Место дисциплины в структуре ооп впо

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины «Практикум по общей и экспериментальной психологии» является формирование прикладных умений и навыков применения методов психологии для исследования индивидуально-психологических особенностей человека, развитие у студентов способности использовать полученные знания для решения проблем личностного роста и повышения эффективности профессиональной деятельности.

Основные задачи курса «Практикум по общей и экспериментальной психологии»:

1) формирование системы психологических знаний о структуре и сущности познавательных процессов, о свойствах личности и механизмах их развития;

2) ознакомление с основными методами психологического исследования индивидуальных особенностей человека;

3) ознакомление с основными приемами произвольной регуляции психической активности, поведения и деятельности человека;

4) ознакомление с основными приемами саморазвития и стимулирование потребности личности в самоанализе и самовоспитании;

5) формирование культуры межличностных отношений;

6) формирование профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Практикум по общей и экспериментальной психологии» входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Модуль 2. Социально-педагогическая деятельность». ФГОС по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология и социальная педагогика».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения в вузе таких учебных дисциплин, как «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая антропология», «Анатомия и возрастная физиология».

2.1. Из курса «Общая и экспериментальная психология»

Освоив данную дисциплину, студент должен:

Знать: предмет, задачи, методы и основные категории психологической науки; природу психики, закономерности психической регуляции жизнедеятельности человека; основные психические функции и их физиологические механизмы; соотношение биологических и социальных факторов, роль деятельности в становлении и развитии высших психических функций человека; механизмы формирования и развития личности, роль биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей; значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека; теории личности.

Уметь: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т.д.); установить контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

Владеть: методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния; навыками эффективного взаимодействия с партнерами с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

2.2. Из курса «Педагогическая антропология»

Освоив данную дисциплину, студент должен:

Знать: о человеке как существе социальном, как личности и индивидуальности; о взаимосвязях физического, психического и социального в человеке; представления о возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития человека; современные представления о социальных явлениях и процесса, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития личности при различных видах дезонтогенеза.

Уметь:проводить корреляцию между переменными личностными качествами человека; использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды.

2.3. Из курса «Анатомия и возрастная физиология»

По окончании изучения курса студент должен:

Знать: вопросы общей и частной анатомии и физиологии, физиологии высшей нервной деятельности человека; закономерности роста и развития детского организма; возрастные особенности строения и работы физиологических систем организма; специфические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков; индивидуально-типологические особенности ребенка; физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Уметь: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников.

Владеть: методами изучения функционального состояния организма, оценки индивидуальных анатомо-физиологических, психофизиологических, индивидуально-типологических особенностей человека; методиками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка, его готовности к школе.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин:

· «Психология развития»,

· «Социальная психология»,

· «Качественные и количественные методы психологических исследований»,

· «Психолого-педагогическая диагностика».

· «Клиническая психология»,

· «Социальная педагогика»,

· «Педагогическая психология».

Наши рекомендации