Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы
Установлено, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах, поэтому в этих группах снижается продуктивность.
4. Межгрупповые отношения “по горизонтали” и “по вертикали”
1. Отношения между группами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т. д.). Вариант этого сечения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.
2. Отношения между группами “по вертикали”, то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т. д.
Этот второй случай логично позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации.
В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.
Групповая идентификацияявляется установкой личности на принадлежность к определенной группе. Человек, отож-дествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.
Групповая идентификация состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого - и регулирует взаимоотношения человека в группе.
Когнитивный компонент установки, который заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами («у нас – так, а у них – так, поэтому у нас лучше»). Таким образом, в основе групповой идентификации лежат когнитивные процессы (познания окружающего социального мира).
Эмоциональнаясторона групповой идентификации заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда. Проявляется эмоциональный компонент в основном через невербалику (мимика, жесты и т. д.)
Эмоциональный компонент групповой идентификации включает в себя два более частных эффекта:
- эффект сопричастности, который выражается в том, что каждый член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.
- эффект эмоциональной поддержки, который проявляется в том, что каждый член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы.
Третий компонент установки - поведенческий: человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.