Содержательное определение границ психотерапии и социально-психологического консультирования
Критерии | Психотерапия | Социально-психологическое консультирование |
Цель | Целью психотерапевтического процесса является, прежде всего, изменение личности клиента: изменение привычных способов реагирования и восприятия ситуаций, поведения, отношений и т.д. | Цель психологического консультирования всегда более конкретна и предполагает оценку проблемы клиента, анализ ее причин и определение путей ее разрешения. |
Процесс | Психотерапия - это "опыт изнутри", процесс обнаружения, переживания и проживания опыта клиентом в сопровождении психотерапевта. В психотерапии путь решения проблемы клиента не задан заранее, а рождается в процессе. Другими словами, найденный ответ на вопрос как результат поиска и внутреннего усилия клиента, становится неотъемлемой частью его личности. | Предлагает "взгляд со стороны", раскрывающий способы лучшего использования собственных ресурсов и улучшения качества жизни. Оценки проблемы, анализ ее причин, рекомендации по ее разрешению. Получение полезного знания или навыка. |
Акцент | Изменения в личности. | Использование имеющихся у клиентов ресурсов для изменения поведения и развития личности. |
Запрос | Жалобы на «неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также некоторые формы поведения. | Проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды. Обычно подчёркивание негативной роли других людей в возникновении собственных жизненных сложностей. |
Направленность во времени | Прошлое, настоящее, будущее. | Настоящее, будущее. |
Продолжительность | Процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях. | Психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента). |
Процесс социально-психологического консультирования
Стадии процесса консультирования
Установление доверительных отношений
Эффективному взаимодействию клиента и консультанта способствуют следующие условия: эмпатическое понимание, безусловное принятие клиента и конгруэнтность консультанта.
Эмпатическое понимание
Эмпатическое понимание включает в себя два психологических термина: эмпатия и понимание.
Эмпатия – это способность проникать во внутренний мир другого человека и в то же время выходить из него в нужный момент, полностью не идентифицируя себя с другим человеком. Эмпатическое понимание – это способность понимать мысли, чувства, поведение другого человека и смысл сказанного им (чувствовать как он, вместе с ним).
Но при этом консультант не может чувствовать абсолютно то же самое, что чувствует его клиент. Он может лишь представить себя на месте клиента, чтобы лучше понять его состояние.
Не следует смешивать понятия «эмпатия» и «сочувствие», «сострадание». Сочувствуя кому-то, специалисты могут испытывать негативные эмоции и при этом становиться глубоко расстроенными, подавленными. В таком состоянии консультант вряд ли сможет объективно оценивать обстановку и тем более помогать клиенту. Эмпатическое понимание означает умение понимать клиента, но при этом оставаться собой, не впадая глубоко в положительные или отрицательные эмоциональные состояния.
Конгруэнтность
Конгруэнтность — это умение быть открытым по отношению к клиенту, быть в гармонии со своим внутренним миром, быть искренним, быть самим собой.
Общаясь с клиентом, консультант должен уметь осознавать свои чувства и сообщать о них клиенту, когда в этом есть необходимость. Консультант также должен уметь оставаться собой, а не прятать свои эмоции под маской профессионализма.
Чем больше искренности и конгруэнтности проявляет консультант во взаимоотношениях с клиентом, тем больше вероятность того, что в дальнейшем в судьбе клиента произойдут положительные изменения.
В настоящее время в психологическом консультировании выделяют три аспекта конгруэнтности:
· умение быть собой, то есть быть таким, какой ты есть, не пытаясь выглядеть лучше (быть честным по отношению к клиенту, настолько насколько это возможно);
· психологическая зрелость консультанта, то есть степень открытости консультанта для получения нового опыта;
· индивидуальный стиль консультирования, который складывается не из того, что консультант делает, а из того, как он это делает.
Будучи самим собой в процессе общения с клиентом, не стоит забывать, что консультирование ставит перед собой цель оказания помощи клиенту, а не отработки и решения наших собственных проблем. Если на каком-либо этапе работы консультант вдруг начинает признаваться себе в том, что он не может оставить за дверью кабинета свои проблемы, и они продолжают занимать его в процессе сессии, скорее всего, это означает, что ему самому следовало бы обратиться за помощью к специалисту. Возможно, что прохождение групповой или индивидуальной терапии снова вернет его в нужное русло.