Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Актуальность изучения дисциплины «Региональное развитие и рынок труда» определяется значимостью представлений о развитии регионов страны, в частности, Северо-Западного региона и специфике рынка труда, об отдельных аспектах социально-трудовых отношений.

Изучение методологических и методических основ регионального развития и рынка труда необходимо для профессионального становления социального работника.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая студентов к составлению Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 5 следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

Трудовые ресурсы   часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.
Трудовой потенциал имеющиеся в настоящее время и прогнозируемые в будущем трудовые возможности страны, региона или предприятия.

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании

Содержания курса

Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля


При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Региональное развитие и рынок труда».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса ФГОС. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем подготовленности слушателей;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Региональное развитие и рынок труда» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии.

В качестве методических приемов создания проблемных ситуаций можно предложить следующие:

· изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

· побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т. п.

В форме проблемной лекции можно провести занятие по теме 3 «Потенциал региона». При подготовке к слушанию данной лекции студенты получают самостоятельное задание:

· Проанализируйте природные и хозяйственные условия , ресурсы региона.

· Оцените население региона, его основные характеристики(экономически активное население, численность безработных и др.). Проследите влияние демографического фактора на экономическое развитие региона.

· Проведите оценку экономического потенциала региона.

· В конце подведите итог и сделайте выводы по заданной теме.

Проблемный семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы студентов, как:

· семинар -развернутая беседа;

· проблемный семинар.

Семинар можно провести в форме развернутой беседы, во время которой демонстрируются иллюстративные материалы (презентация).

Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов, разумеется, при использовании всех средств их активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д. Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

В форме проблемного семинара можно провести занятие по теме 5 «Занятость населения в Северо-Западном регионе».

Методические рекомендации по подготовке к семинару:

1) Рассмотреть демографическое состояние населения Северо-Западного региона. Определить его численность.

2) Выделить основные проблемы занятости населения в регионе.

3) Предложить пути решения проблем занятости, наблюдающихся в регионе.

4) В конце подведите итог и сделайте выводы по заданной теме.

Презентация - это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые проекты, идеи и т.п. В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше.

Презентация является одной из форм самостоятельной работы студентов. Для презентации выбираются актуальные темы в соответствии с тематикой изучаемой дисциплины. Студенты занимаются подготовкой слайдов, схем, таблиц, образцов документов. В результате работы студент представляет презентацию, готовит устное выступление по выбранной теме и отвечает на вопросы учебной группы, возникающие в ходе показа.

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

АМО- активные методы обучения

ВПО – высшее профессиональное образование

Д – диалоговый метод

ДОУ- документационное обеспечение управления

ДС - дискуссионный метод

ИС - исследовательский метод

ОИ -объяснительно-иллюстративный метод

ОК– общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

СРС –самостоятельная работа студентов

ПК -профессиональная компетенция

ПКВ -профессиональная компетенция вузовская

ПС - проблемно-ситуационный метод

Р – репродуктивный метод

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

Разработчики:

Кафедра философии, социологии и психологии   доцент   Е.В. Королева
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

Эксперты:

         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

Приложение 1. План учета контрольных точек в ходе VII семестра

Наши рекомендации