Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
Актуальность изучения дисциплины «Профессиональная этика» определяется значимостью этического фактора в современных цивилизационных процессах, фактом включенности профессиональной этики в современную культурную и политическую жизнь, усложнением социо-культурных и профессиональных связей в процессе глобализации.
Курс «Профессиональная этика» ориентирован на то, чтобы показать связь между базисными принципами профессиональной этики и их практическим воплощением в профессиональной деятельности. Описание профессиональной этики дается на нескольких уровнях: правовые нормы, этические кодексы, нормы этикета – при одновременной иллюстрации взаимосвязи этих уровней.
Методологическая основа преподавания «Профессиональная этика» - научность (объективность) и мировоззренческая нейтральность. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с различными подходами к профессиональной этике – как с богословско-теологическими, так и с философскими, научными, профессиональными, представить различные позиции, не вступая в мировоззренческую полемику. В таком ключе можно раскрыть содержание профессиональной этики, её роль в жизни общества на основе фактического материала, осветить проблемы происхождения и эволюции профессиональной этики, ее кодификации и развития.
Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: профессональная этика рассматривается именно с точки зрения сложившейся общественной практики.
На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 1. следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:
Золотое правила нравственности | «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Золотое правило стало основой философии нравственности и выступает как средоточие житейской мудрости. |
Имморализм | позиция, которая призывает встать «по ту сторону добра и зла»; это отрицание морали как системы норм и запретов. |
Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.
Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса
1. | Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата | Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса |
2. | Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра | Работа с ФГОС ВПО |
3. | Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами | Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей |
4. | Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей | Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины |
5. | Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Образовательные технологии |
6. | Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности | Виды, содержание, формы и средства контроля |
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Профессиональная этика».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.
Выбор методов и форм обучения может определяться:
• общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;
• особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
• целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
• временем, отведенным на изучение того или иного материала;
• уровнем подготовленности слушателей;
• уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
• уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Профессиональная этика» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
К проблемным формамотносится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Профессиональная этика». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
№ темы | Тема | Аудиторные часы |
Роль профессиональной этики в совершенствовании и развитии общества на принципах гуманизма, свободы и демократии | ||
Этические проблемы психологической практики |
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Профессиональная этика» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем общекультурной эрудиции обучающихся, с недостаточностью подготовки и базовых гуманитарных знаний, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Семинарпроводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения профессиональной этики:
a. семинар;
b. учебная конференция;
c. коллоквиум;
d. проблемный семинар;
e. вебинар.
В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:
1. диспут по проблемным темам, например:
• Противоречия сложившейся практики и принципов профессиональной этики.
• Проблемы кодификации этических норм.
2. выполнение творческой работы, например:
• подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;
• историографическое исследование по теме семинара.
3. сбор, обработка и оформление собранного материала по индивидуальному заданию в области вопросов профессиональной этики как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);
4. интервью с практикующим психологом на темы профессилональной этики, сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);
5. подготовка и проведение вебинара.
Примерный план проблемного семинарского занятия
№ 6. Этические нормы в работе психолога с детьми и людьми с ограниченными возможностями
Время – 2 часа
ЦЕЛЬ: рассмотреть этические нормы в работе психолога с детьми и людьми с ограниченными возможностями, проблемы, возникающие при их применении в практике, причины нарушений этих норм.Основные вопросы к семинару
1) Этические нормы в работе с детьми;
2) Этические нормы в работе с инвалидами.
3) Нарушения этики в работе с психиатрическими пациентами.