Задания для практических занятий

Задание 1

Вопросы.

1. Предмет психологии общения.

2. Классификации видов общения.

1.Приведите 2 определения коммуникации и 2 определения общения.

Что общего и различного между коммуникацией и общением?

2.Обозначения участников коммуникации: непарные (одинаковые для двоих): 1.коммуниканты, 2… 3…; парные (один посылает сообщение, другой принимает): 1.говорящий и слушающий, 2… 3….

Заполните пропуски в таблице

Виды общения

  Вид По какому основанию выделяется Характеристика Преимущества   Недостатки
Межличностное По количеству коммуникантов   Уделяет внимание личности, позволяет понять проблемы и эмоции человека Мало уделяет внимания практической задаче, знаниям
Личностно-групповое     Позволяет взаимодействовать с группой, укрепляет социальные связи Мало уделяет внимания личности
Межгрупповое     Сплачивает группы Не уделяет внимание личности
Массовое   При передаче сообщения от коммуникатора большому количеству людей одновременно Сплачивает группу, создаёт виртуальные группы Не уделяет внимание личности реципиента
Устное По каналу связи – … При устном общении передача информации осуществляется при помощи речи Невербальные средства и паралингвистика помогают лучше понять смысл сообщения Не позволяет создавать сложных сообщений. Главных идей – не больше трёх.
Письменное По каналу связи – … При письменном общении информация передаётся в виде текстов В письменном общении можно передавать информацию высокой сложности Время на восприятие удлиняется. Восприятие в отсутствие другого коммуниканта. Отсутствуют невербальные сигналы, помогающие понять смысл сообщения
Диалогическое   По количеству коммуникантов, создающих целостное сообщение Сообщение (текст) создают двое или больше коммуникантов Совместное взаимодействие, равноправие участников диалога, возможность спора и аргументации, внимание к личности и эмоциям Не позволяет передавать сложных знаний
Монологическое     Сообщение создаётся одним коммуникантом, остальные слушают (читают) Передаёт сложные знания Возможна потеря обратной связи
Целевое По целям Цель – в самом процессе общения, в общении с конкретной личностью, в её восприятии и получении от неё сигналов обратной связи Исключительное внимание к личности собеседника Отвлечение от практических задач
Инструментальное По целям Общение становится средством (инструментом) решения предметной задачи, находящейся вне процесса общения Решение практической задачи Отвлечение от личности другого коммуниканта; возможна манипуляция другим человеком, нанесение ему ущерба
Ритуальное   Строго выполняются правила поведения в особо важных ситуациях; реплики, движения, позы, жесты строго регламентированы Чёткая организация поведения группы людей в особо важных случаях, связанных с религией и политикой  
Формальное     Ориентировано на выполнение практических задач, использует одни и те же вербальные формулы Организация работы Трудность выражения сочувствия
Неформальное   Ориентировано на личность коммуниканта, на его переживания     Помогает понять другого человека, его личные проблемы, помочь ему делом и сочувствием. Трудность организации работы, в выполнении сложных практических задач, в передаче сложных знаний
Кратковременное          
Длительное          
Спонтанное        
Подготовленное        
Манипулятивное        
Вербальное        
Невербальное        
Непосредственное        
Опосредованное        
Опосредствованное        
Симметричное        
Асимметричное        
Автокоммуникация        
Виртуальное        

Поставьте цифры в пустующих графах и внизу напишите ответы.

Задание 2.

Заполните пропуски в таблице

Охарактеризуйте виды собеседников. Приведите примеры.

Вид Характеристика Преимущества Недостатки
Экстравертный      
Интровертный      
  Уверен в своих преимуществах при общении и демонстрирует их    
Мобильный      
    При чёткой организации работы не говорит ничего лишнего, его речь связана с практическими задачами  
Манипулятивный      
Эмпатичный      
  Переживает, демонстрирует эмоции, считает, что без эмоций общение безсмысленно    
Застенчивый      
Робкий      
Агрессивный      
Субъект затруднённого общения      

Объясните, в каких дисциплинах и в каких исследовательских ситуациях применяются данные обозначения участников общения. Найдите парные обозначения участников коммуникативного процесса, объединённые различными парадигмами знаний.

Адресант, адресат, продуцент, реципиент, отправитель, получатель, коммуниканты, коммуникатор, зрители, слушатели, автор, читатель, говорящий, слушающий, собеседники, партнёры.

Наши рекомендации