Категория литературного героя.
Персонаж – любое действующее лицо, которое принимает участие в действии или упоминается эпизодически. Персонаж – важный конструктивный элемент: влияет на развитие сюжета. Персонаж – источник оценки. Персонажи – активные части художественного мира, взаимно отражаясь друг в друге, они придают этому миру объем и достоверность. В зависимости от роли, которую персонажи играют в событиях, их делят на первостепенных (главных), второстепенных и эпизодических.
Персонажей первого плана часто называют героями, не зависимо оттого, является персонаж положительным или отрицательным. Термин «герой» несет в себе коннотации (добавочные смыслы), связанные со сверхчеловеческим началом, героизмом и положительными качествами. В теории литературы этот термин используется шире, применительно к любым персонажам, играющим центральную роль в повествовании. Герой – это персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску. Герой – это центральный персонаж произведения (или один из центральных), который проявляет себя в действиях, активно влияет на развитие событий. Герой – лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя. Эмоциональное отношение к герою является заданным в произведении.
Герой не является необходимой принадлежностью фабулы. Фабула как система мотивов может обойтись без героя и его характеристики. Герой является в результате сюжетного оформления материала и является, с одной стороны, средством нанизывания мотивов, с другой – как бы воплощенной и олицетворенной мотивировкой связи мотивов.
С точки зрения Б.Томашевского, «герой является в результате сюжетного оформления материала и является с одной стороны средством нанизывания мотивов, а с другой – как бы воплощенной и олицетворенной мотивировкой связи мотивов». М. Бахтин писал: «Герой, таким образом, оказывается лишь одним из элементов композиционного построения, да еще внешне понятого. Между тем герой только тогда и может нести композиционные функции, если он является тематическим элементом». Так, О.М. Фрейденберг показала на материале архаической литературы, что «значимость, выраженная в имени персонажа <...> развертывается в действие, составляющее мотив; герой делает то, что семантически сам значит». Приемом узнания персонажа является его «характеристика». Под характеристикой она подразумевает систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его «характер».
Простейшим элементом характеристики является называние героя собственным именем. В элементарных фабулярных формах достаточно простого присвоения герою имени, без всякой иной характеристики («отвлеченный герой»), чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для фабулярного развития. Например, имена-символы. Имя указывает на социальный статус персонажа, его национальную принадлежность, обладает определённым историко-культурным ореолом, проявляется авторская модальность. Имена персонажей могут предопределить формы их поведения в тексте (имя Масловой в романе Л.Н.Толстого «Воскресение» - Катюша, Катерина - (вечно чистая) - предсказывает возрождение души героини). Н.В.Гоголь долго мучился с именем своего героя. Сначала у бедного титулярного советника в «Шинели» имени совсем не было. Затем в рукописи он стал именоваться Акакий Акакиевич Тишкевич, после Башмак, Башмаков, Башмачкин, что придаёт образу трогательность и детскую незащищённость. Фамилия и заглавие объединены автором вещами. В имени и отчестве выделяем похожесть, «аканье», вопрос, «А какой?». У Л.Н.Толстого фамилии повторяются (Нехлюдовы, Каренины). У Бальзака самый популярный герой «Человеческой комедии» - Эжен, а положительная героиня - Эжени. Имя пушкинского Евгения Онегина обладает корневым созвучием. Главную нагрузку в фамилии героя несёт - нега. Это слово часто встречается при характеристике героя «оттенки зимних нег», «красных дней в беспечной неге не считая». В «Станционном смотрителе» герою даётся библейское имя Самсон, а фамилия чисто русская - Вырин - пушкинская усмешка. Фамилии персонажей Ф.М.Достоевского своего рода псевдонимы — Карамазовы, Верховенский, Ставрогин, Вермилов. В реальности таких фамилий не было. Имя Лариса, принадлежащее героине Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго», по-гречески означает «чайка», тут можно вспомнить чеховскую «Чайку».
В более сложных построениях требуется, чтобы поступки героя вытекали из некоторого психологического единства, чтобы они были психологически вероятными для данного персонажа (психологическая мотивировка поступков). В таком случае герой награждается определенными психологическими чертами.
Характеристика героя может быть прямая (о его характере сообщается непосредственно или от автора, или в речах других персонажей или в самохарактеристике («признаниях») героя) и косвенная (характер вырисовывается из поступков и поведения героя). Частным случаем косвенной или наводящей характеристики является прием масок, т.е. разработка конкретных мотивов, гармонирующих с психологией персонажа. Так, описание наружности героя, его одежды, обстановки его жилища (Плюшкин у Гоголя) – все это приемы масок. Маской может служить не только наружное описание, но и самое имя героя («Правдины», «Милон», «Стародум»).
В приемах характеристики персонажей следует различать два основных случая: 1. характер неизменный, остающийся в повествовании одним и тем же на всем протяжении фабулы; 2. характер изменяющийся, когда по мере развития фабулы мы следим за изменением самого характера действующего лица. Здесь элементы характеристики входят тесно в фабулу, и самый перелом характера (типичное «раскаяние злодея») есть уже изменение фабульной ситуации.
Маской героя могут быть лексика героя, стиль его речей, темы, им затрагиваемые в разговоре.
Второстепенные персонажи играют в произведении существенную роль, однако, в отличие от его героев, не находятся в центре внимания и вводятся в качестве вспомогательного средства развития сюжета, для добавления дополнительных смыслов, возникающих из их противопоставления другим персонажам.
Эпизодические персонажи также могут играть некоторую роль в повествовании, но появляются случайно, мимоходом.
В лирическом произведении есть ощущение личности, стоящей за стихотворением. Ее принято называть лирическим героем.
Персонажи обычно подвергаются эмоциональной окраске. В самых примитивных формах мы встречаем добродетельных и злодеев. Здесь эмоциональное отношение к герою (симпатия или отталкивание) разрабатывается на моральной основе. Положительные и отрицательные «типы» – необходимый элемент фабульного построения.
Система персонажей бывает: замкнутая (количество персонажей определено) и разомкнутая (бесконечное число персонажей).
Отношения между персонажами выражаются следующими формами: параллелизм (князь Андрей - Пьер); скрещение судеб (Раскольников - Мармеладов); противопоставление (Ленский - Онегин); «крещендо» (Манилов - Коробочка - Ноздрёв ...), «случайный персонаж» (утопленница в «Преступлении и наказании).
Исследователь Н.Фрай предложил типологию героев в зависимости от их соотношения с другими людьми:
1. Герой мифа. Он превосходит других людей по качеству. Не будучи человеком, он не принадлежит этому миру, не подчиняется его законам, не затрагивается законами человеческого общежития.
2. Герой сказания. Являясь человеком, он превосходит других людей по степени, обладает какими-то исключительными качествами, его поведение чудесно и сверхъестественно. Не зависит от условий земного существования.
3. Герой высоко миметического модуса. Он превосходит других людей по степени, является обычным человеком и зависит от условий земного существования. Обладает некоторыми высокоценными, положительными качествами, которые отличают его от остальных людей (вождь, ученый, пророк и др.).
4. Герой низкого миметического модуса. Он не отличается от других людей. Это герои комедий, реалистической литературы. В нем отсутствует сверхчеловеческое, поэтому в нем есть достоинства и недостатки. Этот герой не является отрицательным.
5. Герой иронического модуса ниже остальных людей. Жизнь такого героя полна несвободы, абсурда, нелепостей, поражений. К этой категории принадлежат и отрицательные герои.
Персонаж, который, имея общие, типичные черты, отличается высокой степенью индивидуальности, в литературоведении называют характером. Понятие «характер» акцентирует внутреннюю сторону персонажа, его качества, природные свойства. Характер персонажа делает его поступки закономерными и объяснимыми, потому что благодаря характеру автору удается свести мотивировку поступков к очевидной причине.
Характер – завершенная, неповторимая личность. Характер противостоит типу – персонажу, которому не свойственна индивидуализация и который представляет характерные черты той или иной группы, профессии, социального слоя и пр.