, на которые опирается студент в теоретической части дипломной работы. Это труды отечественных и зарубежных исследователей, статьи в периодических и научных изданиях по кругу изучаемых проблем (необходимо указать ФИО исследователей).

Фактологическую (эмпирическую) основу дипломной работы могут составить материалы Госкомитета России («Статистический ежегодник», «Россия в цифрах», «Статистическое обозрение», «Пресс-выпуски»); периодические издания (например, журналы: «Туризм», «Реклама», «Вояж», «Турбизнес» и др.); нормативно-правовые акты (федеральные и конституционные законы, законы субъектов федерации, акты Президента и Правительства Российской Федерации – указы и распоряжения, ведомственные нормативные акты), нормативно-правовые акты региональных властей и органов местного самоуправления, регулирующие деятельность и взаимоотношения субъектов рынка); формы сводной и первичной статистической и бухгалтерской отчетности предприятий, учреждений и организаций и другие документы.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обобщении в рамках объекта и предмета исследования материала теоретических источников, его систематизации и возможности использования на практике (указать возможности развития темы исследования); в обсуждении на научных мероприятиях (названия мероприятий, город, год), в том числе с публикацией в научных изданиях (назвать издания, город, год).

Практическая значимость дипломной работы определяется тем, в какой форме, где и кем могут быть использованы результаты исследования. О практической значимости могут свидетельствовать справка о внедрении результатов исследования в производство; публикация материалов исследования (название публикации, город, год) как способствующая информированию, просвещению, расширению кругозора читателей.

Основная часть дипломной работы делиться на главы, которых должно быть не менее двух, но не более четырех, и параграфы, количество которых должно быть не менее двух, но не более четырех в главе. Конкретное количество глав и параграфов в работе зависит от цели и задач исследования. Все части работы должны быть взаимосвязаны между собой таким образом, чтобы при переходе от одной главы к другой, равно как и от одного параграфа к другому, текст был последовательным, логичным, без явных смысловых разрывов.

Рекомендуется также, чтобы все главы и параграфы работы были примерно соразмерными друг к другу, как по структуре, так и по объему (количеству страниц).

Каждый раздел (глава, параграф) раскрывает решение отдельной задачи и имеет структурные части:

− вводная (обоснование актуальности поставленной задачи для достижения цели исследования; используемые методологические и теоретические подходы и принципы, методы и приемы; этапы решения задачи);

− описание содержания этапов исследования и его результатов;

− формулирование вывода, подводящего итог решению задачи и логический переход к последующему разделу.

Глава 1 носит теоретический характер. Теоретические положения работы должны быть основаны на глубоком изучении литературы по теме и обобщении результатов практической деятельности предприятий; выявлении сходства и особенностей взглядов различных авторов и практиков по отдельным аспектам темы. В этой главе исследование должно опираться на подходы, теории (см. методологическую и теоретическую основы исследования). В тексте необходимо указывать авторов, результаты исследований которых используются, и делать сноски на использованные источники.

На основе критического анализа различных точек зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме, необходимо сформулировать свою собственную точку зрения и аргументировать ее обоснованность, выявив при этом своих сторонников и оппонентов. Здесь же целесообразно дать и общую количественную характеристику явлений (процессов), имеющих непосредственное отношение к теме дипломной работы. Для этой цели привлекается сведения и материалы, собранные и обобщенные учреждениями Госстатистики, исследователями-аналитиками, ассоциациями предприятий туризма, предприятиями – турагентами и туроператорами и др.

Информация должна быть обработана и систематизирована.

В целом в первой главе приводятся в систематизированном виде теоретические основы всей дипломной работы, т. е. первая глава выступает в качестве теоретического обоснования последующих разработок.

При написании второй главы студент должен выявить основные закономерности и характерные особенности происходящихизменений в уровнях и динамике анализируемых показателей. Содержание фактического материала определяется предметом, целью и задачами исследования. Глава может содержать сведения и данные по отдельному совокупности предприятий, сводные данные по Ставропольскому краю, региону, городу и др. за ряд лет. В ходе анализа фактологического материала необходимо использовать иллюстрации в виде таблиц, алгоритмов, диаграмм, графиков, схем и т. п., которые могут быть расположены как по тексту дипломной работы, так и вынесены в приложение.

Фактические данные, литературные источники по выбранной для дипломной работы тематике могут собираться и обобщаться студентом в течение всего периода обучения в вузе: при написании рефератов, научных докладов на студенческих конференциях. Собранный ранее фактический материал необходимо проанализировать и обобщить.

Глава 3 должна носить аналитическийи прикладной характер. Задача состоит в том, чтобы отразить сложившуюся практику функционирования конкретного предприятия сферы социально-культурного сервиса или туризма. В главе должны быть представлены обобщенные материалы по результатам собственных исследований, которые предварительно были подвергнуты анализу (статистический, социологический и др.). Эффективность аналитической работы повышается применением современных компьютерных программ. Материал строится с учетом нормативно-правовой базы изучаемой проблемы, (целесообразно при этом применять компьютерные консультационные программы («Консультант плюс», «Гарант» и др.), отечественных и международных стандартов. Глава содержит детальный анализ проблемы или решения задач, представленные в формализованном виде – формулах, алгоритмах, схемах, таблицах, графиках и т. п. При этом после схемы, таблицы и т. п. должно быть ее описание со сноской (например, «см. табл. 1»).

На основе обобщения теоретического и практического материала необходимо сформулировать и аргументировать выводы, предложения и рекомендации по улучшению деятельности предприятия в соответствии с целью исследования. Предложения и выводы, содержащиеся в данной главе, должны убеждать в практической полезности выполненной студентом работы.

Раздел «Заключение»дипломной работы предполагает, что студент, исходя из поставленных задач и проведенного им анализа, обобщает содержание всей работы. Выводы и рекомендации должны быть краткими, логично вытекающими из содержания работы и четкими, дающими полное и ясное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предлагаемых в работе решений. Выводы представляются тезисно (в соответствии с поставленными задачами исследования) и включают: теоретические выводы; выводы о результатах анализа деятельности предприятия в соответствии с целью исследования; рекомендации по внедрению практических предложений (повышение эффективности и т. п.); итоговый вывод в соответствии с целью исследования.

Библиографический список представляет собой одну из существенных частей дипломной работы, т. к. отражает самостоятельную творческую деятельность автора, что позволяет судить о степени осведомленности студента о современном состоянии изучаемой проблемы и фундаментальности проведенного студенческого исследования.

Список использованных источников и литературы включает перечень всех первоисточников, которые были использованы при выполнении дипломной работы, по определенной форме и последовательности.

Список приводится в последовательности согласно ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»:

1. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства России.

2. Материалы Госкомстата РФ, статистические справочники, материалы предприятий.

3. Монографии и статьи из журналов, газет, научных сборников по алфавиту авторов, с указанием названия журналов, газет, сайтов Internet и т. д.

В раздел дипломной работы «Приложения» следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы будет лишь загромождать текст. При этом в основном тексте должны быть сноски на приложения (например, см. приложении А).

Приложения нумеруются прописными буквами русского алфавита (А, Б, В и т. д.).

В качестве приложений могут быть представлены исходные данные по расчетам, результаты которых в обобщенном виде вошли в основной текст работы. В приложении можно дать таблицы, формы входных и выходных документов, инструктивные материалы, алгоритмы и программы решения на компьютере, инструкции, методики, промежуточные расчеты, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета и другие материалы вспомогательного характера, разработанные предприятиями и организациями.

Если приложений оказалось более десяти, то их необходимо объединить по видам. Например: промежуточные математические расчеты, результаты анкетирования, формы бухгалтерской отчетности и т. д.

Наши рекомендации