Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной
Курс «Деловое общение» входит в вариативную часть цикла Б.1, относится к дисциплинам по выбору студента блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров по направлению 38. 03. 02 профиль Московского гуманитарно — экономического института и изучается на 1 курсе во 2 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Освоение студентами дисциплины «Деловое общение» тесно связано с такими дисциплинами, как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Логика», «Культурология», а также с профильными дисциплинами специализированных кафедр, что позволяет осуществлять будущим специалистам межкультурную коммуникацию на профессиональном уровне.
Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет в ходе которого оцениваются уровни теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах
3. Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
очная форма
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Контактная (всего),в том числе: | ||
Лекций (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет | ||
Самостоятельная работа (всего),в том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Решение практических ситуаций | ||
Подготовка научных докладов и сообщений | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет, включая аттестацию | + | + |
Общая трудоемкость, час Зачетные единицы | ||
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
Контактная (всего), в том числе | 36/2 | |
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | - | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего), в том числе | 18/0,5 | |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - |
Реферат | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | 18/0,5 | |
Под контролем преподавателя | - | - |
Вид промежуточной аттестации -зачет, включая консультацию | зачет | зачет |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
Зачетные единицы |
Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
очная форма обучения
Тематический план
направления 38.03.02 «Менеджмент»
очная форма обучения
Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | ||||
лекции | практические занятия | ||||||||
Этика делового общения | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Деловое общение: виды и формы | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Деловые переговоры | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Психологические особенности публичного выступления | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Невербальные особенности процесса делового общения | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Имидж делового человека | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Документационное обеспечение делового общения | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Зачет | |||||||||
Итого | 18/10* | ||||||||
заочная форма обучения
Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | ||||
лекции | практические занятия | ||||||||
Этика делового общения | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Деловое общение: виды и формы | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Деловые переговоры | 2* | ОК - 5 ОПК - 4 | |||||||
Психологические особенности публичного выступления | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Невербальные особенности процесса делового общения | 2* | ОК - 5 ОПК - 4 | |||||||
Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Имидж делового человека | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Документационное обеспечение делового общения | ОК - 5 ОПК - 4 | ||||||||
Зачет | |||||||||
Итого | 6/6* | ||||||||
* в интерактивной и активной форме
Программа курса
Тема 1. Этика делового общения по направлению «Менеджмент»
(ОК — 5, ОПК - 4)
Этика делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникации, конфликт, этические нормы общения: национально-психологические типы, универсальные этические и психологические нормы и принципы. Психология и общество, психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.**
Тема 2. Деловое общение: виды и формы по направлению
«Менеджмент (ОК — 5, ОПК - 4)
Понятие «деловое общение». Формы и виды делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, публичное выступление). Деловая беседа как основная форма делового общения. Функции деловой беседы: взаимное общение работников в одной деловой сфере; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности. Основные этапы деловой беседы: начало беседы; информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решения; завершение беседы. Начало деловой беседы: метод снятия напряжения, метод «зацепки», метод прямого подхода. Вопросы собеседников (закрытые, открытые, риторические, переломные, вопросы для обдумывания) и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников. Виды замечаний: невысказанные замечания, предубеждения, ироничные замечания, замечания с целью получения информации, замечания с целью проявить себя, субъективные замечания, объективные замечания, замечания с целью сопротивления.
Способы высказывания замечаний собеседнику: локализация, явное и грубое возражение, уважение, признание правоты, сдержанность в личных оценках, лаконичность ответа, контролирование реакций, недопущение превосходства. Психологические приемы влияния на партнера: «Имя собственное», «Зеркало отношений», «Прием воздействия улыбкой», «Золотые слова», «Терпеливый слушатель», «Присоединение».**
Тема 3. Деловые переговоры по направлению «Менеджмент»
(ОК — 5, ОПК - 4)
Деловые переговоры: понятие «деловые переговоры», их характер, определение целей. Стратегии ведения переговоров: позитивный тип; переговоры на основе взаимного учета интересов; динамика переговоров. Организация, методы и навыки ведения деловых переговоров (уточнение интересов и позиций сторон, обсуждение). Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Переговорное пространство**; три типа решений; **работа над соглашением (объективные критерии; метод консенсуса; метод большинства); закрепление решений.**
Тема 4. Психологические особенности публичного выступления по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК - 4)
Из истории ораторского искусства. Подготовка к выступлению: выбор темы, подготовка плана выступления, получение информации об аудитории. Начало выступления: установление личностного, эмоционального и познавательного контактов.
Удерживание внимания аудитории. «Образ оратора». Способы удержания внимания: обращение к слушателю, настроенность на слушателя, содержательность выступления, доступность изложения, сопереживание, доверительность, непринужденная манера изложения, убежденность и эмоциональность оратора. Использование невербальных средств общения, их специальное предварительное продумывание. Темп и драматизация речи. Завершение выступления. Культура речи делового человека: знание норм литературного языка, соблюдение основных требований к языку выступления, выразительность речи с использованием языковых средств. ** Функциональные стили: разговорный, науч-ный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный.** Использование художественных средств языка: синонимы, сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, олицетворение, риторическое восклицание, риторический вопрос, инверсия, градация, повтор, цитирование, противопоставление, предуведомление, намек.** Пословицы, поговорки, крылатые выражения в языке делового человека. **
Тема 5. Невербальные особенности процесса делового общения по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК - 4)
Понятие «невербальное общение». Средства невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика, поза, дистанция, интонация. Согласованность/несогласованность невербальных сигналов. Мимика: понятие психограммы, контакт глаз. Жестикуляция: классификация применяемых в деловом общении жестов (жесты открытости, подозрительности и скрытности, защиты, размышления и оценки, сомнения и неуверенности/уверенности, готовности к действию, несогласия и пр.). Поза: характерные позы в положении стоя и сидя; зависимость выбора позы от самооценки человека. Дистанция: интимная, личная, открытая, общественная зоны общения; зависимость дистанции от статуса человека. Размещение участников переговоров в рабочем кабинете за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника: угловое расположение, позиция делового взаимодействия, конкурирующе-оборонительная позиция, независимая позиция. Интонация и ее общая характеристика. Межнациональные особенности невербального общения.**
Тема 6. Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности по направлению «Менеджмент
(ОК — 5, ОПК - 4)
Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Из истории происхождения спора. Факторы, влияющие на характер спора: цель спора, количество участников, форма проведения. Классификация видов спора. Условия успешности протекания спора. Культура спора: предмет спора, позиции полемистов, употребление понятий, поведение участников спора, индивидуальные особенности участников спора, национальные и культурные традиции, уважительное отношение к оппоненту, выдержка и самообладание в споре. Психологические приемы убеждения в споре. Приемы воздействия на участников спора: применение юмора, иронии и сарказма; прием «возвратного удара»; прием «апелляция к публике». Вопросы в споре (корректные и некорректные; нейтральные, благожелательные, неблагожелательные, острые) и виды ответов (правильные и неправильные, позитивные и негативные). Нечестные приемы воздействия на участников спора: «ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит». Позволительные («оттянуть возражение», уточнение позиции) и непозволительные уловки (ставка на ложный стыд, «подмазывание аргумента», ссылка на возраст, образование, положение; перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», оскорбления, «обструкция») с целью воздействия на участников спора.
Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК - 4)
Понятие «конфликт» и его социальная роль. Понятия «конфликтоген», «конфликтная ситуация», «инцидент». Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, конфликт между личностью и
группой. Объективно и субъективно обусловленные конфликты. Типы поведения людей в конфликтной ситуации: «практик», «собеседник», «мыслитель». Причины конфликтов (стремление к превосходству, проявление агрессивности, эгоизма, информация). Факторы возникновения конфликтов: структурные, ценностные, отношений, поведенческие. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Стрессы и стрессовые ситуации. Фазы развития стресса. Классификация стрессов. Причины стрессового напряжения. Способы избегания стрессовых ситуаций.
Тема 8. Имидж делового человека по направлению «Менеджмент»
(ОК — 5, ОПК - 4)
Понятие имиджа. Качества, формирующие имидж: качества, позволяющие нравиться людям; качества, формируемые в процессе воспитания и образования; качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом.
Понятие «модель поведения». Модели поведения: этикетные и стратегические. Критерии выбора модели поведения: нравственная безупречность, соответствие закону и установленному в обществе порядку, учет конкретной ситуации, цель, самокритичная оценка, половая отнесенность личности. Телесный имидж: осанка (положение головы и шеи, плеч), походка, лицо, взгляд. Требования к внешнему виду. Эстетическая элегантность. Психологическая элегантность. Понятие «тактика общения». Требования к тактике общения. Механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение**.
Тема 9. Документационное обеспечение делового общения по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК - 4)
Документирование управленческой деятельности: понятие документирования; официальный документ; функции документов. Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности: документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы; унификация и стандартизация документов. Организационные документы (учредительный договор; устав; положения об организации; положения о структурных подразделениях; положения о совещательных органах). Общие правила оформления документов.
** вопросы на самостоятельное изучение