Оказание помощи, поддержки, услуги

Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность

«Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает.

Принятие благодарности

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Извинение

Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Лиза, что я сломал твою игрушку»).

Принятие извинения

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…»

Отказ

Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами …», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.

Требование

Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!»

Слушание

Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль.

Развернутое высказывание

Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», - этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала.

Исходя из вышесказанного могу сказать, что нам просто необходимо, как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу с детьми по формированию у них коммуникативных навыков, данная работа не только обогатит опыт детей, но и смягчит и даже полностью устранить сказанные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Так вот мы в нашей группе поставили перед собой такие задачи, как

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • упражнять детей в словообразовании по аналогии.

Нами были использованы такие игры как;

1. рукавичка,

2. сочини историю

3. секрет,

4. найди друга,

5. цветик семецветик.

Так же нами были проанкетированы родители на выявление уровня коммуникативности их детей, так большинство ответов показали, то, что на первый взгляд ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. При общении много говорит и требует что бы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям оскорбляет их. Скорее всего это наигранно, таким образом он скрывает эмоциональное переживание, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех,но в глубине души он может думать иначе. У нескольких детей были выявлены трудности в общении со сверстниками. В силу его застенчивости, замкнутости. Он не участвует в коллективных играх, спорах боится конфликтных ситуаций и наказания, часто плачет. И к большому сожалению было выявлено очень мало детей доброжелательных во взаимоотношениях со сверстниками. Тех кто готов выслушать и наладить контакт в общении с детьми.

Сейчас могу сказать, что наши дети стали лучше, что в свою очередь благоприятно сказалось на них.

Спасибо за внимание!

Литература

· «Дошкольная психология» Г.А Урунтаева. М., 1999 г

· «Развитие эмоционального мира детей» Н.А. Кряжева, Ярославль 1998 г

· С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», М., 2003 г

Наши рекомендации