Психология межгрупповых отношений

Рассмотрим психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные принадлежностью к тем или иным социальным группам.

Этноцентризм –свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп.

В исследованиях, посвященных психологии межгрупповых отношений, Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов; чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти; стереотипность суждений и оценок; нетерпимость к неопределенности; склонность подчиняться людям, наделенным властью; нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

В своих исследованиях И.Берковитц продемонстрировал феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости.

Как показали экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитизма, только одного факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, (Г.Тэджфел и Д.Тернер). Внутригрупповой фаворитизм – тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой. Внешнегрупповая дискриминация – тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей».

Контрольные вопросы

1. Что относится к психологическим характеристикам группы?

  1. Дайте определение «малой группы».
  2. Чем отличаются временные малые группы от стабильных?
  3. Чем отличается референтная группа от нереферентной?
  4. Какова количественная характеристика малой группы?
  5. Какие процессы в развитии малой группы являются важнейшими?
  6. Какиепризнаки лидерства являются основными?
  7. Что отличает лидера от руководителя?
  8. Какие стили лидерства вы знаете?
  9. Какие формы групповой дискуссии вы знаете?
  10. Что такое «феномен группового давления»?

Литература

1. Агафонов А.В. Психология. Тексты лекций для студентов специальности 031600. - М.: МГТУ ГА, 2011. с. 140.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 187-235.

3. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 512-524. :ил.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. – с.469 - 582. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

5. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.170 – 187.

Тема № 2.3. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

2.3.1. Содержание, виды и структура психологии большой социальной группы.

2.3.2. Уровни развития больших социальных групп.

2.3.3. Стихийные группы и массовое движение.

2.3.4. Массовые явления в больших диффузных группах.

Содержание, виды и структура психологии большой социальной группы

Большая социальная группа в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно стихийно возникшие (неорганизованные), достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, долговременные, устойчивые (организованные) в своем существовании (социальные классы различные этнические группы (как их разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. А также специфическая общественная практика, с которой связана данная группа и относительная устойчивость, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Вместе взятые специфическиерегуляторы социального поведения и общественная практика дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми (интересы, ценности, потребности). В психологической характеристике названных больших групп определенную роль играет наличие специфического языка. Для одних групп (этнических)–это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп (профессиональные группы, молодежь и др.) «язык» может выступать как определенный жаргон. Но общие черты, свойственные большим группам нельзя абсолютизировать. Каждая из больших групп обладает своими особенностями, своим специфическим содержанием.

«Психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью.

Типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, т.е. в данном случае можно использовать методы этнографии по анализу некоторых продуктов культуры (изучение языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов». Одной из современных форм применения являются так называемые «межкультурные исследования», в ходе которых исследуются не только различные культуры, но и различные социальные группы. Наряду с экспериментальным исследованием уместен корреляционный метод исследования при изучении психологических характеристик больших групп. При изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании (в ходе анализа знаковых систем).

2.3.2. Уровни развития больших социальных групп.

В своем развитии социальные группы проходит ряд этапов. Согласно классификации Г.Г.Дилигенского таких уровня три :

Первый уровень (самый низкий) – типологический. Он характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам, которые могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осуществляя специфический вид деятельности.

Второй уровень (идентификации) характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. В примере типологического уровня этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности.

Третий уровень (уровень солидарности или интегрированности) предполагает, что члены группы осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. Продолжая вышеприведенный пример, предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику действия.

Наши рекомендации