Цели и задачи курсовой и дипломной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛИНГВИСТИКА»

Санкт-Петербург

Шульженко Т.В., Тихонова Е.С. Методические указанияпо написанию курсовых и дипломных работ по направлению «Лингвистика». СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013.

Методические указания призваны оказать студентам помощь при написании курсовых и дипломных работ. Подробно рассмотрены этапы написания данных видов работ, их структура, описывается процесс выборки примеров, подбора литературы, способы цитирования, а также приводятся требования к оформлению работы и списка использованной литературы.

Методические указания предназначены для бакалавров, обучающихся по направлению «Лингвистика».

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

© СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013

Содержание

1. Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе ….
2. Цели и задачи курсовой и дипломной работы ……………………….
3. Структура работы ……………………………………………………...
  3.1 Список использованной литературы …………………………......
  3.2 Примеры библиографического описания ………………………...
  3.3 Интернет источники …………………………………………….....
4. Поиск и отбор литературы ………………………………………….....
5. Цитирование источников в тексте ……………………………………
6. Отбор фактического материала для работы ………………………….
7. Язык и стиль работы …………………………………………………...
8. Требования к оформлению работы ……………………………….......
9. Критерии оценки курсовой и дипломной работы …………………..

Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе

Курсовая работа является важнейшим видом учебной и научной деятельности студента. Написание курсовой работы расширяет и углубляет знания студента по той или иной дисциплине, способствует более глубокому овладению теорией, формирует у него навыки самостоятельной творческой работы.

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем дисциплины.

Курсовая работа пишется самостоятельно стилистически грамотным языком, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ее написанию и оформлению.

Объем курсовой работы рекомендован в пределах 25 - 35 страниц печатного текста без приложений.

Выпускная квалификационная работа (ВКР)бакалавра выполняется в формедипломной работы. Дипломная работа представляет собой законченное самостоятельное исследование на заданную тему, написанную лично автором под руководством научного руководителя, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы по направлению «Лингвистика».

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой и утверждаются приказом ректора Университета. Выпускнику предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из числа тем, предложенных научными руководителями. Студент имеет право предложить свою тему для выпускной работы, обосновав свой выбор и целесообразность исследования. Для утверждения своей темы необходимо получить разрешение выпускающей кафедры. Рекомендуемый объем дипломной работы - 50-60 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических указаний.

Структура работы

Курсовая и дипломная работа должны состоять из следующих частей:

· Титульный лист

· Задание на ВКР (только для дипломной работы)

· Реферат

· Аннотация (на английском языке)

· Содержание

· Определения, обозначения и сокращения (факультативно)

· Введение

· Основная часть: две (три) главы с выделением подразделов

· Заключение

· Список использованной литературы

· Приложения (факультативно).

· Титульный лист является первой страницей и выполняется по форме, установленной в университете. Для курсовых работ на титульном листе в строке «По дисциплине» указывается название дисциплины, а в строке «Тема» – обобщенная тема курсовых работ по определенной дисциплине. Ниже в скобках указывается фактическая тема исследования.

Тема дипломной работы должна соответствовать утвержденной приказом ректора.

На титульном листе работы, рядом со своей фамилией студент должен поставить подпись.

· Задание на дипломную работу – отдельная страница определенного образца, которую следует заполнять совместно с научным руководителем. Задание является исходным документом для планирования и выполнения всей дипломной работы. Задание должно включать: наименование, цель и область исследования; перечень документации, предъявляемой по окончании работы. Задание подписывается студентом, руководителем, при необходимости – консультантом, и утверждается заведующим кафедрой.

· Реферат (на русском языке) – краткое изложение содержания дипломной работы, включающее следующие аспекты: тему, цель работы; метод и методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы.

Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована тема работы, не должен содержать интерпретацию содержания дипломной работы, критические замечания и точку зрения автора. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, избегать лишних вводных фраз (например, «автор рассматривает…»), сложных грамматических конструкций. В пределах реферата необходимо соблюдать единство терминологии. Рекомендуемый объем текста реферата: 850 печатных знаков без пробелов.

· Аннотация (Abstract)представляетсобой краткий перечень следующих аспектов работы: тема, объект исследования, цели работы и ее основные результаты. Текст аннотации на английском языке аналогичен особенностям текста реферата. Рекомендуемый объем аннотации: 500 печатных знаков без пробелов.

· Содержаниепредставляет собой список заголовков разделов и подразделов курсовой/дипломной работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте.

· Определения, обозначения и сокращения (факультативно) – алфавитный список аббревиатур, условных обозначений и малораспространенных терминов, используемых в работе, с расшифровкой их значений или описанием содержания. Например:

ГЛП – грамматико-лексическое поле

КРФ – композиционно-речевая форма

МП – микрополе

· Во Введении (2-3 страницы) раскрывается актуальность избранной темы исследования, называется и кратко поясняется объект и предмет исследования, формулируется цель и основные задачиработы, указывается, какие материалы использованы при ее написании, определяются методы исследования, раскрывается структура работы, а также возможная практическая ценность полученных результатов. Цель исследования – прогнозируемый конечный результат исследования. Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью. Необходимо перечислять только действительно использованные в работе методы, например, сравнительный, описательный, сопоставительный методы, метод сплошной выборки, количественного подсчета, компонентного анализа и другие.

· Глава 1 (название главы) - теоретическая часть работы. В нее включается реферативный обзор наиболее актуальных вопросов рассматриваемой проблематики, описывается отражение исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе. На основании рассмотренных точек зрения автор работы должен сформулировать свою позицию по данному вопросу и описать непосредственный объект изучения.

· Глава 2 (название главы) представляет собой анализ и обобщение самостоятельно собранного фактического материала. Данная часть работы должна включать обоснование и разработку методики исследования.

Для облегчения восприятия информации рекомендуется разбивать главы на разделы или параграфы.

Недопустимы одинаковые формулировки темы курсовой/дипломной работы и наименований разделов (подразделов). Каждая глава заканчивается краткими Выводами, которые помогут сформулировать основные положения Заключения.

· Заключениедолжно содержать основные результаты, достигнутые в работе, выводы по поставленным задачам, обобщенную оценку проделанной работы в соответствии с целью исследования, а также возможное применение результатов исследования в теории и практике.

· В Список использованной литературы (30 и более наименований) включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке дипломной работы, т.е. на которые в работе были сделаны ссылки. При написании дипломной работы обязательно ссылаться на статьи из научных журналов, а также минимум на два источника на иностранных языках. Библиографическое описание литературы должно быть сделано в соответствии с правилами, указанными в ГОСТ 7.1-2003 (См. 3.2, 3.3).

· Приложения (факультативно) приводятся в дополнение к основному тексту работы и включают в себя таблицы, диаграммы, рисунки, информационные и другие материалы, используемые в работе. При наличии документов, подтверждающих практическое использование выполненной работы, они помещаются в приложения. Все таблицы, схемы, рисунки и пр. также следует пронумеровать, каждый вид иллюстративного материала – отдельным списком (Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3; Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3 и т.п.). Кроме того, рекомендуется каждый раз предварять их вводным предложением, например:

В Таблице 1 представлена частота употребления явлений А и В в исследуемом тексте.

Таблица 1. Частота употребления явлений А и В

Явление А Явление В Итого
15 30 45

Список использованной литературы

Список использованной литературы помещается после основного текста курсовой/дипломной работы. Литература в списке располагается в следующем порядке:

1.Законы; указы; постановления.

2.Ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы).

3.Книги и статьи на русском языке.

4.Книги и статьи на иностранных языках.

5.Неопубликованные материалы (Интернет источники и др.).

6.Подзаголовок Лексикографические источники (словари, справочникина русском языке, затем на иностранном языке и Интернет источники).

7.Подзаголовок Литературные источники (произведения художественной литературы, статьи из газетна русском языке, затем на иностранном языке и Интернет источники).

Литературные источники – это те тексты (в широком смысле), которые служат материалом исследования. Например, если тема работы – «Речь иностранцев в произведениях Ф.М. Достоевского», то к литературным источникам относятся романы «Идиот», «Братья Карамазовы» и т.д. Если тема работы – «Зоонимы для позитивной и негативной оценки человека (на материале «Немецко-русского словаря разговорной лексики» В.Д. Девкина»)», то источником является указанный словарь. При использовании источников как на языке оригинала, так и переводных, первыми в Списке использованной литературы приводятся русскоязычные источники.

Рекомендуется привлекать наиболее достоверные издания источников, лучше всего – академические, снабженные критическим аппаратом.

Внутри каждого раздела Списка использованной литературы издания располагаются по алфавиту по фамилии автора с учетом последующих букв, например:

1. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983. – С. 227-284.

2. Топорова Т.В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. – М.: Эдиториал УРСС, 1996.

Если в Списке использованной литературы присутствует несколько работ одного автора, они располагаются по году издания, например:

1. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. – Л.: Наука, 1983.

2. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. – Л.: Наука, 1987.

3. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. Языковая интерпретация идеи времени. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

Если речь идет о сборнике статей или издании с коллективным авторством, то он помещается по первой букве заглавия: «Исследования» – на букву «И», «Материалы» – на букву «М», «Сборник» – на букву «С», и т.д.

Нумерация изданий в Списке использованной литературы должна быть сплошной.

При указании публикации из журнала/сборника обязательно указывать страницы, на которых расположена статья, в прочих случаях страницы в издании не указываются.

При оформлении Списка использованной литературы принципиально соблюдение всех знаков препинания. Название издания приводится со всеми подзаголовками. Сокращения места издания допускаются для Санкт-Петербурга (СПб.), Ленинграда (Л.), Москвы (М.), Ростова-на-Дону (Ростов-н/Д), Нижнего Новгорода (Н. Новгород) и Киева (К.). Также разрешается сокращать названия некоторых издательств: Высшая школа (Высш. шк.), Художественная литература (Худож. лит.), а также издательства вузов (Изд-во СПбГУ; Изд-во МГУ; Изд-во РГГУ).

Примеры библиографического описания

· Описание книги одного – трех авторов

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. – 390 с.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1998. – 272 с.

Стеблецова А.О. Национально-культурная специфика делового текста (на материале английского и русского языков): Автореф. дис. … канд. филол. наук -Воронеж, 2001. – 27 с.

Селлих К., Джейн С. Переговоры в международном бизнесе. Пер. с англ. - М.: ООО «Изд-во «Добрая книга», 2004. – 336 с.

· Описание книги четырех и более авторов

Внеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др. / Под ред. проф. Л.Е. Стровского. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 240 с.

· Описание книг коллективного автора

Критерии качества в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах: Тезисы докл. и выступл. Всероссийской научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 4-6 апреля 2006 г. - СПб., 2006. – 84 с.

Dictionary of English Synonyms & Antonyms. Penguin Books, 1992. – 442 p.

· Описание книги без автора, сборника

Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации / Под ред. Г.И. Зверевой. М.: Аспект Пресс, 2003. – 188 с.

· Описание многотомного издания в целом, одного тома

Большой англо-русский словарь: в 2-х т./ Под общ. рук. И.Р. Гальперина и Э.М. Медниковой. 4-е изд., испр., с Дополнением. - М.: Рус. яз., 1987. Т.1.A-M. – 1040 с.

Будагов Р.А. Язык и культура. Хрестоматия: В 3 ч. Учеб. пособие. Ч. 3: Социолингвистика и стилистика / Сост.: А.А. Брагина, Т.Ю. Загрязкина. М.: Добросвет-2000, 2002. – 160 с.

· Описание статьи из сборника

Тонкова М.М. Синергетический подход к системе коммуникации // Проблемы человека в меняющемся мире: сборник научных статей. - СПб., 1997. - С.15-21.

· Описание статьи из журнала

Павловская А.В. Национальный характер в условиях глобализации: перспективы изучения // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. - №1. – С.108-118.

· Описание статьи из газеты

Стрельцов А. Дискуссия вокруг банкротства // Экономика и жизнь, - 1999. - №4. - С.7.

Hahn Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal, January, 1991, 101 (404) - pp. 47-50.

· Описание главы (части, раздела) из книги

Язык как орудие культуры // Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000. Ч. II. - С.133-193.

Интернет источники

Ссылка на Интернет источники разрешается только в случае уникальности данной информации (базы данных) либо ее труднодоступности в печатном виде (словари, редкие издания источников). Запрещается давать определения ключевых рассматриваемых явлений по Интернет источникам, в особенности, по «Википедии».

При цитировании Интернет источников допускаются постраничные сноски. Рекомендуется оформлять Интернет источники по следующей схеме:

Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. текст. дан.»). – Место издания: Издательство, Дата издания. – Режим доступа: URL. – Примечания («Электрон. версия печ. публикации»).

Например:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. – Электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997– . – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/textbook.

Поиск и отбор литературы

Первым шагом при поиске литературы по теоретическим вопросам является определение круга актуальных для курсовой или дипломной работы проблем и ключевых слов, их характеризующих.

Не исключено, что литературу по точно такой же теме трудно найти (она может оказаться уникальной в своем роде). В этом случае следует отталкиваться от общих работ или работ с близкой тематикой: именно в них, скорее всего, обнаружатся ссылки на дальнейшие труды, в т.ч., по более частным вопросам, которые могут быть использованы в работе.

При поиске литературы в качестве отправных точек рекомендуется использовать:

· тема работы;

· раздел лингвистики, в рамках которого изучается данное явление;

· частные вопросы, которые рассматриваются в связи с данной темой;

· если источником является художественное произведение, то также надо обратить внимание на исследования, посвященные его анализу.

Например, если работа называется «Зоонимы для позитивной и негативной оценки человека (на материале «Немецко-русского словаря разговорной лексики» В.Д. Девкина»)», то в первую очередь следует искать литературу по темам: 1) фразеология в целом (определение, различные классификации, разделы, трактовки); 2) зоонимы во фразеологии; 3) позитивная и негативная оценка человека во фразеологии.

При написании работы на тему «Речь иностранцев в произведениях Ф.М. Достоевского», кроме литературы о заимствованиях и освещения лингвистической ситуации в России XIX в., необходима также информация о произведениях Ф.М. Достоевского.

Поиск теоретической литературы рекомендуется осуществлять в следующих местах:

· словари и справочники – как общие (например, «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой или «The Cambridge Encyclopedia of the English Language»), так и частные (например, специализированный справочник по данному автору или комментарии к его творчеству);

· библиотечные каталоги;

· комментированные издания исследуемого текста;

· комментированные библиографии.

При поиске литературы предпочтительнее пользоваться библиотекой, а не Интернетом. Сведения в Интернете часто бывают недостоверными, будучи предоставленными людьми, не обладающими должной квалификацией.

Рекомендуется обратиться к электронному каталогу библиотеки, например, на сайте ЦГПБ им. В.В. Маяковского http://pl.spb.ru. Практически во всех библиотеках есть онлайн система поиска «Ирбис», которая позволяет осуществлять поиск по автору, заголовку, ключевым словам, году и месту издания, ISBN (международного стандартного номера книги) и др.

До начала работы с определенным источником рекомендуется ознакомиться с аннотацией, предисловием и оглавлением, в которых освещен круг рассматриваемых в данном издании вопросов. Во многих изданиях печатаются сведения об авторе, в которых можно узнать о других трудах данного автора (или коллектива авторов, если это, например, сборник статей). Там также могут содержаться указания на литературу по исследуемой проблеме.

Любой источник следует тщательно проработать. Рекомендуется выписать необходимые данные в отдельную тетрадь или отдельный текстовый документ. Если все сведения будут находиться в одном месте, к ним удобнее обращаться, а также такой обзор нагляднее и практичнее разрозненных данных, что облегчит дальнейшую систематизацию. Всегда следует сразу указывать выходные данные издания. Не стоит полагаться на память: при проработке большого объема информации данные о том, откуда взята та или иная цитата, скорее всего, будут утеряны.

Полученную информацию можно использовать следующим образом:

· для определения общих теоретических положений, например: Согласно О.А. Нечаевой, под типами речи понимаются «обобщенно-мыслительные комплексы, выражающие связи одновременности, последовательности или причинно-следственной зависимости между явлениями».

· как отправную точку для собственного исследования: следует упомянуть, что другие авторы рассматривают это явление с определенных точек зрения или исследуют некоторые его аспекты, в то время как настоящая работа посвящена следующим аспектам…

· для подтверждения или иллюстрации отдельных положений собственного исследования, например: На это также указывает А.А. Иванов:…

На основании обработанной теоретической литературы создается Список использованной литературы (см. выше).

Язык и стиль работы

Язык работы должен быть нейтральным, научным с использованием специальной терминологии. В тексте выпускной работы необходимо соблюдать единство стиля. Следует избегать канцелярских штампов или публицистического стиля (за исключением цитат из журналов и газет). Применение оборотов разговорной речи также недопустимо. Стиль выпускного сочинения исключает употребление образных сравнений, ярких эпитетов, риторических вопросов и других выразительных средств художественной литературы.

Можно согласиться или не согласиться с чужим мнением, но делать это следует корректно, например:

Точка зрения А.А. Иванова по данному вопросу кажется неубедительной, поскольку результаты настоящего исследования [укажите, какие именно] опровергают её.

Вместе с тем, к используемой информации необходимо подходить здраво и критически. Не стóит цитировать чужую работу, если она содержит неадекватный материал. Если вполне разумное мнение другого исследователя подается в некорректной форме, следует изложить его своими словами. В частности, при цитировании старой советской научной литературы особенно рекомендуется нейтральный стиль изложения.

Необходимо внимательно отнестись к выбору терминологии. Определения ключевых терминов нужно давать со ссылкой на словари. При неоднозначной трактовке термина автор работы должен обосновывать выбор определенной трактовки. Во всей работе необходимо пользоваться принятыми терминами, не допуская разнобоя.

В работе предпочтительнее безличный модус повествования: «В ходе исследования было выявлено/установлено….»; «Как упоминалось выше…»; «Вряд ли можно согласиться…», «Можно с уверенностью утверждать, что…», «Представляется, что…» и т.п. вместо «Мы выявили, упоминали…» и т.д.

Абсолютно недопустимо употребление местоимения первого лица единственного числа. Если существует необходимость подчеркнуть личностный характер суждения, изредка можно называть себя автором: «По мнению автора…».

Следует избегать повторений общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях, не существенной для данного исследования информации, категоричных оценок и суждений. В рамках научной этики рекомендуется отказаться от оценок чужих работ. Можно согласиться или не согласиться с чужим мнением, но делать это следует корректно.

8. Требования к оформлению работы

Курсовая и дипломная работа должны быть представлена в отпечатанном виде (компьютерный набор).

Основные параметры:

• текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А 4 (размер 210x297 мм);

• при компьютерной печати используется гарнитура шрифта Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный междустрочный интервал (28-30 строк на одной странице), ширина строки - 60-65 знаков (считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак), с использованием автоматического переноса;

• выравнивание по ширине строки;

• абзац равен пяти знакам.

Параметры страницы:

верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2,5 см, левое поле – 3,5 см, правое поле – 1 см.

В курсовой работе все страницы нумеруются кроме Титульного листа. На второй странице печатается Реферат(ставится цифра 2).

В дипломной работевсе страницы нумеруются кроме Титульного листа и Задания. На третьей странице печатестся Реферат(ставится цифра 3).

В конце любых заголовков (на титульном листе, в названии частей работы, таблиц, графиков) точка не ставится.

Все части курсовой/дипломной работы (реферат, аннотация, содержание, введение, главы (кроме подразделов глав), заключение, список использованной литературы) начинаются с новой страницы. Выводы по главампечатаются после окончания текста главы (не выносятся на отдельную страницу).

Рекомендуется выделять заголовки глав и разделов полужирным шрифтом или подчеркиванием.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛИНГВИСТИКА»

Санкт-Петербург

Шульженко Т.В., Тихонова Е.С. Методические указанияпо написанию курсовых и дипломных работ по направлению «Лингвистика». СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013.

Методические указания призваны оказать студентам помощь при написании курсовых и дипломных работ. Подробно рассмотрены этапы написания данных видов работ, их структура, описывается процесс выборки примеров, подбора литературы, способы цитирования, а также приводятся требования к оформлению работы и списка использованной литературы.

Методические указания предназначены для бакалавров, обучающихся по направлению «Лингвистика».

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

© СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013

Содержание

1. Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе ….
2. Цели и задачи курсовой и дипломной работы ……………………….
3. Структура работы ……………………………………………………...
  3.1 Список использованной литературы …………………………......
  3.2 Примеры библиографического описания ………………………...
  3.3 Интернет источники …………………………………………….....
4. Поиск и отбор литературы ………………………………………….....
5. Цитирование источников в тексте ……………………………………
6. Отбор фактического материала для работы ………………………….
7. Язык и стиль работы …………………………………………………...
8. Требования к оформлению работы ……………………………….......
9. Критерии оценки курсовой и дипломной работы …………………..

Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе

Курсовая работа является важнейшим видом учебной и научной деятельности студента. Написание курсовой работы расширяет и углубляет знания студента по той или иной дисциплине, способствует более глубокому овладению теорией, формирует у него навыки самостоятельной творческой работы.

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем дисциплины.

Курсовая работа пишется самостоятельно стилистически грамотным языком, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ее написанию и оформлению.

Объем курсовой работы рекомендован в пределах 25 - 35 страниц печатного текста без приложений.

Выпускная квалификационная работа (ВКР)бакалавра выполняется в формедипломной работы. Дипломная работа представляет собой законченное самостоятельное исследование на заданную тему, написанную лично автором под руководством научного руководителя, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы по направлению «Лингвистика».

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой и утверждаются приказом ректора Университета. Выпускнику предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из числа тем, предложенных научными руководителями. Студент имеет право предложить свою тему для выпускной работы, обосновав свой выбор и целесообразность исследования. Для утверждения своей темы необходимо получить разрешение выпускающей кафедры. Рекомендуемый объем дипломной работы - 50-60 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических указаний.

Цели и задачи курсовой и дипломной работы

Цели курсовой работы:

- расширение теоретических знаний, полученных при изучении конкретных и смежных дисциплин, а также их закрепление;

- формирование навыков самостоятельной работы при обработке и анализе научной литературы и других источников по теме работы;

- освоение методов научного исследования;

- развитие аналитических способностей, умений структурировать материал и делать обоснованные выводы и рекомендации по рассматриваемой проблеме;

- формирование навыков исследования, которые потребуются при выполнении выпускной квалификационной работы.

Дипломная работа имеет своей целью:

· выявление научных интересов и творческих возможностей студента;

· систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических умений по специальности;

· развитие навыков самостоятельной научной работы, проведения исследования и обобщения результатов исследования;

· углубление владения методикой исследования при решении поставленных в дипломной работе проблем;

· совершенствование приемов оформления документации, аргументации своей позиции и оценки выполненной работы.

Итогом дипломной работы является исследование актуальной научной проблемы на основе теоретических знаний, умений и навыков, приобретенных в вузе.

Структура работы

Курсовая и дипломная работа должны состоять из следующих частей:

· Титульный лист

· Задание на ВКР (только для дипломной работы)

· Реферат

· Аннотация (на английском языке)

· Содержание

· Определения, обозначения и сокращения (факультативно)

· Введение

· Основная часть: две (три) главы с выделением подразделов

· Заключение

· Список использованной литературы

· Приложения (факультативно).

· Титульный лист является первой страницей и выполняется по форме, установленной в университете. Для курсовых работ на титульном листе в строке «По дисциплине» указывается название дисциплины, а в строке «Тема» – обобщенная тема курсовых работ по определенной дисциплине. Ниже в скобках указывается фактическая тема исследования.

Тема дипломной работы должна соответствовать утвержденной приказом ректора.

На титульном листе работы, рядом со своей фамилией студент должен поставить подпись.

· Задание на дипломную работу – отдельная страница определенного образца, которую следует заполнять совместно с научным руководителем. Задание является исходным документом для планирования и выполнения всей дипломной работы. Задание должно включать: наименование, цель и область исследования; перечень документации, предъявляемой по окончании работы. Задание подписывается студентом, руководителем, при необходимости – консультантом, и утверждается заведующим кафедрой.

· Реферат (на русском языке) – краткое изложение содержания дипломной работы, включающее следующие аспекты: тему, цель работы; метод и методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы.

Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована тема работы, не должен содержать интерпретацию содержания дипломной работы, критические замечания и точку зрения автора. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, избегать лишних вводных фраз (например, «автор рассматривает…»), сложных грамматических конструкций. В пределах реферата необходимо соблюдать единство терминологии. Рекомендуемый объем текста реферата: 850 печатных знаков без пробелов.

· Аннотация (Abstract)представляетсобой краткий перечень следующих аспектов работы: тема, объект исследования, цели работы и ее основные результаты. Текст аннотации на английском языке аналогичен особенностям текста реферата. Рекомендуемый объем аннотации: 500 печатных знаков без пробелов.

· Содержаниепредставляет собой список заголовков разделов и подразделов курсовой/дипломной работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте.

· Определения, обозначения и сокращения (факультативно) – алфавитный список аббревиатур, условных обозначений и малораспространенных терминов, используемых в работе, с расшифровкой их значений или описанием содержания. Например:

ГЛП – грамматико-лексическое поле

КРФ – композиционно-речевая форма

МП – микрополе

· Во Введении (2-3 страницы) раскрывается актуальность избранной темы исследования, называется и кратко поясняется объект и предмет исследования, формулируется цель и основные задачиработы, указывается, какие материалы использованы при ее написании, определяются методы исследования, раскрывается структура работы, а также возможная практическая ценность полученных результатов. Цель исследования – прогнозируемый конечный результат исследования. Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью. Необходимо перечислять только действительно использованные в работе методы, например, сравнительный, описательный, сопоставительный методы, метод сплошной выборки, количественного подсчета, компонентного анализа и другие.

· Глава 1 (название главы) - теоретическая часть работы. В нее включается реферативный обзор наиболее актуальных вопросов рассматриваемой проблематики, описывается отражение исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе. На основании рассмотренных точек зрения автор работы должен сформулировать свою позицию по

Наши рекомендации