Дальнейшее «сжатие» задачи

После того как вы поставили перед собой все эти вопросы, наступа­ет время задать следующий: «Как еще?..» или: «Что еще?..» И то­гда из вашей задачи можно будет выжать еще кое-что.

«О. М. Скотт энд Компани», ведущая фирма по распространению про­дукции для садоводов, продает семена, удобрения, пестициды и прочее. В свое время эта фирма была лишь небольшим магазином, пытавшимся конкурировать с такими гигантами, как «Сире»-, «Рубак энд Компани» и «Доу кемикал». Продукция молодой фирмы была хорошей, но не лучше, чем у конкурентов.

Скотт сформулировал задачу так: как завоевать рынок? Затем эта об­щая задача была сужена до нескольких конкретных, и в конце концов остановились на следующей формулировке: как сделать нашу продук­цию отличной от продукции других компаний?

Все товары для сада практически одинаковы. Они претенциозно рекла­мируются как «разработанные на научной основе», к ним прилагаются подробные описания того, как, сколько и чего следует вносить в почву при данном ее типе и при определенной температуре. Во всех инструк­циях, прилагаемых к товарам, до потребителя так или иначе доводится мысль, что засеивание газона есть высокоточный, научно контролируе­мый процесс. Как следствие, люди не обращают особого внимания на название фирмы-изготовителя.

Продавцы фирмы Скотта провели опрос среди покупателей, интересу­ясь, как, по их мнению, компания по производству продукции для садо­водов может выделиться из общей массы. Все покупатели жаловались на то, что им не удается правильно и точно засеивать и обрабатывать га­зоны. Скотт сделал акцент именно на этом прискорбном для заинтере­сованных лиц факте, и его сотрудники предприняли так называемую мозговую атаку1 в этом направлении.

Теперь задача получила следующую формулировку: каким образом можно смягчить разочарование покупателей?

Задавая вопросы: «Что еще?..» и «Как еще?..», служащие Скотта при­шли к идее организации курсов по садоводству для покупателей, а позд­нее натолкнулись на идею, принесшую миллионы: это было простое ме­ханическое устройство, получившее название «сеялка Скотта». Речь идет о маленькой тачке с отверстиями, размер которых можно изменять так, чтобы через них высыпалось ровным потоком необходимое коли-

1 Мозговая атака, или брейншторминг, — специальная методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Глава 3. Выбор задачи □ 61

чество семян или удобрения. Пока на рынке не появилась «сеялка Скот­та», ни одна фирма не могла предложить потребителям средство, позво­ляющее контролировать процесс засеивания газона или внесения в почву удобрений. Скотт создал целую серию аналогичных устройств, и вскоре скромный магазин по продаже семян превратился в лидера на рынке товаров для сада.

А вот загадка, которая, казалось бы, не имеет решения, по крайней мере очевидного.

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Если от шести отнять три, можно ли получить четыре? Тот факт, что ответ неочевиден, еще не означает, что его не существу­ет. Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что та­кое четыре? » — и головоломка разгадана. Уберите спички свер­ху, справа и снизу — вот вам и ответ.

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Игры для ума

Ч

тобы выдвигать оригинальные идеи, необходимо не просто видеть то, что видят остальные, но уметь организовать ту или иную информацию по-новому. Это называется активным мышлением.

Вот арифметическое выражение, записанное римскими циф­рами, которые выложены десятью спичками. Выражение это не­правильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спич­кам, не добавляя и не убирая их?

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мыс­ли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому. Пе­реверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.

Какое описание вы можете придумать для следующего ри­сунка?

Большинство людей описывают его как квадрат, заполнен­ный квадратиками и кружочками либо их рядами. Лишь немно­гие воспринимают рисунок как последовательность столбиков с чередующимися квадратиками и кружочками. Это происходит потому, что мы склонны пассивно группировать в уме одинако­вые объекты. Но стоит только указать на возможность воспри­ятия изображаемого в качестве столбиков с чередующимися квадратиками и кружочками, как мы тут же это замечаем.


Глава 4. Игры для ума □ 63

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Для того чтобы выйти за пределы привычных границ, надо на­чать мыслить активно, нужно по-новому организовать информа­цию. Именно формирование и использование новых схем дает толчок для выработки новаторских идей.

Рассмотрим двух кондитеров, занятых изготовлением вафель. Вафли у обоих одинакового качества и продаются по одной цене. Но первый кондитер — пассивно мыслящий человек, а второй — активно мыслящий. По какой-то причине люди вдруг перестают покупать вафли. Наш пассивный мыслитель смиряется и свора­чивает дело, в то время как активный сворачивает вафлю кону­сом и изобретает новый продукт — мороженое в вафельной тру­бочке. Пассивно мыслящий торговец не может продвинуться дальше заданной информации, а активно мыслящий постоянно трансформирует имеющуюся информацию в новые идеи.

Игры для ума представляют собой конкретные техники раз­вития качеств активного мыслителя. Игры для ума сочетают в себе концепции линейного и интуитивного мышления, которые в равной степени необходимы для оптимального творческого процесса. Основное различие между линейными и интуитивны­ми головоломками заключается в том, что первые структуриру­ют известную информацию, а вторые — создают новую, исполь­зуя прозрение, воображение и интуицию.

64 □ Часть 1. С чего начать

У человека два глаза, два уха, две руки и два полушария го­ловного мозга. Наше левое полушарие «мыслит» словами и сим­волами, а правое — образами. Линейные игры для ума нацелены на функцию левого полушария, интуитивные — на функцию правого.

В приведенной ниже таблице показана разница между пра­вым и левым полушариями мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Обработка только одного фрагмента информации

Линейная обработка информации

Последовательные действия

Письмо

Анализ

Связь идей

Абстракция

Формирование категорий

Логика

Рассудочность

Суждение

Математика

Вербальная память

Использование символов

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Интеграция в единое восприятие многих данных

Образное мышление

Знание без четких определений

Рассмотрение решения в целом

Рассмотрение сходства

Интуиция

Озарение

Внутреннее чувство

Синтез

Визуализация

Зрительная память

Распознание образов

Привязка вещей к настоящему

Левое полушарие работает в основном на писателей, матема­тиков, ученых; правое полушарие — на художников, скульпто­ров, музыкантов. Запоминание имени человека — это функция левого полушария; а запоминание лица — функция правого. Чтение книг о правилах игры в гольф — для левого полушария; а вот внутреннее чувство правильного удара в гольфе — работа правого.

Представьте себе длинный пассажирский состав, движущий­ся по рельсам. Человек смотрит на проходящий поезд, наблюдая

Глава 4. Игры для ума □ 65

за тем, как состав проносится мимо, вагон за вагоном. Сначала наш наблюдатель видит локомотив, затем первый вагон, второй, третий и т. д. Если у этого человека хорошее боковое зрение, он может уловить части состава, те, которые уже миновали, и те, ко­торые еще не дошли. Другой человек смотрит на тот же поезд с ле­тящего самолета и видит весь состав, от локомотива до последне­го вагона. Такова и разница между полушариями мозга. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фраг­мент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в це­лом, на уровне интуиции.

Руководство к действию

Я не стану рекомендовать вам штудировать эту книгу от корки до корки, как учебник, и изучать одну головоломку за другой. Го­раздо полезнее играть в эти «игрушки» в режиме, который лично для вас приятнее, с тем чтобы стимулировать воображение. Изо­бретите собственный, уникальный метод применения предлагае­мых игр для ума. У вас может возникнуть соблазн использовать одну или две игры, понравившиеся вам больше всего, однако помните, что заниматься разными играми гораздо продуктивнее.

Если вы остановите выбор на какой-либо одной игре, она мо­жет оказаться отличной техникой выработки идей, но это не зна­чит, что вы нашли оптимальный путь.

В школе вы складывали числа в столбик. Получив правиль­ный ответ, вы переходили к следующему примеру. Люди часто переносят этот образ действий на область творческого мышле­ния. Выяснив ответ, они прекращают размышлять. Они вполне Довольны первым найденным решением. Но жизнь заметно отли­чается от школьной арифметики. Вторые ответы могут оказаться лучше первых: они позволят снизить затраты, приобрести новый статус, сделать вещи качественнее, красивее, более простыми в использовании и многое другое. Нет причин полагать, что пер-вый полученный вами ответ окажется наилучшим.

Как-то я пошел в свой любимый ресторан. Направились туда и мои зна­комые — в то же время и из того же места, — но добрались они намного раньше меня. Я спросил, какой дорогой они шли. Знакомые ответили,

3 Зпк. 1045

бб □ Часть 1. С чего начать

что выбрали самый простой путь: свернули на аллею, которая и привела их прямо к ресторану.

Моя дорога всегда казалась мне наилучшей, и потому я никогда не пы­тался искать другую. Я даже не задумывался, существует ли она вооб­ще. Я не раз проезжал мимо той аллеи, но никогда ее не исследовал. По­скольку я ни разу не пытался пройтись по ней, то и не знал, насколько она хороша. Удобный путь, как правило, ничем не обозначен, ничто не наводит на мысль, что его стоит обследовать. А ведь этот путь может привести вас к чему-то весьма полезному. И если вы не исследуете его, то так и не узнаете, насколько он для вас выгоден.

Вторая причина, почему следует пользоваться различными техниками, заключается в том, что это помогает развивать твор­ческий подход. Хороший актер играет самые разные роли и часто настолько входит в роль, что полностью перевоплощается в того или иного персонажа.

Хороший актер гордится своим талантом перевоплощения, своей способностью создавать образы — от комических до траги­ческих. Чем больше ролей он исполняет, тем более совершенству­ется его мастерство. Богатый опыт добавляет глубины его мастер­ству исполнения.

Вы тоже должны испытывать гордость за свои способности к активному, творческому мышлению. Возможность использова­ния любой из техник добавит глубины вашему мышлению. Если вы практически поработаете со всеми играми для ума, то всегда сможете прибегнуть к какой-либо из них для решения возник­шей проблемы.

Некоторые из этих «игрушек» подобны передаче заднего хода машины. Она есть, но ею редко пользуются — мало кто ездит по дороге задом наперед. Но, с другой стороны, она необходима, и ею обязательно надо уметь пользоваться — хотя бы для того, чтобы иметь возможность маневрировать, когда нельзя двигаться впе­ред.

Суть дела заключается в том, чтобы научиться применять на практике игры для ума. Если вы просто с ними ознакомитесь и не будете использовать, то уподобитесь человеку, который, бросив лепесток розы в глубину Большого Каньона, ждет, когда отзовет­ся эхо.

Вот некоторые советы по применению игр для ума.

Работайте с каждой игрой в отдельности. Применяйте ее снова и снова, пока не почувствуете, что полностью освоили даЯ'

Глава 4. Игры для ума □ 67

дую технику. На это потребуется от нескольких часов до несколь­ких дней.

Выбирайте и линейные и интуитивные игры, чтобы восполь­зоваться преимуществами обоих полушарий мозга. Левое полу­шарие управляет логикой и речью, в то время как правое превос­ходно справляется с невербальными (несловесными) задачами. Исследование процесса мышления творчески одаренных людей показало, что они используют возможности обоих полушарий мозга.

Выбирайте игры наугад. Напишите их названия на листках бумаги и положите в свой «контейнер». Как только перед вами возникнет проблема, встряхните контейнер и вытащите оттуда наудачу название одной из «игрушек».

Игры для ума помогают выдавать множество идей, а количе­ство — ключ к творчеству. Алекс Осборн, один из пионеров в об­ласти исследования творчества, говорил: «Количество, количе­ство и еще раз количество! Вот девиз дня». И добавлял: «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель». Пи­сатель же Стендаль однажды заметил: «Как пароходу необходим уголь, так мне необходимы три-четыре кубических фута идей вдень».

После развлечений с играми для ума на вас посыплется такое количество хороших идей, что вы будете чувствовать себя как сладкоежка в кондитерской лавке, желающий съесть буквально все.

Естественно, если так и поступить, не избежать расстройства желудка. Точно так же вы не можете «перепробовать» все свои идеи, и потому нужно ознакомиться с четким руководством, ко­торое поможет вам сделать правильный выбор.

1. Записывайте все идеи в порядке поступления.

2. Просматривайте список. Благодаря этому вы подсознательно расставляете приоритеты.

3. Выработайте критерии отбора идей. Кажется, задача невы­полнимая, и все же сделать это необходимо. Критерии, естест­венно, будут зависеть от конкретной задачи и меняться в соот­ветствии с изменением целей. Критерии при составлении плана рекламной кампании должны, разумеется, отличаться от критериев при выборе нового фасона ботинок. Программа

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

асть 2 ИНЕЙНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ УМА

выплаты премий и программа проведения переговоров также должны оцениваться по разным критериям. И так далее. 4. Чтобы разработать критерии, следует задать себе некоторые ключевые вопросы. о Какие стандарты применимы к этим идеям? о Как можно определить слабые и сильные стороны этих идей? о Какие критерии являются существенными, желательны ми, необязательными? о Как лучше сравнивать и анализировать идеи? о Какие критерии лучше всего помогут в реализации идей? 5. Вынося окончательное решение, прибегните к интуиции. Ис пользуя критерии, необходимо свести огромное количестве идей к нескольким избранным. Не поддавайтесь соблазну ана лизировать все и вся. Доверяйте своей интуиции, особенно ее ли она подсказывает, что идея, не отвечающая никаким кри териям, все же является столь многообещающей, что ее стоит реализовать. Для маркировки идей можно использовать следующую про стую схему: о прекрасно подходит; о вероятно, подойдет, — нуждается в доработке; о есть шанс, что подойдет, — требует серьезного улучшения; о 50 на 50 — можно выбрать другой путь; о слишком долгий путь — отложить. Вы можете так никогда и не выбрать позиции «50 на 50» i «слишком долгий путь», но если они будут в вашем списке, вь всегда будете считаться с указанными вариантами, и это по зволит вам не упустить своего шанса. 6. Добивайтесь обратной связи для получения сведений о том каким образом воплотились в жизнь ваши лучшие идеи. Ис пользуйте для этого методику, описанную в главе 36 «Сове' убийц».

68 □ Часть 1. С чего начать

70 □ Часть 2. Линейные игры для ума

В

се линейные игры разделяются на три группы — А, В, С. Игры группы А позволяют трансформировать имеющуюся информацию различными путями: записыванием, разделени­ем, комбинированием и манипулированием — это открывает новые возможности для решения проблемы. Меняя точку зре­ния, вы переходите от одной идеи к другой, пока не обнаружи­ваете ту, которая вам нужна. Так же как человек перескакива­ет с камня на камень, стремясь оказаться на другом берегу реки, вы перепрыгиваете от идеи к идее, приближаясь к своей цели — выбору.

Фальшивые лица

Прием: изменение исходных установок.

Краткое описание: как выработать идею путем отказа от обще­принятых установок.

Ломтики и кубики

Прием: составление списка характерных свойств. Краткое описание: как выдвинуть новаторскую идею путем от­бора характерных признаков.

Препарированная вишня

Прием: дробление задачи на части.

Краткое описание: как вырабатывать идеи, деля задачу на две и

более составляющих, а затем комбинируя их разными способами.

Пузырьки мыслей

Прием: составление схемы мыслей.

Краткое описание: как составить схему мыслей так, чтобы она

заблистала новыми идеями.

Вопросы «Скампер»

Прием: постановка вопросов.

Краткое описание: как, манипулируя имеющимся в распоряже­нии, получить нечто другое.

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Фальшивые лица

Все военные действия зиждутся на об­мане.

Сунь Цзы

В

згляните на рисунок. Какой отрезок, по-вашему, длиннее, АВ или CD?

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

На первый взгляд кажется, что длиннее АВ, хотя на самом де­ле оба отрезка равны. Но убедиться в этом можно, только измерив отрезки.

Представьте, что вы строите дом, используя метровую рулет­ку, длина которой на самом деле на 1 см меньше. Если во время работ производить все измерения такой рулеткой, не зная, что она укороченная, то абсолютно все — стены, окна, потолки, две­ри — будут иметь неправильные размеры. Однако если начать строительство с проверки рулетки, подобная ситуация вряд ли возникнет.

Это справедливо и при решении любой проблемы: неверная исходная посылка неминуемо ведет к ложному результату.

Иногда наши представления кажутся столь незыблемыми, что мы и думать не думаем подвергать их сомнению. Посмотрите

72 □ Часть 2. Линейные игры для ума

на следующий рисунок. Мы полагаем, что более удаленная фигу­ра, которая внешне ничем не отличается от тех, что расположены ближе к нам, должна быть на самом деле меньше, поскольку все­ми признано, что предметы и люди по мере удаления как бы уменьшаются. Но в данном случае это предположение неверно. Измерьте мужские фигуры линейкой, и вы убедитесь, что все они одного роста.

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Многие предположения сохраняются веками, но это не всегда гарантирует их справедливость и обоснованность. Время от вре­мени они обнаруживают свою ошибочность, которую мы долгое время принимали за истину, не допускающую сомнений.

Посмотрите на рисунок. Как можно соединить все девять то­чек тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги?

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Глава 5. Фальшивые лица □ 73

Пытаясь решить эту задачу, многие имеют в виду следующее.

1. Линии не должны выходить за границы квадрата.

2. Линии должны проходить через центр точек.

На самом деле ни одно из этих ограничений не упоминалось в условиях задачи. Отбросьте их, и вы легко найдете решение.

Рассказывают, что Томас Эдисон, перед тем как принять в свою фирму нового сотрудника, приглашал его домой отобедать. Если приглашенный брался за солонку прежде, чем пробовал на вкус предлагаемое блюдо, Эдисон никогда не предлагал ему работу. Ве­ликому изобретателю не нужны были работники, чей образ мыс­лей и действий чересчур зависел от повседневных привычек. Его интересовали люди, способные подвергать сомнению то, что дру­гим казалось очевидным. Часто решаемые нами проблемы быва­ют опутаны сетью различных ограничений, сковывающих твор­ческую активность. Допустим, во время заказа на постройку дома вы упоминаете архитектору о том, что хотите установить круглую ручку на дверь, ведущую из кухни в столовую. Для ар­хитектора это будет заранее означать, что такая дверь будет яв­ляться единственно возможным '«средством сообщения» между кухней и столовой — вне зависимости от общей планировки, ди­зайна, способа приготовления пищи и подачи ее к столу. Таким образом, ваше предложение установить круглую ручку на дверь сразу же ограничивает творческие возможности архитектора.

Я придаю столь большое значение необходимости подвергать сомнению исходные установки, дабы показать, что это может от­носиться буквально к любой из них. Конечно, многие вещи следу­ет считать само собой разумеющимися, да и вряд ли у кого-то най­дется время и желание оспаривать абсолютно все. Однако важно понять, что в мире нет ничего, не допускающего сомнений. Как только вы это осознаете, перед вами откроются необъятные пер­спективы удивительнейших открытий.

Итак, сомневайтесь и смелее шагайте в неизведанное!

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Сформулируйте возникшую проблему.

2. Запишите ваши исходные установки.

3. Попытайтесь их оспорить.

4. Для каждой исходной установки найдите альтернативную и обязательно ее запишите.

5. Составьте список иных точек зрения на проблему — они могут оказаться весьма полезными.

74 □ Часть 2. Линейные игры для ума

б. Спросите себя, как можно реализовать на практике каждую выдвинутую ва­ми альтернативную установку. Зафиксируйте новые идеи и взгляды относи­тельной вашей задачи.

В течение многих лет в банковских кругах существовало убеждение, что при совершении денежных операций клиенты предпочитают иметь дело со служащими, а не с автоматами. Первым, кто отважился на ново­введение, стал «Ситибанк», решивший в начале 80-х годов установить специальное оборудование, чтобы снизить операционные издержки. Однако, опасаясь потери крупных клиентов, которые, возможно, не за­хотели бы отказаться от привычной формы обслуживания, было реше­но, что все клиенты, имеющие на счетах свыше пяти тысяч долларов, смогут по-прежнему контактировать с «живыми» людьми. Опыт ока­зался неудачным, и уже в 1983 году «Ситибанк» отказался от использо­вания автоматов. При этом его руководство рассматривало итоги экспе­римента как подтверждение правильности мнения о недоверии населе­ния к новой банковской технике.

Через несколько месяцев специалисты другого банка усомнились в справедливости такого предположения и попытались составить собст­венное мнение. Выяснилось, что вкладчики, имеющие на счетах незна­чительные суммы денег, предпочли бы иметь дело с техникой, чтобы не чувствовать себя клиентами второго сорта. Поэтому в банке были уста­новлены автоматы, обслуживающие, впрочем, владельцев как круп­ных, так и мелких счетов. Такой подход полностью себя оправдал. Сей­час даже «Ситибанк» признает, что около 70 процентов денежных операций осуществляется с помощью автоматов.

Банкиры смогли подвергнуть сомнению укоренившиеся пред­ставления о предпочтениях клиентов, потому что взглянули на ситуацию под иным углом зрения. Такой подход позволяет пере­осмыслить любое исходное предположение. Попробуйте кратко сформулировать свою проблему, а затем оцените ее с разных по­зиций. Опишите, какой она будет видеться мужчине и женщине, продавцу и покупателю, начальнику и подчиненному и т. д.

Дальнейшее «сжатие» задачи - student2.ru

Глава 5. Фальшивые лица Q 75

Наши рекомендации