Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

В системе юридических наук философия права выступает основой их познания, является базовой методологической наукой. Ее изучение предполагает достижение нескольких целей: во-первых, усвоение общих знаний о государственно-правовых явлениях; во-вторых, получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; в-третьих, уяснение связи и значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Изучая философию права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только со специальными юридическими науками, но и с социологическими, экономическими и политологическими учениями. Философия права как наука исследует предельно общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность власти нормативной регуляции общественной жизни; соотношение типов и форм правопонимания; место и роль правовой идеологии в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Специально рассматриваются проблемы связи права и морали, правосознания и правовой культуры.

Большое внимание уделяется уяснению философских основ важнейших принципов и понятий современного права, таких как «свобода», «правовое государство», «права человека». В условиях демократизации российского общества важное значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, возвышение общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости.

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса «Философия права»:

№ этапа Содержание этапа Результат этапа
Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Формулировка целей и задач курса в соответствии с ФГОС
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Формирование тем дисциплины. Отбор дидактических единиц, межпредмет-ных связей
Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Описание курса
Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Выбор образовательных технологии
Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

Главной формой учебного занятия по философии права является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В системе организационных форм обучения лекции занимают ведущее и определяющее положение. Первичные знания о философии права в ее исторических версиях студенты получают из уст лектора, а затем их проверяют и обогащают при ознакомлении с учебной и научной литературой, закрепляют на семинарских занятиях, используют при выполнении письменных работ и т.д.

Ценность вузовской лекции состоит в том, что она представляет собой своеобразную путеводную нить, в соответствии с которой студент обретает способность приобщаться к тайне профессионально необходимых и динамично меняющихся знаний и оценок о закономерностях государственно-правовой действительности. Учебники и учебные пособия могут устаревать или содержать в себе субъективистские подходы в трактовке некоторых положений о государстве и праве, поэтому теоретически насыщенную современными знаниями, ориентированную на российскую политико-юридическую практику лекцию, прочитанную специалистом, невозможно ничем заменить. К тому же содержание и качество лекции определяют основные параметры работы студентов на семинарских занятиях, прогнозируя такие черты как: дискуссионность, актуальность, практическую значимость рассматриваемых вопросов.

Все это свидетельствует о том, что лекции должны, по возможности, конспектироваться студентами, а лектор должен обращать на это внимание, акцентируя внимание на важность излагаемой проблемы, отсутствие по этому вопросу научной литературы, личностный характер теоретических выводов и т.д. Студенты должны самостоятельно прорабатывать конспект лекций, внося в него дополнительные знания, почерпнутые из научной и учебной литературы, сверяя их с авторской концепцией лектора.

Содержание лекционного курса по философии права основывается на «Рабочей программе учебного курса», каждая тема которой раскрывается на лекциях. Поэтому студент может проконтролировать свои знания тем лекционного курса, сверяясь с соответствующими темами учебной программы. При этом следует обратить внимание на то, что в каждой теме программы лаконично излагаются основные вопросы, освещаемые в лекции, формулируются центральные понятия и категории о государстве и праве, подлежащие усвоению.

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Философия права».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые Библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ООП – основная образовательная программа

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ВПО – высшее профессиональное образование

СРС – самостоятельная работа студентов

ТСО – технические средства обучения

СДО – система дистанционного обучения

НИР – научная работа

ЭУП – электронное учебное пособие

Разработчик:

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»   доцент кафедры теории и истории государства и права   А.В.Евсеев
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

           
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
         
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Наши рекомендации