Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
Актуальность изучения дисциплины «Социальная работа с девиантами» определяется значимостью моральных ценностей в профессиональной деятельности социального работника Изучение методологических и методических основ профессиональной этики необходимо для становления личности социального работника. Профессиональная этика рассматривается как одна из основных специализирующих дисциплин, составляющих основу общенаучной и профессиональной подготовки социального работника. Данный курс преследует не только общеобразовательные, но и воспитательные цели. В ходе обучения у будущего социального работника развивается интерес к профессии, чувство профессионального долга, формируется профессиональная этическая направленность его личности.
Усвоение студентами в процессе профессиональной подготовки этических норм и правил, руководствоваться которыми необходимо в теоретической и практической деятельности на всех уровнях, позволят повысить качество подготовки специалистов, эффективность самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.
На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 7 следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:
Карательный контроль | запрет какого-либо действия и наказание за нарушение данного запрета |
Компенсирующий контроль | побуждение нарушителя норм к возмещению ущерба, исправлению ситуации |
Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса:
1. | Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата | Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса |
2. | Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра | Работа с ФГОС ВПО |
3. | Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами | Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей |
4. | Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей | Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины |
5. | Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Образовательные технологии |
6. | Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности | Виды, содержание, формы и средства контроля |
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Социальная работа с девиантами».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПбУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами.
Выбор методов и форм обучения может определяться:
-общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;
-особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
-целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
-временем, отведенным на изучение того или иного материала;
-уровнем подготовленности слушателей;
-уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
-уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Профессионально-этические основы социальной работы» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
Примерные темы для проблемных лекций:
№ темы | Тема | Аудиторные часы |
Девиантология как научная дисциплина | ||
Социальные нормы как фундамент общественного бытия и проблемы определения девиантного поведения |
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Социальная работа с девиантами» связана, кроме дидактических преимуществ, с низким уровнем общекультурной эрудиции обучающихся, с недостаточностью подготовки и базовых гуманитарных знаний, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т.п.). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения профессионально-этических основ социальной работы:
- семинар
- проблемный семинар
- защита рефератов.
В семинарской группе могут осуществляться такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:
· диспут по проблемным темам, например:
1. Интеграция христианской морали и славянской духовности.
2. Справедливость и нравственность: общее и различия.
3. Социальная работа как призвание и как профессия.
· выполнение творческой работы, например:
а. подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;
б. написание реферата и его защита.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование
ОК – общекультурная компетенция
ОП –образовательная программа
ПК – профессиональная компетенция
СРС – самостоятельная работа студентов
РФ – Российская Федерация
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
Разработчик: Кафедра ФСиП СПбУУиЭ | Ст. преподаватель | Андронов И.С. | ||
(занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
Эксперты:
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) | ||
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
ПЛАН КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
студентов ________группы по дисциплине «Социальная работа с девиантами»
Й семестр
Виды учебной деятельности | Контрольная точка 1 | Контрольная точка 2 | Контрольная точка 3 | Контрольная точка 4 | Итого текущий контроль | Промежуточная аттестация | ||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | |
1. Посещение учебных занятий | ||||||||||||
Посещение лекции | ||||||||||||
Посещение практических занятий | ||||||||||||
2. Работа на учебных занятиях | ||||||||||||
Работа на практических занятиях без тестирования | ||||||||||||
Деловая (ролевая) игра | ||||||||||||
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность) | ||||||||||||
3. Самостоятельная работа | ||||||||||||
Написание реферата | ||||||||||||
Написание эссе | ||||||||||||
4. Текущий контроль и промежуточная аттестация | ||||||||||||
Тесты | ||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||
ВСЕГО | ||||||||||||
НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ |