Тематика контрольных работ
Тема 1 . Социально-психологический климат группы
1. Понятие психологического климата.
2. Психологическая совместимость.
3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.
4. Пути оптимизации социально-психологического климата группы.
Задания по формированию практических компетенций
1. Опишите социально-психологический климат в вашей студенческой группе (или в рабочей группе).
2. Дайте рекомендации: что, на Ваш взгляд, необходимо делать, чтобы повышать эффективность совместной деятельности группы и формировать её сплочённость?
Тема 2. Динамические процессы в группе
1. Определение «групповая динамика».
2. Характеристика динамических процессов в группе.
3. Лидерство и руководство в группе.
4. Влияние группы на личность.
Задания по формированию практических компетенций
1. Составьте психологический портрет лидера студенческой группы.
2. Подберите жизненные ситуации, иллюстрирующие конформное поведение человека в группе, и ответьте на вопрос: конформизм – это хорошо или плохо?
3. Пришло время сдавать экзамен по психологии. Как Вы думаете, лучше сдавать экзамен вместе с вашей группой или один на один с преподавателем? Объясните свой выбор. Как группа воздействует на поведение человека?
Тема 3. Основные социальные процессы и поведение человека
1. Социальное научение и подкрепление.
2. Социальный контроль.
3. Социальная фасилитация.
4. Просоциальное и асоциальное поведение.
Задания по формированию практических компетенций
1. Приведите примеры просоциального поведения человека. Ответьте на вопрос: почему люди помогают друг другу?
2. Предложите рекомендации по теме «Профилактика асоциального поведения в семье».
Тема 4 . Общение как социально-психологическое явление
1. Феномен общения в современной психологии.
2. Общение как коммуникация.
3. Общение как социальная перцепция.
4. Общение как интеракция.
Задания по формированию практических компетенций
1. Подберите жизненные ситуации, иллюстрирующие различные виды общения. Занесите данные в таблицу:
№ | Вид общения | Пример жизненной ситуации |
2. Разработайте памятку для сотрудников «Эффективная коммуникация на работе».
Тема 5. Возникновение и формирование межличностных отношений
1. Межличностные отношения и их характеристика.
2. Виды межличностных отношений.
3. Уровни взаимоотношений.
4. Пути оптимизации межличностных отношений в семье и профессиональной жизнедеятельности.
Задания по формированию практических компетенций
1. Как Вы считаете, существует ли «мужская» и «женская» дружба? Выразите и опишите научную и свою точку зрения.
2. Дайте ответ на следующий вопрос: «Как вы будете использовать знания по этой теме для оптимизации ваших отношений со студентами своей группы?»
Тема 6. Конфликты в организации
1. Служебный конфликт (конфликт в организации) и его характеристика.
2. Классификация конфликтов в организациях: конфликт «личность – личность», конфликт « группа – группа», конфликт «группа – личность».
3. Способы конструктивного решения конфликтов в организациях.
Задания по формированию практических компетенций
1. Составьте перечень типичных конфликтных ситуаций в студенческой группе и предложите алгоритм разрешения этих ситуаций.
2. Подберите афоризмы, цитаты о конфликте. Прокомментируйте наиболее понравившийся Вам афоризм.
3. Найдите образ героя в художественной литературе, подходящий под описание какого-либо типа конфликтной личности и дайте ему характеристику.
Тема 7. Общение как основная сфера жизнедеятельности личности
1. Общение - ведущий фактор развития личности.
2. Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный.
3. Общительность как качество личности.
4. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение.
5. Продуктивное общение.