Категория плоти, категория разума, категория милосердия

829. Бесконечное расстояние, пролегающее между плотью и разумом, являет собой образ еще более бес­конечной бесконечности, которая пролегает между разу­мом и милосердием, — ибо оно не от мира сего.

Весь блеск величия отнюдь не заманчив для людей, чья жизнь проходит в поисках разума.

Величие людей, исполненных разума, остается не­зримым для венценосцев, богачей, военачальников — для всех, кому ведомо только плотское величие.

Величие мудрости, лишь Господом ниспосылаемой, остается незримым и для людей плотских, и для наде­ленных разумом. Весь род людской делится на эти три несхожие меж собою категории.

У великих людей, осененных гением, своя Держава и свой блеск, свое величие, свои победы, ореол своей славы, и они думать не думают о плотском величии, с которым не имеют ничего общего. Не глазами дано их созерцать, а разумом: этого довольно.

У святых своя держава и свой блеск, свои победы, ореол своей славы, и они думать не думают о величии плоти или разума, с которыми не имеют ничего общего, ибо ни то ни другое не может что-либо прибавить или отнять. Их зрит' Господь, их. зрят ангелы, но они не­зримы для плотских глаз и для глаз любопытствующего разума; им довольно очей Господа!

Не достигни Архимед славы, он все равно был бы столь же почитаем. Он не усладил людские взоры зре­лищем возглавляемых им сражений, но обогатил людской разум своими изобретениями. В каком блеске явился он этому разуму!

Иисус Христос, не обладавший земными благами и не сделавший никаких открытий в земных науках, окру­жен ореолом святости. Да, Он ничего не изобрел, да, Он не восседал на троне, но Он был исполнен смирения, терпелив, свят, свят, свят в очах Господа, грозен для духов зла, безгрешен. Какой величавой торжественно­стью, каким беспримерным блеском окружено Его При­шествие для зрячих сердец, созерцающих Мудрость!

Ни к чему было бы Архимеду в книгах по геометрии разыгрывать из себя царственную особу, хотя в помя­нутой области он и впрямь был царем.

Ни к чему было бы Господу нашему Иисусу Христу, дабы воссиять в Своем царстве святости, пришествовать туда во всем величии царя, потому Он и пришествовал во всём ореоле Своей святости.

До чего же смехотворно негодовать на ничтожность положения Иисуса Христа, словно подобная ничтож­ность — той же категории, что и явленное Им величие! Стоит вдуматься в это величие, которым преисполнено все, — Его жизнь, Его Страстные муки, Его безвест­ность, Его смерть, избранничество Его учеников, Его покинутость ими, Его тайное Воскресение из мертвых, — стоит вдуматься — и столь великим предстанет это ве­личие, что никому в голову не придет негодовать на оную никогда не существовавшую низменность.

Но иные люди способны восхищаться только плот­ским величием, как будто не существует величия разума, а другие — только величием разума, как будто не су­ществует неизмеримо более высокого величия мудрости!

Все тела, вместе взятые, мироздание, звезды, земля с ее державами не стоят и самого посредственного ра­зума, ибо он способен познать и все плотское, и самого себя, а плоть ничего не способна познать.

Все плотское, вместе взятое, и все разумное, вместе взятое, и все, что они порождают, не стоит самомалей­шего порыва милосердия. Оно относится к совсем иному порядку явлений — к явлениям сверхъестественным.

Из всего плотского, вместе взятого, не выдавить ни единой самомалейшей мыслишки: это невозможно, они — явления разных категорий. Из всего плотского и всего разумного не извлечь ни единого порыва милосердия: это невозможно, милосердие — явление другой категории, оно сверхъестественно.

Жизнь сверхъестественная

830. При всем при том. Невозможно не признать, что в христианской вере есть нечто поразительное. “Вы потому так говорите, что воспитаны в ней!” — скажут мне. Как раз наоборот, именно поэтому я сопротивляюсь ей, что боюсь предвзятости; но пусть я и воспитан в этой вере, тем не менее не могу не видеть, до чего она поразительна.

831. Пророчества, даже чудеса и другие доказатель­ства истинности нашего вероучения не таковы, чтобы считать их неоспоримыми. Но не относятся они и к чис­лу тех, которым если и верят, то разве что недоумки.

Значит, в них ровно столько очевидного и неясно­го, чтобы одних просветить, а другим затемнить разум. И все же убедительность их такова, что берет верх над сомнительностью или, во всяком случае, равна ей; сле­довательно, у разума нет оснований отвергать христиан­ство, а из этого, в свою очередь, следует, что отверга­ющими движет похоть и въевшаяся в сердце порочность. Но так как доводов, опровергающих христианство, всег­да больше, нежели доводов, подтверждающих его ис­тинность, то невольно приходишь к заключению, что идущих по пути праведному ведет не разум, а Господня благодать, а отступающих от него гонит не разум, а похоть.

Vere discipuli, vere israelita, vere liberi, vere cibus[181].

832; Чья бы то ни было привязанность ко мне, пусть она идет от полноты сердечной и ничем не омра­чена, все равно несправедлива. Я ввел бы в обман тех, в ком постарался бы зародить это чувство, потому что ни для кого не являю собой конечную цель существования и никого ничем не могу довольствовать. Раз­ве я не стою на пороге смерти? Следовательно, пред­мет их привязанности умрет. И значит, точно так же, как я был бы виноват, сознательно внушив людям ве­ру в заведомую неправду, пусть даже весьма осторож­но и к вящему удовольствию обеих сторон, я вино­ват, зародив в ком-то любовь ко мне; поэтому, если я стараюсь завоевать приязнь людей ко мне и они поддаются столь неправому чувству, мой долг — осте­речь их, как я остерег бы, пренебрегая собственной выгодой, от любой неправды, ибо вся наша жизнь и все наши помыслы должны быть сосредоточены только на стремлении стать угодными Господу Богу или на поисках Его.

Она всем доступна

833. Все, что способны познать лишь просвещен­нейшие умы, — все это христианское вероучение пре­подает своим чадам.

834. Другие вероучения — к примеру, язычество — более доступны пониманию простого народа потому, что сосредоточены на мире внешнем, но люди более просве­щенные их не приемлют. Таким людям куда более под стать вероучения чисто умозрительные, которые просто­му народу совершенно чужды. Всем по росту одно толь­ко христианское вероучение, ибо сочетает в себе все, что касается и мира внешнего, и мира внутреннего. Оно возвышает простолюдинов до постижения внутреннего мира, оно низводит гордецов во внешний мир: именно это сочетание обоих миров и придает ему такое совер­шенство, ибо народу следует постигать разум, одухотво­ряющий букву, меж тем как разумникам следует под­чинить свой разум букве.

835. Не удивляйтесь тому, что простые люди пре­исполнены нерассуждающей веры. Господь сподобил их любви к Нему и ненависти к самим себе. Он склоняет сердца этих людей к вере. Человек никогда не проник­нется деятельной и неколебимой верой, если Господь не склонит его сердца, но, склоненный Им, сразу уверует. И это хорошо понимал царь Давид, когда говорил: “Inclina cor meum, Deus, in [testimonia tua]”[182].

836. Христианское вероучение доступно пониманию всех, кто хоть сколько-нибудь наделен разумом. Одни ограничиваются исполнением обрядов, но суть этой веры такова, что и обрядов довольно для постижения сокрытой в ней истины. Другим под силу чтение апостолов. Наи­более просвещенные постигают все вплоть до сотворения мира. Ангелы зрят еще многое другое и с большей высоты.

837. Если человек, никогда не читавший Ветхого и Нового Заветов, преисполнен веры, значит, есть в его душе святое расположение к ней и все, что он слышит о христианстве, находит в нем внутренний отклик. Такие люди жаждут любить только Бога, жаждут ненавидеть только самих себя. Они чувствуют, что у них не хватит для этого сил, что, предоставленные самим себе, не обрящут Бога, что так никогда и не причастятся Ему, если Он к ним не снизойдет. И они внемлют словам, сказанным в поучение всех христиан, что любить должно только Бога, а ненавидеть только самих себя, но что род чело­веческий погряз в грехах и потому не способен прийти к Богу, и тогда Сам Бог вочеловечился, дабы соединиться с нами. И этого довольно для убеждения людей, уже сердечно расположенных к вере, уже равно познавших и свой долг, и свою неспособность его исполнить.

838. Иные христиане, ничего не знающие ни о про­рочествах, ни о других свидетельствах, тем не менее судят о нашей вере так же правильно, как те, кто этими зна­ниями обладает. Дело в том, что они судят сердцем, а все прочие судят умом. К вере их склонил Сам Господь, так что убеждения этих людей весьма основательны.

Я готов признать, что вот такой Христиании, испол­ненный веры, но не знающий никаких доказательств, вряд ли сможет наставить на путь истинный хотя бы одного иноверца, который тоже будет отстаивать свою правоту. Но люди, искушенные во всех доказательствах, возразят, что христианин, о котором идет речь, причащен вере Са­мим Господом, хотя доказать это не способен. Ибо Гос­подь сказал в Своих пророчествах (а Его слова — ис­тинно пророчества), что в царствие Иисуса Христа Он изольет Свой Дух на все народы и что сыны, дочери и малые дети Церкви начнут пророчествовать, из чего с неоспоримостью следует, что Дух Божий нисходит на тех, кто полон сердечной веры, и только на них.

839. Не ропщите на Господа за то, что Он так сокрыт от нас, но возблагодарите за то, что так нам явлен; и еще возблагодарите за то, что Он сокрыл Себя от исполненных гордыни мудрецов, недостойных познать Его высочайшую святость.

Познают Господа люди либо наделенные смиренным сердцем и, независимо от их ума, великого или малого, любящие все малое, либо люди, наделенные таким умом, что ясно видят, в чем истина, даже тогда, когда вовсе этого не желают.

Таинство любви Господней

840. Eorum qui amant[183].

Господь склоняет сердца тех, кого любит.

Deus inclinat corda eorum[184].

Тот, кто любит Его.

Тот, кого любит Он.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

[1]Что познали из любопытства, то утратили из-за гордыни (лат.).

[2]Скорее устрашением, чем поучением (лат.).

[3]Излишнюю пышность урежет (лат.).

[4]Ты говорил скорее как поэт, нежели как человек (лат.).

[5]Ни в чем излишка (лат.).

[6]Воздерживайся и терпи (лат.).

[7]He обратятся, чтобы Я исцелил их (лат.).

[8]И прощены будут им грехи (лат.).

[9]Обо всем познаваемом (лат.).

[10]Благодеяния приятны лишь до тех пор, пока есть какая-то возможность их оплатить. Если же они намного превышают эту возможность, наша признательность превращается в ненависть (лат.).

[11]Каким образом тело соединяется с духом, человек постичь не в состоянии, а между тем это и есть человек (лат.)

[12]Центробежная сила (лат.).

[13]О, смехотворнейший из героев! (лат.)

[14]Худые сообщества развращают добрые нравы (лат.).

[15]О властвующем над миром общественном мнении (итал.).

[16]Вот он, сделав великое усилие, собирается изречь великие глупости (лат.).

[17]Словно есть большее несчастье, чем власть воображения над человеком (лат.).

[18]Человек не удивляется тому, что часто видит, даже если он не знает, почему это происходит. А вот если происходит такое, чего раньше не видел, это он считает чудом (лат.).

[19]Солнечная губка (лат.).

[20]Всякая тварь (лат.).

[21]Сгустком зла (лат.).

[22]Свирепое племя, для которого немыслима жизнь без оружия (лат.).

[23]Озаряет светочем земли (лат.).

[24]Счастлив, кто мог... Счастлив, ничему не удивляясь (лат.).

[25]Счастлив, кто мог познать причины вещей (лат.).

[26]Ничему не удивляться — вот почти единственный способ стать и остаться счастливым (лат.).

[27]Из этих мнений (лат.).

[28]Повсюду я искал покой (лат.).

[29]Нам уже ничего не принадлежит; то, что я называю “нашим”, понятие условное (лат.).

[30]Преступления совершаются по постановлению сената и народа (лат.).

[31]Некогда мы страдали из-за наших пороков, теперь страдаем нз-за наших законов (лат.).

[32]И так как он не ведает истины, дарующей освобождение, ему лучше быть обманутым (лат.).

[33]Об истинном праве (лат.).

[34]Стремлению отогнать (лат.).

[35]Я человек испытавший (лат.).

[36]Всякая тварь покорилась суете. Освобождена будет (лат.).

[37]Сильным мира сего перемены по вкусу (лат.).

[38]Уход и возвращение (лат.).

[39]Бог сокровенный (лат.).

[40]Ослепление пустяками (лат.).

[41]И труженик лепит Бога (лат.).

[42]Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (лат.).

[43]Поистинне, Ты — Бог сокровенный (лат.).

[44]По постановлению сената и народа совершаются жестокости (лат.).

[45]Нет такой нелепости, которая не была бы сказан кем-либо из философов (лат.).

[46]Те, кто привержен… к тому или иному учению, они вынуждены защищать даже то, с чем сами не согласны (лат.).

[47]В чтении, как и во всем, мы страдаем неумеренностью (лат.).

[48]Каждому более всего подобает то, что ему больше свойственно (лат.).

[49]Так изначально установила сама природа (лат.).

[50]Для благомыслия довольно прочесть немного (лат.).

[51]Ведь, сама по себе не постыдная, становится постыдно, когда ее восхваляет толпа (лат.).

[52]Мне нужно так, ты поступай по-своему (лат.).

[53]Ведь не часто бывает, чтобы кто-нибудь в достаточной мере боялся себя (лат.).

[54]Столько богов, суетящихся вокруг одного человека (лат.).

[55]Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением по­знание (лат.).

[56]Я не стыжусь, подобно этим людям, признаться в незнании того, чего не знаю (лат.).

[57]Лучше пусть не начинаются (лат.).

[58]Чтобы ты мог довольствоваться самим собой и порожден­ными тобою благами (лат.).

[59]То неведомое, что вы ищете, вам возвещает вера (лат.).

[60]Никого нельзя назвать счастливым до его кончины (лат.).

[61]Радость моя была с сынами человеческими (лат.).

[62]Излию от Духа Моего на всякую плоть (лат.).

[63]Вы — боги (лат.).

[64]Всякая плоть — трава (лат.).

[65]Но человек в чести не пребудет, он уподобится животным (лат.).

[66]Сказал я в сердце своем о сынах человеческих (лат.).

[67]Премудрее человеков (лат.).

[68]Глупость, нелепость (лат.).

[69]Если не будете как дети (лат.).

[70]Приклони сердце мое. Господи! (лат.)

[71]Праведный верою жив будет (лат.).

[72]Вера от слышания (лат.).

[73]Верую (лат.).

[74]Знаю (лат.).

[75]Чтобы не упразднить креста Христова (лат.).

[76]Раздирайте сердца ваши (лат.).

[77]Помилуй (лат.).

[78]Уповая (лат.).

[79]Постановления недобрые (лат.).

[80]Сказал Господь (лат.).

[81]И поставлю завет Мой между Мною и тобою... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим. 9: Ты же соблюдай завет Мой (лат.).

[82]К Гаю (лат.).

[83]Мечом Твоим, Сильный (лат.).

[84]О, если бы записаны были слова мои (лат.).

[85]А я знаю, Искупитель мой жив (лат.).

[86]Седи одесную Меня (лат.).

[87]Возгорится гнев (лат.).

[88]Ибо Он укрепляет вереи (лат.).

[89]Агнца, закланного от сотворения мира (лат.).

[90]Жертва в вечности (лат.).

[91]Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: “встань” (лат.).

[92]Берн[ард], Последн[ие] пропов[еди], о вестнике (лат.).

[93]Чтобы знали... тебе говорю: встань (лат.).

[94]Истинные иудеи, истинно свободные (лат.).

[95]Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (лат.).

[96]Запечатай откровение при учениках Моих (лат.).

[97]Да не узрят... (лат.)

[98]“Будучи человек, делаешь Себя Богом”. “Написано в за­коне: вы боги, и не может нарушиться Писание”. “Эта болезнь не к смерти”. “Лазарь уснул”. “Тогда сказал им прямо: Лазарь умер” (лат.).

[99]Поистине, Ты — Бог сокровенный (лат.).

[100]Ты будешь ощупью ходить в полдень (лат.).

[101]Подают умеющему читать книгу, и тот отвечает: “Не умею читать” (лат.).

[102]Загадка (лат.).

[103]Народу непослушному и упорному (лат.).

[104]Пронзили (лат.).

[105]От всех беззаконий (лат.).

[106]Входя в мир (лат.).

[107]Если бы Я не сотворил (лат.).

[108]Мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (лат.).

[109]Если бы Я не сотворил... то не имели бы греха (лат.).

[110]Не потому, что видели чудеса, но потому, что насытились (лат.).

[111]Освящением и камнем преткновения (лат.).

[112]Количественное (лат.).

[113]Количественно равное (лат.).

[114]Мало того, что... (лат.)

[115]Свет к просвещению язычников... (лат.)

[116]Не сделал Он того никакому другому народу (лат.).

[117]Сделал Он это всем народам. Мало того, что... (лат.)

[118]“Пейте из нее все” (лат.).

[119]В нем все согрешили (лат.).

[120]“Друг, для чего ты пришел?” (лат.)

[121]Излию от Духа Моего (лат.).

[122]“Зачем мятутся народы... цари земли... против Помазанника Его” (лат.).

[123]Заслужил искупление (лат.).

[124]Заслужил причащения столь священным членам (лат.).

[125]Достоин причащения столь священным членам (лат.).

[126]Я не достоин (лат.).

[127]Кто ест недостойно (лат.).

[128]Достоин приять (лат.).

[129]Помоги мне стать достойным (лат.).

[130]В общем (лат.).

[131]В частности (лат.).

[132]Просящим дано будет (лат.).

[133]“Праведный да творит правду еще” (лат.).

[134]Бог сокровенный (лат.).

[135]И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (лат.).

[136]Господь, обратившись, взглянул на Петра (лат.).

[137]Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус: “Если вы пребудете... то вы истинно ученики Мои и истина сделает вас свободными”. Ему отвечали: “Мы семя Авраамово и не были рабами никому” (лат.).

[138]Ты господствуй над вожделением твоим (лат.).

[139]Путь, истина (лат.).

[140]Сокрушенное сердце (лат.).

[141]Похоть чувств, похоть знания, похоть господства (лат.).

[142]Хвалящийся, хвались Господом (лат.).

[143]Соединяющийся с Господом есть един дух (лат.).

[144]Волнение (лат.).

[145]Сном своим (лат.).

[146]Образ мира сего (лат.).

[147]Враги Господа будут лизать прах (лат.).

[148]Один я перейду (лат.).

[149]Будешь есть хлеб твой (лат.).

[150]Хлеб наш (лат.).

[151]И не входи в суд (лат.).

[152]Чем любой человек лучше, тем он хуже, если самому себе то, чем он хорош, приписывает (лат.).

[153]Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (лат.).

[154]Более достойный палочных ударов, нежели поцелуев, я не испытываю страха, ибо полон любви (лат.).

[155]Не прикасайся ко Мне (лат.).

[156]Восскорбеть Самому (лат.).

[157]Встань. Ходи (лат.).

[158]Как сквернавец — свою грязь (лат.).

[159]Будете как боги, знающие добро и зло (лат.).

[160]Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (лат.).

[161]Придите (лат.).

[162]Что надлежало бы? (лат.)

[163]Если бы ангел... (лат.)

[164]Всякое царство, разделившееся... (лат.)

[165]“Перстом Божиим... достигло вас царство Божие” (лат.).

[166]Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не верили в Него. Да сбудется слово Исаии-пророка: “...ослепил” и т. д. Это сказал Исайя, когда видел славу Его и говорил о Нем (лат.).

[167]Иудеи требуют чудес, и еллнны ищут мудрости, а мы про­поведуем Христа распятого. Но полным-полно чудес, но пол­ным-полно мудрости. Вы же требуете нераспятого Христа и ве­роучения, не ведающего ни чудес, ни мудрости (лат.).

[168]“Вы не верите, ибо вы не из овец Моих” (лат.).

[169]“Если бы Я не сотворил дел, каких никто другой не делал” (лат.).

[170]Где Бог твой? (лат.)

[171]Во тьме восходит свет правым (лат.).

[172]Отвечай (лат.).

[173]Не отвечай (лат.).

[174]Двое или трое в одном (лат.).

[175]Первосвященник Господа (лат.).

[176]Вы не так (лат.).

[177]Паси овец Моих (лат.).

[178]Твоих (лат.).

[179]Высший закон — высшие беззакония (лат.).

[180]Не упразднить Креста (лат.).

[181]Истинные ученики, истинные израильтяне, истинно свобод­ные, истинная пища (лат.).

[182]“Приклони сердце мое, Господи, к [откровениям Твоим]” (лат.).

[183]Те, кто любит (лат.).

[184]Господь склоняет сердца их (лат.).

Наши рекомендации