Возрастные особенности пятиклассников

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоян­ного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при не­обходимости следовать требованиям разных учителей. Неко­торые им будут казаться слишком строгими, а некоторые — мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организо­вать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожи­дать резкого возрастания количества драк на переменах и со­ответственно жалоб от родителей.

В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых

Учащихся произойдет временное снижение успеваемости за

чет того, что им придется привыкать к формам и методам

учения, принятым в средней школе. Особые трудности мо-

*ут возникнуть в случае, если педагоги приходят к пятикласс-

кам, выпустив 11-й класс, поскольку и самим учителям

Жно менять методы работы. Однако высокий познаватель-



ЧйСТЬ 2. УРОКи ПСиИОЛОГии В CPEHHIU ШКОЛ|

ПятыО класс




Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru ныи интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хо­рошо учиться помогут им восстановить привычную успевае­мость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются про­цессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессив­ность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми спо­собами. Это может проявляться в демонстративном употребле­нии ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек или взрослых). Или в столь же демонстративном противосто­янии требованиям взрослых (находясь при этом в очевидно детской позиции: «не хочу, не буду»). В классе может по­явиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из уча­щихся будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличност­ных отношениях внутри класса: перераспределения дружес­ких компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными и на них начинает влиять начавшееся под­ростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно зак­лючить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива*.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудо­вольствием воспринимается родителями, которые относят но­вые проявления в поведении своих детей к их недостаткам-Поэтому некоторые учащиеся к концу пятого класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может при­вести к снижению их самооценки. Полезно во второй половя-

не учебного года особое внимание обратить на осознание уча­щимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают проти­воречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаива­ют самостоятельность. С другой — требуют любви и внима­ния, тоскуют по детской позиции. У некоторых может по­явиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не увере­ны в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подрост­ками своих взглядов, представлений, мнений необходимо при­нимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.

Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru * Подробнее по этому вопросу см.: Кравцова М.М. Дети-изгои-Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005.

Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru



Чясть 2. Уроки псинологии в срюнсй шкощ

Пятый клисс




                   
    Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru
    Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru     Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru
 
  Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru
    Возрастные особенности пятиклассников - student2.ru
 
 

Наши рекомендации