Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

СОДЕРЖАНИЕ

1. 1 Цель и задачи дисциплины (модуля)
2. 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
3. 3 Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
4. 4 Объем дисциплины (модуля)
5. 5 Содержание и структура дисциплины (модуля)
6. 6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
7. 7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
8. 8 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС.
9. 9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»)
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Цель и задачи дисциплины (модуля)

Цели дисциплины

Важность государственного регулирования экономики подтверждена как мировым, так и отечественным опытом. Вместе с тем, задачи и инструментарий этого регулирования применительно к условиям Российской Федерации лишь внедряются в практику управления.

Изучение дисциплины «Теория государственного регулирования экономики» должно подготовить будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов государственного и муниципального управления в сфере национальной экономики и финансов, социального развития, в том числе с использованием того положительного, что было в отечественной практике, а также зарубежного опыта

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Таблица 1

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОПК-3 Способность принимать организационно-управленческие решения Знать:основные характеристики объектов государственного регулирования; различные экономические теории и направления в экономической науке, связанные с выработкой экономической политики;
Уметь.анализировать основные социально-экономические процессы, происходящие в национальной и мировой экономике;
Владеть понятийно-терминологическим аппаратом социально-экономических исcледований;
ПК-1 Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований Знать.сущность государственного и муниципального регулирования социально-экономических процессов; факторы, обусловливающие формирование и развитие функций государства в экономической сфере в конкретных условиях хозяйствования;
Уметь.получать и использовать информацию, необходимую для ориентации в основных проблемах экономического развития;
Владетьисторическим подходом в анализе социально-экономических процессов и явлений общественной жизни;
ПК-2   Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования Знать:методы и формы государственного регулирования социально-экономических процессов; основные критерии эффективного регулирования экономики;.
Уметь:выбирать наиболее рациональные рекомендации различных научных направлений, связанных с осуществлением государственного регулирования экономики в той или иной конкретной ситуации;
Владеть: системным мышлением при анализе и синтезе различных объектов;
ПК-4 Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада Знать: законодательные акты, регулирующие отношения государства и бизнеса; способы обеспечения государством национальной экономической безопасности.
Уметь: формулировать приоритетные формы государственного регулирования экономики в конкретных условиях хозяйствования; анализировать зарубежный опыт использования инструментов государственного регулирования экономики и определять возможности его применения в российской практике.
Владеть:методологией изучения процессов формирования и развития социально- кономических систем различных уровней..

При освоении программы дисциплины принимаем, что уровни сформированности компетенций определяются:

«Знать» - базовый уровень;

«Уметь» - средний уровень,

«Владеть» - высокий уровень

Используя перечисленные выше компетенции, составляется Матрица формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины (модуля) (табл. 2).

Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 2

Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
Научные концепции и теории роли государства в экономике 16/22 + + +
Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики 12/18 +
Макроэкономическое и антимонопольное регулирование 20/28 + +
История и специфика государственного регулирования в России. Реформы и задачи модернизации. 24/32 + +
Особенности регулирования в отдельных отраслях и сферах народного хозяйства 20/26 + + +
Регулирование экономики на региональном и муниципальном уровнях. Поддержка малого бизнеса. 14/24 + + + +
ИТОГО 104/104        

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Теория государственного регулирования экономики» относится к профессиональному циклу, вариативная часть (индекс дисциплины – Б1.В. ОД.1).

Учебные дисциплины, модули практики, разделы, на которые опирается содержание данной учебной дисциплины:

Б.1.Б.1. История экономики

Б.1.Б.2 История и методология экономической науки

Б.1.Б.4 Геоэкономика и политология

Б1.В.ДВ.1.1 – Проблемы современной российской экономики

Знания, полученные в курсе «Теория государственного регулирования экономики», используются студентами при выполнении выпускных квалификационных работ и в дальнейшей практической работе.

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 академ. часов.

Таблица 3

Вид работы Трудоемкость (в акад.часах)
Общая трудоемкость 108/108
Контактная работа с преподавателем 28/26
Лекции 8/8
Практические занятия 16/14
Лабораторные занятия 4/ 4
Самостоятельная работа 44/73
Контроль 36/9
Формы текущего контроля Устный опрос, контрольная работа
Вид промежуточного контроля Экзамен

5. Содержание и структура дисциплины (модуля)[САП1]

Учебно-тематический план

Таблица 4

Наименование темы Всего часов В том числе, час. (очно/очно-заочно/заочно) Формы контроля (очно/очно-заочно/заочно)
Контактная работа Самост.работа
лекции практич. занятия Лабораторные занятия
всего Из них в интерактивной форме всего Из них в интерактивной форме  
Очная форма обучения
Тема 1. Государственный сектор как инструмент регулирования экономики. Методы регулирования государственного сектора.   УО* Т**
Тема 2. Государственно-правовое управление производственным сектором и отраслевой структурой производства - УО* Т**
Тема 3. Государственно-правовая поддержка конкуренции и конкурентоспособности товаропроизводителей - УО* Т**
Тема 4. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: инфляция и антиинфляционная политика - УО* Т**
Тема 5. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: безработица и политика занятости   УО* Т**
Тема 6. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: распределение доходов и социальная политика   УО* Т**
Промежуточная аттестация                
ИТОГО - Зачет
Заочная форма обучения
Тема 1. Государственный сектор как инструмент регулирования экономики. Методы регулирования государственного сектора. - Т** КР***
Тема 2. Государственно-правовое управление производственным сектором и отраслевой структурой производства   - Т** КР***
Тема 3. Государственно-правовая поддержка конкуренции и конкурентоспособности товаропроизводителей -   - Т** КР***
Тема 4. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: инфляция и антиинфляционная политика -   - Т** КР***
Тема 5. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: безработица и политика занятости   Т** КР***
Тема 6. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: распределение доходов и социальная политика       Т** КР***
Промежуточная аттестация               Т***
ИТОГО - Зачет

УО* – устный опрос

Т** – тест

КР*** – контрольная работа

Содержание дисциплины

Тема 1. Государственный сектор как инструмент регулирования экономики. Методы регулирования государственного сектора.

Понятие государственного сектора. Масштабы и структура государственной собственности. Основные органы управления государственной собственностью. Регулирующее воздействие государственного сектора. Критерии эффективности государственного сектора. Современная концепция управления государственной собственностью в России. Формы и методы регулирования государственного сектора. Коммерциализация государственных предприятий. Государственные концессии. Разграничение прав собственности и полномочий управления.

Роль государственного сектора и государственной собственности в системе макроэкономического регулирования различна. Важнейшая функция госсектора — аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Объем и состав государственной собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно выполнять возложенные на него функции. Но в любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказывается недостаточно эффективным или они вступают в противоречие с общенациональными интересами.

Основные понятия и термины: государственный сектор, государственная и муниципальная собственность, государственное предприятие, концессия, приватизация, национализация, владение, распоряжение, пользование собственностью, доверительное управление, аренда.

Тема 2. Государственно-правовое управление производственным сектором и отраслевой структурой производства

Роль государства в управлении производством. Государственная промышленная политика. Государственные закупки в системе управления производством.

Исторически представление о производстве складывалось как о материальном производстве, т.е. создании продуктов труда в материально-вещественной форме, в виде материально осязаемых вещей, предметов. Такое представление оказалось довольно живучим, сохранившимся у отдельных людей до сих пор. Сторонники концепции отнесения производства к изготовлению материальных ценностей разделяют экономику на производственную и непроизводственную сферы, характеризуя последнюю как предоставление услуг, осуществление интеллектуально-духовной деятельности, участие в управлении. По мере развития производства услуг, доля которых в валовом внутреннем продукте экономически развитых стран достигла половины, колоссального развертывания информационного производства разделение экономики на производственную и непроизводственную сферы стало носить условный характер.

Основные понятия и термины: материальное и нематериальное производство, сектор экономики, отрасль хозяйства (экономики), промышленная и налоговая политика, госзаказ, государственное предпринимательство, государственный протекционизм, конкурентоспособность, государственный стандарт, сертификация, реструктуризация.

Тема 3. Государственно-правовая поддержка конкуренции и конкурентоспособности товаропроизводителей

Конкурентный и монопольный рынки. Государственное противодействие монополизму. Государственное антимонопольное регулирование. Государственное регулирование естественных монополий. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Рыночная экономика способна эффективно функционировать только в условиях наличия конкуренции между участниками рынка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями, т.е. всеми, кто поставляет и предлагает к продаже свои товары. Вне конкуренции подлинно рыночная экономика не способна существовать, рынок вырождается как таковой, если на нем разные продавцы не обладают возможностью выставить на продажу близкие по виду товары.

В странах с рыночной экономикой государство заинтересовано в развитии конкуренции в ее форме, приближающейся к совершенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производимых товаров и услуг, снижению издержек производства и обращения, стремлению к более полному удовлетворению потребностей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.

В то же время органы государственной власти обладают ограниченными возможностями управления конкуренцией, включая ее стимулирование. В среде товаропроизводителей и продавцов товаров и услуг существует неистребимое стремление к монополизму и недобросовестной конкуренции во имя достижения собственных выгод и устранения соперников с рынка. Государство в лице органов власти препятствует монополизму посредством проведения антимонопольной политики, направленной на всемерное ограничение монополистических тенденций посредством запретов деятельности монополий, устранения их с рынков, принудительного дробления крупных компаний.

Основные понятия и термины: конкуренция, монополия, антимонопольная политика, доминирующее положение на рынке, аффилированная компания, аукцион, конкурс, ценовые ограничения, собственность, арендная плата, картельное соглашение, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов (товаров, страны).

Тема 4. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: инфляция и антиинфляционная политика

Инфляция как экономическое явление. Причины инфляционных процессов. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Постепенное повышение цен на блага не вызывает особых проблем — общество находит к нему пути приспособления. Сложнее обстоит дело в случае, когда цены меняются в течение краткого периода времени и на значительную величину.

Быстрый рост цен — с позиции общетеоретического подхода — означает нарушение устойчивости национальной валюты, и в этом смысле его можно считать формой проявления макроэкономического дисбаланса.

Понятие «инфляция» сложилось относительно давно (термин стали использовать во второй половине XIX в., в период Гражданской войны в Северной Америке). Экономисты пришли к выводу о том, что данное явление многоаспектно, что делает сложным определение его одной дефиницией.

Со второй половины XX в. инфляция приобрела статус одной из перманентных проблем мировой экономики, формой проявления неравновесного состояния экономики. Если до середины XX в. рыночный механизм мог самостоятельно вносить коррективы в процесс ценообразования (в значительной степени за счет конкуренции), а технический прогресс обеспечивал постоянный рост производительности труда, то в последующем прогресс динамики производительности труда замедлился, а рыночный механизм потерял способность самостоятельно ставить преграды общему повышению уровня цен.

Последнее обстоятельство и сформировало одну из задач экономического регулирования государства — антиинфляционную политику. В рамках этого направления регулирования осуществлялось множество различных мер.

Основные понятия и термины: инфляция спроса, инфляция предложения (издержек), антиинфляционная политика, макроэкономическое равновесие, индекс цен, кейнсианское направление, неоклассическое направление, дефляция.

Тема 5. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: безработица и политика занятости

Безработица как экономическая проблема, содержание, формы проявления. Причины безработицы с позиций различных экономических школ. Взаимодействие двух процессов: инфляции и безработицы. Государственная политика занятости.

Формой дисбаланса экономики безработица стала уже в первой половине XX в. В известном смысле безработица — некая плата, которую вынуждено нести общество за получаемый экономический эффект. Растущая в мире конкуренция стимулирует предпринимателей к постоянному поиску путей сокращения расходов на производственный фактор «труд».

Давая определение безработицы, следует обратиться к положению, выработанному Международной организацией труда (МОТ): безработным считается лицо, которое в рассматриваемом периоде не имело работы, занималось активным ее поиском и готово приступить к ее выполнению. Важным условием при этом считается регистрация безработного в органах службы занятости.

Поскольку основным ресурсом экономики является рабочая сила, поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики. Заметную специфику проявляет государственная политика занятости в условиях трансформируемой России. В дореформенный период значительная часть рабочей силы нашей страны была занята в ВПК. Отмена государственного заказа, нарушение кооперационных связей, прекращение запланированных поставок сырья и полуфабрикатов — все это поставило огромное количество предприятий на грань разорения. Полное их закрытие могло бы создать огромную армию безработных. Государству пришлось находить нетрадиционные (для стран развитой экономики) решения. Наиболее активными методами являются структуризация предприятий по различным видам собственности, выделение коммерческих подразделений, которые могли бы самостоятельно искать заказчиков, организация бартерного обмена продукцией между различными предприятиями, выплата работникам заработной платы в натуральной форме (продукцией, которую изготавливает их предприятие), предоставление работникам многомесячных отпусков и графика сокращенного рабочего дня.

Среди последующих организационных мер следует позитивно отметить организацию в России бирж труда, введение практики оплаты пособий по безработице, осуществление программ по профессиональной подготовке и переподготовке работающих.

Основные понятия и термины: естественный уровень безработицы, закон Оукена, стагфляция, конъюнктурный рост, кривая Филлипса, кривая безразличия, минимальный размер оплаты труда.

Тема 6. Проблемы в экономике страны и их государственно-правовое регулирование: распределение доходов и социальная политика

Распределение доходов в рыночной системе. Доходы в обществе, социальная обеспеченность и социальная дифференциация. Цели социальной политики государства.

Рыночная экономика по своей природе олицетворяет две противоположные тенденции: формирование имущественного неравенства, с одной стороны, и определенное социальное выравнивание — с другой. Следует учитывать, что рынок никогда не дает полного равенства. Это обусловлено следующим: во-первых, персональные участники рынка всегда различаются между собой (по знаниям, умениям или способностям). Во-вторых, на продвинутой фазе своего развития рынок достигает условий определенного социального равенства. Однако в рамках этого положения продолжается естественное стремление каждого участника к своему личному выигрышу. То есть рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства, но в определенных пределах.

Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов. Они представляют собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Доходы являются, как правило, результатом эко­номической деятельности.

Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни. Его использование возможно в более узком и более широком смыслах. В первом случае ориентиром является потребление материальных благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего в расчете на душу населения). Более широкое понимание уровня жизни предполагает использование такого критерия, как качество жизни. Этот показатель имеет обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с более зрелым пониманием обществом смысла человеческого существования.

Уровень благосостояния в любом обществе всегда дифференцирован. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровне доходов.

Основные понятия и термины: социальное равенство, страхование, социализм, теория благосостояния, оптимум Парето, уровень жизни, качество жизни, кривая Лоренца, кривая Лаффера, децильный коэффициент, индекс Джини.

Наши рекомендации